Симуляции в системе медицинского образования. Создание программы симуляционного обучения: Руководство AMEE №50 (пер. с англ. под ред. З.З. Балкизова)
Аннотация
В наиболее простой форме симуляции можно охарактеризовать как имитацию реальности. В настоящее время в системе медицинского образования применяют множество симулирующих устройств и методик. Применение симуляции обусловлено не только различными движущими силами, но и желаемыми результатами и целями. К таким результатам относятся возможность обучения и оценки, повышение безопасности пациента и проведение исследований. Между тем не следует воспринимать симуляционные методики в качестве панацеи для решения всех образовательных задач. Для принятия решения об использовании той или иной методики симуляции следует прежде всего руководствоваться желаемыми результатами.
Центры практических умений как обязательная составляющая подготовки студентов медицинских вузов
Аннотация
В настоящей статье авторы обсуждают проблемы практической подготовки специалистов высших медицинских школ, представляют свое видение этой проблемы через собственный опыт преподавания практических умений. Приводятся результаты анализа по эффективности тренин-говых циклов на базе Центра практических умений Казанского государственного медицинского университета.
Рекомендации по внедрению обучения на основе симуляционных технологий в учебный процесс медицинского вуза
Аннотация
В настоящее время в медицинских вузах повсеместно внедряется обучение клиническим умениям, основанное на применении симуляционных технологий. В статье даются рекомендации по внедрению данного вида обучения, приводится собственный опыт и обосновывается необходимость комплексного подхода для успешного внедрения симуляционных технологий в учебный процесс.
Имитационное обучение в Центре непрерывного профессионального образования в структуре медицинского университета
Аннотация
Для обеспечения гарантии качества практической подготовки студентов, интернов, ординаторов и курсантов требуется наличие у медицинских вузов достаточной клинической базы. В дополнение к клинической базе в ряде медицинских вузов РФ стали открываться специальные центры, оборудованные тренажерами и другими техническими устройствами для проведения обучения и аттестации в специально организованных условиях с целью повышения качества практической подготовки.
Cимулированные/стандартизированные пациенты
глава 29 из книги "a practical guide for medical teachers"
(пер. с англ. под ред. З.З. Балкизова)
Аннотация
Людей, обученных изображать пациентов, называли по-разному на протяжении более 40 лет. Сначала, в начале 1960-х, их называли программированными пациентами (programmed patients), позже в 1970-х, - симулированными пациентами (simulated patients). При использовании для оценки умений студентов медицинских вузов их стали называть стандартизированными пациентами (standardised patients), а в качестве удобного акронима укрепилось обозначение SP. Со временем термином "стандартизированный" заменили первоначальный термин "симулированный", чтобы подчеркнуть тот факт, что случай пациента преподносят принципиально одинаково в беседе с каждым студентом. Эту терминологию приписывают канадскому психомет-ристу Geoffrey Norman (Wallace, 1997). Людей, изображающих родителей или родственников пациента или других медицинских работников в клинической ситуации, не являющихся пациентами, называют стандартизированным участником (Monaghanet, 1997).
Основания для использования методики "стандартизированный пациент" в качестве контроля качества обучения практическим умениям в медицинском вузе (пер. с англ. под ред. С.А. Булатова)
Аннотация
Совместное исследование, проведенное Казанским государственным медицинским университетом (Россия) и NOVA Southeastern University (Флорида, США), установило, что проблемы медицинского образования в этих двух странах во многом схожи. Несмотря на то что эта статья рассматривает в качестве примера применение методики "стандартизированный пациент" в университетах США, авторы убеждены, что эта методология и рассматриваемые вопросы применимы в международном масштабе.
Организационно-методическое обеспечение освоения хирургических навыков на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии
Аннотация
В статье в связи с развитием симуляционных центров представлен опыт и материалы кафедры по организационному и учебно-методическому обеспечению освоения студентами хирургических умений. Приведены рекомендации по организации этой работы.
Симуляция как инновационный метод обучения неотложной педиатрии
Аннотация
В практической деятельности врач-педиатр нередко встречается с острыми состояниями, требующими проведения неотложной терапии. Характер и содержание неотложной помощи при различных клинических состояниях, часто представляющих собой непосредственную угрозу жизни, имеют определенные особенности. Смертельные исходы от предотвратимых причин, по данным ВОЗ, возникают у детей в 25% случаев. Можно предположить, что в каждом четвертом случае смерть ребенка в РФ является условно-предотвратимой и зависит от квалификации специалиста, оказывающего экстренную врачебную помощь.
Разработка и применение обучающего виртуального симулятора в медицинском образовании
Аннотация
Единственный эффективный и безопасный способ отработки практических умений в настоящее время - это виртуальные технологии. Смоделированные на компьютере ситуации активно реагируют на действия курсантов и полностью имитируют физиологический ответ пациента на действия врача либо воспроизводят адекватную реакцию тканей на манипуляции хирурга. Врачи, освоившие практические умения при помощи виртуальных тренажеров, значительно быстрее и увереннее переходят к настоящим вмешательствам, их дальнейшие реальные результаты становятся более профессиональными. В ходе обучения методом повтора и демонстрации правильной тактики хирурга студенту показываются все основные манипуляции и правила их выполнения.
Опыт реализации симуляционных образовательных программ последипломного обучения врачей в неотложной медицине и анестезиологии
Аннотация
Современная технология имитационного моделирования (симуляции) позволяет решать широкий круг задач практического обучения в медицине критических состояний, давая возможность специалисту повышать свою квалификацию в рамках существующей программы последипломного образования без рисков для жизни реальных пациентов. За 4 года работы симуля-ционного центра на базе НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского были созданы, внедрены и успешно реализуются на постоянной основе 5 обучающих курсов.
Окупаемость виртуального обучения лапароскопии
Аннотация
Виртуальные симуляторы позволяют освоить базовые практические умения и отработать мануальные навыки в лапароскопии, приобрести начальный практический оперативный опыт в виртуальной среде без вреда пациенту. Однако в связи с высокой стоимостью данные устройства пока мало распространены. В настоящей работе предпринята попытка определить окупаемость и экономический эффект применения виртуальных симуляторов в практической подготовке по лапароскопической гинекологии. Расчеты показали, что экономия средств составляет 17 238 руб. на одного интерна. Симулятор окупается за 2 года. В дальнейшие 3 года его эксплуатации экономический эффект составит свыше 8 млн руб.
Клиническое обучение конечных пользователей медицинского оборудования - неотъемлемая часть послепродажного обслуживания
Аннотация
В статье освещаются факторы, которые делают необходимым организацию системы обучения медицинского персонала работе на сложном высокотехнологическом оборудовании; раскрываются система и принципы построения клинического обучения компании GE Healthcare в России и СНГ. Статья в деталях знакомит читателя с организацией учебного центра GE Healthcare Academy, форматом учебных программ, адресованных специалистам.
Перспективы организации и развития центра здоровья студентов Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко
Аннотация
Проведено комплексное медико-социальное исследование состояния здоровья и образа жизни студентов-медиков ВГМА им. Н.Н. Бурденко. Установлена зависимость состояния их здоровья от социально-гигиенических показателей, факторов учебного процесса и выявлены наиболее значимые из них. Изложена методика организации Центра здоровья ВГМА им. Н.Н. Бурденко с применением аппаратно-программных средств диагностики, прогноза и коррекции психофизиологических резервов организма. Сила организации в том, что в ней воспитывается личность, способная принимать решения, формируется опыт самореализации.
К методике составления ситуационных клинических задач контроля знаний и умений студентов
Аннотация
В статье представлен образец ситуационной задачи для контроля знаний и практических умений студентов. Она представляет собой развернутую выписку из истории болезни, вопросы, которые позволяют оценить как теоретические знания, так и умение провести профессиональный разбор истории болезни. Такие задачи предназначены для проведения практических занятий при отсутствии доступа к тематическому больному.