Медицинское образование и профессиональное развитие № 4 (56) 2024

Медицинское образование и профессиональное развитие

журнал сообщества медицинских преподавателей

Журнал призван объединить медицинских преподавателей: он посвящен прикладным вопросам преподавания в медицинских и фармацевтических вузах, колледжах, отслеживает новые тенденции в развитии методов обучения и оценки знаний, повышающих эффективность преподавания и обучения.

В журнале предполагается публикация переводов некоторых наиболее значимых статей из зарубежных журналов и книг, посвященных медицинскому образованию, в частности таких журналов как Medical Education, Medical Teacher и др.


Текущий номер
4 . 2024
Технологии обучения

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ "ТЕРМОМЕТРИЯ" В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ: ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация

Введение. Развитие цифрового образования и внедрение средств цифровой педагогики и дидактики ограничены отсутствием достаточного количества научных исследований, доказательной базы их эффективности. Одним из ключевых шагов для преодоления существующих проблем и барьеров может стать внедрение в процесс реализации образовательных программ различных образовательных технологий, в том числе средств электронного обучения.

Цель - оценить эффективность использования мультимедийного пособия "Термометрия" при обучении студентов медицинского вуза по дисциплине "Пропедевтика внутренних болезней".

Материал и методы. Разработано мультимедийное учебное пособие "Термомет­рия", содержащее теоретический материал, примеры графиков температурных кривых, тестовые задания и задачи. С целью оценки эффективности данного учебного мультимедийного пособия было проведено одномоментное исследование, в ходе которого студентам III курса в процессе освоения темы "Термометрия" было предложено в дополнение к основным источникам литературы использовать разработанное нами пособие. В исследование включены 215 студентов, разделенных на две группы: 1-я группа представлена 111 студентами, которым наряду с традиционным обучением предлагалось использовать мультимедийное пособие; 2-я группа представлена 104 студентами, обучавшимися по традиционной методике. В конце занятия студентам обеих групп предлагалось пройти электронное тестирование. По завершении тестирования проведен опрос студентов о качестве, пользе и эффективности примененного мультимедийного пособия. Статистическую обработку полученных результатов проводили в программе MedCalc с использованием методов непараметрической статистики.

Результаты. При оценке количества правильных ответов в группах было выявлено, что студенты 1-й группы показали на 15,4% больше правильных ответов по сравнению со студентами 2-й группы (p<0,0001).

Заключение. Данные анкетирования студентов, проведенного по итогам применения мультимедийного пособия, позволяют сделать вывод, что подавляющее число опрошенных студентов детерминируют мультимедийное пособие как качественное, полезное и эффективное дидактическое средство обучения.

ПРОВЕДЕНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ХИМИИ СРЕДСТВАМИ MOODLE

Аннотация

В работе представлен опыт подготовки заданий для проведения внутреннего вступительного экзамена по химии в ФГБОУ ВО ДонГМУ Минздрава России в тестовом формате с использованием дистанционных образовательных технологий на базе среды Moodle. Проведенный анализ качества тестового материала средствами встроенного модуля статистического анализа показал надежность разработанного сценария вступительного испытания. С помощью параметров индекса легкости, эффективности дискриминации были выявлены слабые вопросы и выработаны рекомендации по улучшению качества составляемых заданий.

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ И ТЕРАПИИ" В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Аннотация

Динамичные изменения научной, информационной и материально-технической базы здравоохранения влияют на требования профессиональных стандартов для врачей-специалистов, вводимых Минтруда России. Переход на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования III поколения по различным направлениям подготовки врачей обусловил появление новых дисциплин в медицинских вузах.

Обязательной категорией общепрофессиональных компетенций для врача-терапевта и врача-педиатра являются диагностические и инструментальные методы обследования. Задача формирования компетенций, указанных в образовательном стандарте будущих врачей, требует разносторонней фундаментальной подготовки, в том числе и со стороны знания физических основ диагностических и терапевтических методов. Изучение указанных основ в рамках дисциплины "Физика, математика" не является достаточным. Поставленная задача решается введением в учебный процесс ФГБОУ ВО "Ростовский государственный медицинский университет" Минздрава России новой дисциплины "Физические основы диагностики и терапии". Данная дисциплина представляет собой один модуль, изучается студентами один семестр и преподается на III курсе обучения на лечебном и педиатрическом факультетах. Модуль разработан преподавателями кафедры медицинской физики, математики и информационных технологий. Проведено анкетирование обучающихся, проанализирована обратная связь по вопросам оптимизации и реализации учебного процесса. Определены способы формирования умений, задаваемых реализуемой общепрофессиональной компетенцией. Целями дисциплины являются усвоение студентами физических основ современных диагностических и терапевтических методов, действующих при этом на пациента факторов, получение практических навыков работы с медицинской аппаратурой, а также изучение применения высоких технологий в медицине и здравоохранении.

Опыт фундаментальной подготовки студентов-медиков для реализации общей профессиональной компетенции, связанной с применением диагностических методов и медицинских изделий, предусмотренных оказанием медицинской помощи, может быть использован в других медицинских вузах.

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ВРАЧА С ИСКАЖЕНИЯМИ И ПОТЕРЯМИ ИНФОРМАЦИИ НА ЭТАПЕ СБОРА ЖАЛОБ И АНАМНЕЗА (НА ПРИМЕРЕ ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ)

Аннотация

Исследование эффективности коммуникативных навыков врача является актуальным направлением в российской реальности последние 20 лет. Исследования зарубежных авторов доказывают, что клинические исходы связаны с коммуникативными навыками врача и способствуют формулировке диагностических выводов на основе сбора жалоб и анамнеза. В отечественной медицинской практике признается, что сбор анамнеза является ключевым методом постановки диагноза, однако исследований, посвященных оценке связи коммуникативных навыков с постановкой диагнозов, не так много. Авторы на примере прохождения выпускниками лечебного и педиатрического факультетов коммуникативной станции "Сбор жалоб и анамнеза" в рамках первичной аккредитации проанализировали коммуникативные ошибки, потери и искажения информации при сообщении стандартизированным пациентом своих жалоб и симптомов аккредитуемому врачу. Выяснено, что выпускники лечебного факультета достоверно чаще выявляют все жалобы пациента. Доказано, что количество жалоб, установленных через закрытый вопрос, влияет на искажение информации врачом. Показана взаимо­связь коммуникативных навыков "скрининг" (выявление дополнительных обстоятельств заболевания/состояния) и "обобщение" (повторение врачом информации, полученной от пациентов) с выявлением всех жалоб пациента. Обнаружено, что применение врачом эффективных коммуникативных навыков "скрининг" и "об­общение" снижает использование им неэффективного навыка "закрытый вопрос".

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. МЕЧТА СБЫЛАСЬ И КАК УЧИТЬСЯ? (РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ РОССИИ)

Аннотация

Цель исследования - получить объективную информацию, обычно не учитываемую в официальных документах, которая, возможно, поможет улучшить результаты обучения и снизить необоснованные затраты государства при подготовке медицинских кадров.

Материал и методы. Студентами и преподавателями совместно была разработана онлайн-анкета. В анкетировании приняли участие 454 студента медицинских вузов и медицинских факультетов из разных городов РФ. В статье были обсуждены следующие вопросы и их взаимосвязь между собой: балл ЕГЭ при поступлении, довузовский "анамнез" студентов, образование и работа родителей, от чего зависят успехи учебы, вопросы учебной нагрузки и соответствия университетских требований возможностям и способностям, а также абитуриентским ожиданиям. Особое внимание в данной работе уделено оценке студентами качества образования, в том числе теоретического и практического, самооценке уверенности владения практическими навыками на манекенах, симуляторах и человеке. Кроме того, обсуждены вопросы внеучебной деятельности молодежи и аспекты будущей работы.

Выводы. 1) Для повышения эффективности высшего медицинского образования и оптимизации затрачиваемых на это финансовых средств необходимо разрабатывать пути реализации персональных траекторий в вузовском обучении. 2) Целесообразно активизировать проведение молодежной политики, направленной на укрепление гражданской позиции студентов. 3) Высокий уровень неудовлетворенности студентов практической частью образования наряду с низкой самооценкой уверенности при демонстрации врачебных и доврачебных навыков обусловливает необходимость пересмотреть структуру и географию проведения производственной практики. 4) При ограниченной возможности получения практического опыта на человеке целесообразно максимально широко использовать медицинские симуляторы на семинарских занятиях, добиваясь свободного владения всеми практическими навыками, необходимыми для осмотра пациента, диагностики и оказания экстренной доврачебной и врачебной помощи.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ КВИЗ-ИГРЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Аннотация

Повышение качества образования студентов медицинских вузов - актуальная проблема каждого современного медицинского университета в России. Для ее решения все чаще применяются различные методики геймификации образовательного процесса. В статье представлен опыт применения квиз-игры на аудиторных занятиях по патологической анатомии среди студентов лечебного и педиатрического факультетов.

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ ОРДИНАТОРОВ ПО ТЕМЕ "АНТИМИКРОБНАЯ ТЕРАПИЯ ИНФЕКЦИЙ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ У ДЕТЕЙ"

Аннотация

Практика назначения антимикробных препаратов при инфекциях дыхательных путей (ИДП) у детей по-прежнему вызывает много нареканий.

Цель исследования - оценить знания ординаторов по теме "Антимикробная терапия инфекции дыхательных путей у детей".

Материал и методы. В процессе организованного цикла лекций и семинаров по вопросам антимикробной терапии ИДП у детей был проведен входной и итоговый контроль знаний ординаторов. Тестовые задания состояли из 10 вопросов с пятью вариантами ответов, из них один или несколько были правильными. Максимальная оценка составляла 100 баллов. Результат в 91-100 баллов оценивался как отличный ответ, в 81-90 баллов - как хороший, в 71-80 - как удовлетворительный, ˂70 баллов - как неудовлетворительный. Сравнительная характеристика различий в ответах по входному и итоговому тестированию проводилась по критерию χ2 с коррекцией Йейтса.

Результаты и обсуждение. По итогам входного тестирования знания ординаторов по интересующей теме были оценены как удовлетворительные (средний балл ответов составил 71,5 из 100 возможных). Только 10 (37,0%) ординаторов дали ответы на "отлично" и "хорошо", ответы 15 (55,6%) ординаторов были удовлетворительными, а ответы 2 (7,4%) - неудовлетворительными.

По итогам образовательных мероприятий средняя оценка ответов ординаторов выросла на 11,75 (14,1%) балла - до 83,25 балла из 100 возможных. Результаты ответов расценивались как хорошие. При этом 20 (74,1%) ординаторов ответили на "отлично" и "хорошо". Результаты входного и итогового тестирования достигли уровня статистически значимых различий по критерию χ2, что свидетельствует об усвоении учебного материала.

Заключение. Авторы обозначили проблему недостаточной сформированности и выживаемости знаний у ординаторов по данной теме. Активные методы обучения с использованием онлайн-платформ AMRmap и AMRbook, по мнению авторов, позволяют оптимизировать образовательный процесс.

Кадровое развитие

ПОСТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ОБУЧЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

Статья посвящена выявлению проблем и требующих решения задач, возникающих при построении индивидуальных траекторий обучения в дополнительном профессиональном образовании, их анализу и предложению возможных путей решения этих проблем. Рассмотрение ведется на примере обучения современным информационным технологиям специалистов здравоохранения с высшим и средним медицинским или фармацевтическим образованием. Методической основой работы были интеграция и обобщение проведенных ранее исследований по повышению эффективности и индивидуализации обучения. В статье рассмотрены особенности организации учебного процесса в дополнительном профессиональном образовании и показана необходимость использования элементов дистанционного обучения для формирования индивидуальных траекторий. Проанализированы задачи, которые могут решаться с помощью системы дистанционного обучения при очном обучении. Предложены способы формирования индивидуальных траекторий для случаев, когда слушатели могут посещать занятия лишь частично, и случаев необходимости компенсации различий в уровнях начальной подготовки слушателей.

ВОСПРИЯТИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЧЕСТНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Аннотация

Введение. В современном образовательном процессе методы оценки знаний и мотивация студентов играют ключевую роль в эффективности обучения. Изучение восприятия академической честности и способов подготовки к практическим занятиям может предоставить важные данные о текущем состоянии образовательного процесса.

Цель исследования - изучение отношения студентов и преподавателей к принципам академической политики при подготовке к практическим занятиям, определение добросовестности и выявление факторов, стимулирующих мотивацию к обучению.

Материал и методы. Социологический опрос в форме онлайн-анкетирования 610 респондентов включал студентов и преподавателей различных медицинских специальностей. Вопросы анкеты направлены на выявление наиболее эффективных способов оценки результатов обучения, мотивационных факторов, использования дополнительной литературы и восприятия принципов академической честности.

Результаты. Традиционные формы оценивания остаются актуальными для 36,2% респондентов, 29% считают демонстрацию практического применения знаний наиболее показательной в профессиональной сфере. Примерно 16,4% респондентов предпочитают самооценку, а мотивация к обучению у них определяется интересом к профессии, личными целями, ценностью специальности и карьерными перспективами. Более 50% студентов активно используют дополнительную литературу, что подчеркивает недостаточную удовлетворенность базовыми источниками, и более 90% обладают приверженностью к академической политике и честности.

Обсуждение. Неоднородность ответов среди респондентов в восприятии академической честности, способов обучения, осознания профессиональных интересов свидетельствуют о необходимости дополнительных усилий со стороны университета по повышению осведомленности студентов о последствиях нарушений и укреплению их понимания академической честности, а также о возможности для студентов получения поддержки и мотивации со стороны вуза для достижения результатов обучения.

Заключение. Для повышения эффективности образовательного процесса необходимо адаптировать методы обучения и оценки, учитывая разнообразие потребностей и мотивации студентов, содействовать укреплению признания политики академической честности всеми заинтересованными лицами, развивать практическое применение полученных знаний и возможности для само­оценки в учебной программе.

ТРЕВОГА ВРАЧЕЙ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК ФАКТОР РИСКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Аннотация

Профессиональные адаптационные характеристики - важный аспект деятельности медицинского работника. Способность противостоять различным профессиональным стрессовым факторам, сохраняя стабильный эмоциональный фон и используя адаптивные формы поведения, позволяет медику быть профессионально успешным, оказывая помощь пациентам в современных трудных условиях. Особый интерес представляет рассмотрение этой проблемы у специалистов, совмещающих деятельность врача и преподавателя медицинского высшего учебного заведения. Необходимость совмещать различные профессиональные модели требует гибкой адаптации в различных рабочих ситуациях, сохранения стабильного эмоционального состояния, уверенности в собственном профессионализме. Наличие состояния выраженной тревоги может рассматриваться как предиктор профессиональной дезадаптации.

В статье представлены результаты исследования врачей-преподавателей медицинского вуза. Анализ данных показал, что для специалистов с выраженной тревогой характерны концентрация на негативных аспектах профессиональной деятельности, эмоциональные переживания, низкая оценка качества жизни, склонность к формированию зависимостей, что в целом может характеризовать данных специалистов как группу риска, подверженную профессиональной дезадаптации.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости разработки организационных и психопрофилактических мероприятий, направленных на повышение адаптационных возможностей данного контингента, а также дальнейшего изучения данной проблематики.

Опыт

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НА ПРИМЕРЕ КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация

Актуальность. Подготовка медицинских специалистов традиционно считается одной из консервативных и инертных сфер системы образования не только в России, но и в мире в целом, но цифровая трансформация социальной и экономической сферы диктует необходимость цифровой трансформации всей системы высшего образования. В настоящее время существует множество различных комплексов индикаторов, направленных на объективную оценку эффективности целевых программ и проектов в области цифровой трансформации в сфере высшего образования, но при этом нет общепризнанного.

Цель работы - на основе анализа литературы определить объективный и простой способ оценки цифровой зрелости для образовательной организации высшего образования и на примере отраслевого регионального медицинского университета проанализировать некоторые наиболее важные критерии оценки цифровой трансформации и определить уровень цифровой зрелости ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России в сравнении с другими отраслевыми университетами.

Материал и методы. Оценку цифровой зрелости проводили в соответствии с методикой, разработанной Московским физико-техническим институтом (национальным исследовательским университетом) по 5 трекам: "Цифровые сервисы", "Информационные системы", "Управление данными", "Инфраструктура", "Кадры".

Результаты. По результатам оценки цифровой зрелости Московским физико-техническим институтом (национальным исследовательским университетом) установлено, что университет по общему баллу 86 из 100 практически достиг цифровой зрелости, при этом наибольшее количество баллов набрал трек "Информационные сервисы" (100 баллов), а наименьшее (70 баллов) - трек "Инфраструктура", занимая 6-е место среди 46 отраслевых медицинских университетов.

ВЫЕЗДНАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОРДИНАТОРА

Аннотация

Современная подготовка квалифицированных врачебных кадров в совокупности с документами, регламентирующими реализацию образовательными программами высшего медицинского образования, позволяет существенно индивидуализировать процесс обучения, что повышает уровень знаний, умений и навыков специалистов, выходящих в практическое здравоохранение. Индивидуальный подход в практической подготовке ординаторов также способствует раннему профессиональному самоопределению, основными факторами которого являются самооценка, сформированная ценностная ориентация, наличие внутренней мотивации выбора, личное планирование карьеры, уровень требований и развития универсальных и профессиональных способностей. Цель данной статьи - обобщение опыта Красноярского государственного медицинского университета в формировании индивидуальной траектории практической подготовки ординаторов, которая способствует раннему профессиональному самоопределению обучающихся и содействию в их трудоустройстве по выбранной специальности в медицинских организациях Красноярского края.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация
geotar-digit

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»