Медицина образа жизни как новая область профилактической медицины направлена на устранение первопричин болезней, обусловленных нездоровым питанием, недостаточной физической активностью, стрессом, употреблением алкоголя и психоактивных веществ, табакокурением, нерациональным режимом труда и отдыха, переутомлением и некачественным сном. Внедрение медицины образа жизни в учебный план в качестве образовательной дисциплины может способствовать лучшему пониманию роли профилактики хронических заболеваний, а также улучшению индивидуального и общественного здоровья.
Цель исследования - изучение современного зарубежного опыта преподавания медицины образа жизни на разных уровнях образования медицинских работников (от студентов до практикующего медицинского персонала) для рассмотрения возможности его внедрения в учебные планы российской системы образования.
Материал и методы. В результате поиска в международной базе данных PubMed на основе ключевых слов "медицина образа жизни", "здоровый образ жизни", "медицинские работники" и "образование", ограниченного периодом с 2014 по 2022 г., было обнаружено более 1000 систематических обзоров, метаанализов и статей, посвященных этим научно-практическим направлениям. Исходы, представляющие интерес, включали здоровье пациентов и населения, а также качество деятельности медицинских работников. Отбирали статьи исключительно на английском языке. В качестве критериев включения и исключения использовали согласованные экспертные мнения авторов. После окончательного отбора и исключения результатов, имеющих недостаточное научно-практическое значение, в анализ были включены 18 источников (~80% за последние 5 лет) из 4 стран. Авторы оценили качество этих обзоров, метаанализов и статей и получили обобщенные новые данные по изучаемой проблеме.
Результаты и обсуждение. В обзоре представлены результаты анализа и обобщения 18 систематических обзоров, метаанализов и статей, в которых описаны особенности обучения в области медицины образа жизни как раздела медицины, области науки, образовательной дисциплины об укрепляющей здоровье силе ежедневных привычек и практик. Приведены зарубежные программы, практики и рекомендации, направленные на формирование у медицинских работников необходимых компетенций в области здорового образа жизни.
Заключение. Выявлены используемые в настоящее время за рубежом программы, практики и рекомендации, направленные на формирование у медицинских работников необходимых компетенций в области здорового образа жизни. Применение медицинскими работниками этих программ, практик и рекомендаций при проведении профилактической работы среди пациентов и населения позволит повысить у них мотивацию к следованию принципам здорового образа жизни. Предлагается использовать зарубежный опыт включения дисциплины о здоровом образе жизни в программы специалитета, бакалавриата, магистратуры и непрерывного медицинского образования.