Медицинское образование и профессиональное развитие № 2 (54) 2024

Медицинское образование и профессиональное развитие

журнал сообщества медицинских преподавателей

Журнал призван объединить медицинских преподавателей: он посвящен прикладным вопросам преподавания в медицинских и фармацевтических вузах, колледжах, отслеживает новые тенденции в развитии методов обучения и оценки знаний, повышающих эффективность преподавания и обучения.

В журнале предполагается публикация переводов некоторых наиболее значимых статей из зарубежных журналов и книг, посвященных медицинскому образованию, в частности таких журналов как Medical Education, Medical Teacher и др.


Текущий номер
2 . 2024
Технологии обучения

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОСОБИЯ "АУСКУЛЬТАЦИЯ ЛЕГКИХ" В КУРСЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

Аннотация

Совершенствование цифровой педагогики важно для прогрессивного развития образовательной деятельности в медицинских университетах и академиях. Главный фактор этого развития - обеспечение образовательных программ и дисциплин достаточным количеством качественных мультимедийных и электронных пособий, особенно в наиболее сложных разделах. Один из таких разделов дисциплины "Пропедевтика внутренних болезней" - аускультация, или выслушивание, легких. Данный раздел содержит обширную информационную базу, что затрудняет усвоение материала при консервативном подходе к учебному процессу. Студентам также необходимо уметь самостоятельно выполнять аускультацию легких у пациентов с различными заболеваниями легких, что не всегда возможно в реальной образовательной практике. Как теоретические, так и практические стороны данного метода обследования больного могут быть реализованы в соответствующих электронных и мультимедийных пособиях, тренажерах и симуляторах. Одно из таких пособий уже внедрено в образовательный процесс, что значительно повысило эффективность учебного процесса и способность студентов осваивать практические навыки.

Заключение. Разработанное в ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России пособие "Аускультация легких" может повысить эффективность усвоения материала, что позволит улучшить формирование компетенций у студентов в части освоения важнейшей составляющей физикального обследования пациента - аускультации и направленных на полноценное обследование пациента, проведение диагностического поиска, интерпретацию полученных данных, постановку верного диагноза и назначения оптимального лечения.

ЯЗЫКОВАЯ НАУЧНАЯ ГРУППА КАК СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ ПУБЛИКАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ВУЗА

Аннотация

В данной работе рассматривается опыт создания языковой научной группы обучающихся ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России на базе молодежного научного кружка кафедры иностранных языков с курсом латинского языка.

Цель - проанализировать опыт создания и результаты работы языковой научной группы обучающихся I-VI курсов, ординатуры и аспирантуры для оценки эффективности увеличения публикационной активности вуза.

Материал и методы. В работе использован метод наблюдения, включавший мониторинг динамики изменения публикационной активности участников группы для последующего анализа материала, а также тестирование, опрос, анкетирование и собеседование. Отображены основные методы формирования языковой научной группы, приведен пример отборочного испытания.

Результаты. В работе отражены опыт создания, работа и результаты деятельности языковой научной группы на базе молодежного научного кружка кафед­ры иностранных языков с курсом латинского языка. В соответствии с выводами, сделанными авторами, формирование языковой научной группы позволит в долгосрочной перспективе повысить количество и уровень публикационной активности вуза.

Заключение. Сформулированы алгоритм отбора в языковую научную группу и преимущества ее плодотворной работы с увеличением публикационной активности вуза.

ОЛИМПИАДА ПО ХИРУРГИИ - ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Аннотация

Актуальность. Хирургические дисциплины являются важным блоком обучения студентов по специальности "Лечебное дело". В последнее время предъявляются высокие требования к выпускникам, что обусловлено быстро изменяющимися условиями трудовой деятельности врача-специалиста. Отмечается рост интереса к хирургическим дисциплинам у студентов, которые хотят углубленно изучать этот предмет. Один из вариантов оценки знаний - олимпиада. С одной стороны, это площадка для соревнования в навыках, инструмент самооценки полученных знаний, а также контроль уровня знаний и практических навыков, с другой - это мероприятие, создающее конкурентную среду для решения профессиональных задач.

Цель исследования - изучить уровень теоретической и практической подготовки студентов в области хирургии с помощью олимпиады по хирургическим дисциплинам среди студентов по специальности "Лечебное дело".

Материал и методы. Организована и проведена внутривузовская олимпиада "II Зимний квест по хирургии и экстренным состояниям" (далее - олимпиада) среди студентов III-V курсов специалитета по специальности 31.05.01 "Лечебное дело". В олимпиаде приняли участие 6 команд по 4 человека III-V курсов, из них 2 команды были сформированы из иностранных студентов IV-V курсов, обучающихся на английском языке. В мероприятие включены следующие конкурсные задания: "Хирургические инструменты"; "Десмургия"; "Подготовка операционного поля, перевязка послеоперационной раны"; "Хирургические швы"; "Базовая сердечно-легочная реанимация"; "FAST-протокол в неотложной хирургии"; "Стандартизированный пациент"; викторина "MedBox". Для каждого задания сформированы критерии оценки, по которым работали члены жюри. Цели проведения олимпиады - повышение интереса к практической деятельности в области хирургических дисциплин, создание условий для поддержки одаренных студентов, а также популяризация научных знаний и инновационных технологий в области хирургической практики. Задачи олимпиады: контроль знаний и практических навыков; повышение уровня освоения знаний и практических навыков в области хирургии.

Результаты. Участники продемонстрировали различный уровень подготовки в блоке "Практические навыки". Большинство команд успешно выполнили конкурсные задания этого блока, однако идентификация хирургических инструментов была затруднительной для многих. Практически все студенты продемонстрировали достойный уровень знаний асептики и антисептики, умение перевязывать различные раны и накладывать повязки. Владение техникой хирургических швов находится на разном уровне: 2 команды показали высокий технический уровень, 3 - средний и 1 - низкий. В блоке "Клиническое мышление", включавшем конкурсы "Базовая сердечно-легочная реанимация", "FAST-протокол в неотложной хирургии", "Стандартизированный пациент", участники показали высокий уровень подготовки, баллы в каждом конкурсе мало отличались между командами, что создавало условия для высокой конкуренции. В блоке "Теоретическая подготовка" викторина "MedBox" выявила разный уровень знаний между командами, 2 команды показали высокий уровень, набрав в общем зачете 40-49 баллов, 2 - средний, 35 баллов, и 2 - низкий, 19-25 баллов. В результате в общем зачете победила команда № 3, набрав суммарно 121,8 балла, на 2-м месте - команда № 2 с суммой баллов 119, на 3-м - команда № 4, у которой 104,4 балла.

Заключение. Олимпиада по хирургии является дополнительным образовательным мероприятием, направленным на совершенствование подготовки студентов и повышение мотивации к изучению не только хирургических, но и фундаментальных, смежных дисциплин. Элемент соревнования, присутствующий на мероприятии, создает позитивную конкуренцию, направленную на достижение поставленных образовательных целей и задач.

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ "ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ"

Аннотация

В статье представлены анализ и результаты обучения дисциплине "Здоровый образ жизни" студентов I курса специалитета Высшей школы медицины БФУ им. И. Канта по специальности "Лечебное дело" с учетом их самостоятельной работы и применения методики групповой дискуссии и основ проектной деятельности. В результате такого обучения студенты получили навыки аналитической, проектной, санитарно-профилактической деятельности, умения коммуницировать, работать в команде, отстаивать свою точку зрения, критически мыслить, а также правильно относиться к своему здоровью и образу жизни. С учетом применения современной парадигмы компетентностно-ориентированного направления в статье дается анализ возможностей курса "Здоровый образ жизни".

Кадровое развитие

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В ФОРМЕ СТАЖИРОВКИ: ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Аннотация

Реализация проекта "Создание и апробация экспериментальной площадки по развитию академической мобильности обучающихся и научно-педагогических работников в форме стажировки" в ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России показала высокую востребованность такой формы мобильности. За 9 мес в сторонних образовательных и научных организациях стажировались 69 обучающихся и преподавателей (18 организаций-партнеров), во входящей мобильности приняли участие 395 человек из 21 вуза. Реализация организационной модели академической мобильности обучающихся и научно-профессорских работников в форме стажировки выявила ряд проблем: отсутствие программ стажировок; бюрократические преграды между вузами; отсутствие площадки для информирования академической общественности.

Опыт

АНАЛИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕДИЦИНЕ СТУДЕНТАМ САМГМУ

Аннотация

В представленной статье авторы анализируют опыт преподавания дисциплины "Инновационные технологии в медицине" студентам II курса Института клинической медицины и студентам V курса Института стоматологии ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, в том числе на основе проведенного социологического опроса среди студентов по итогам пройденного курса.

Итоги анализа позволяют определить некоторые достоинства и недостатки организации учебного процесса, качества учебного материала, а также обозначить направления совершенствования процесса обучения инновационным технологиям в медицине для будущих врачей и стоматологов.

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Аннотация

В статье проанализирован опыт преподавания микробиологических дисциплин в медицинском вузе иностранным студентам, обучающимся на языке-посреднике. Выявлены образовательные, адаптационные и коммуникативные трудности данной группы обучающихся. Представлены результаты применения в образовательном процессе модификаций учебного материала и расширения способов донесения информации с применением адаптированных сборников тестов, ситуационных задач, рекомендаций для самостоятельной практической деятельности. Доказана эффективность предпринимаемых мер.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»