Публикационная активность как инструмент мониторинга исследовательских стратегий в медицине
Аннотация
На примере российских и зарубежных медицинских научных центров анализируется новый международный тренд визуализации и алгоритмизации процедуры оценки уровня исследований с использованием новейших аналитических инструментов по обработке библиометрических данных. Такие данные играют все более значительную роль в сфере финансирования и регулирования научно-исследовательской деятельности, а аналитические системы становятся основными инструментами для принятия решений в вопросах научно-технического и технологического развития стран.
Клиническая анатомия в современной морфологии и медицине
Аннотация
В статье представлены классификация и структура клинической анатомии. Описаны содержание новых разделов клинической анатомии: микрохирургической, эндоскопической, лучевой анатомии, их методическая основа, особенности и области применения.
Место анатомии в медицинском образовании:Руководство АМЕЕ № 41
(пер. с англ. под ред. В.А. Каранашевой)
Аннотация
Это руководство создано совместными усилиями трех авторов из разных стран. Оно представляет обзор истории макроскопической анатомии от краткого описания ранних этапов ее существования до подробного изучения учебных программ, применяемых в традиционных дидактических и проблемно-ориентированных методах обучения. Для выполнения любого блока учебной программы необходимо обеспечить взаимодействие содержания (знаний и умений) предмета, преподавателей, студентов с различными подходами к обучению и принципов, на основе которых преподается учебный материал. Руководство разделено на несколько частей, в каждой из них рассматриваются подходы к обучению анатомии с точки зрения студентов, к передаче содержания учебной программы преподавателями, включая оценку знаний. Также в статье представлен перечень тем, которые могут иметь большое значение для соответствующего блока анатомии в интегрированном курсе с особым акцентом на клиническом применении знаний. В конце статьи авторы рассуждают о будущем анатомии и обсуждают меры, которые необходимо предпринять для того, чтобы обеспечить непрерывное развитие анатомии как значимого предмета в любой учебной программе.
Анализ анатомической литературы, доступной на книжном рынке в Российской Федерации
Аннотация
В статье представлен анализ учебников и учебных пособий по дисциплине "Анатомия человека", доступных на книжном рынке. Подробно обсуждаются особенности изданий, наличие и качество иллюстративного материала.
Кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии - база преподавания клинической анатомии и освоения практических навыков в медицинском вузе
Аннотация
В статье приведены материалы о преподавании топографической и клинической анатомии в отечественных и зарубежных вузах. Дано определение клинической анатомии как учебно-научной дисциплины. Рассмотрены организационные и методические подходы к преподаванию клинической анатомии на кафедрах оперативной хирургии и топографической анатомии. Показано значение клинической анатомии для освоения практических умений и формирования элементов профессиональной компетенции на разных этапах обучения. Высказаны предложения по совершенствованию методики обучения, подготовке и повышению квалификации преподавателей.
Изучение клинической анатомии и освоение мануальных умений в свете новых информационных технологий (о желаемых дополнениях в учебный процесс на кафедрах оперативной хирургии и топографической анатомии)
Аннотация
В статье рассматриваются современное состояние использования новых информационных технологий в учебном процессе на кафедрах оперативной хирургии и топографической анатомии, проблемы и недостатки в этом процессе и перспективы его дальнейшего преобразования. В настоящий момент целесообразно направлять усилия на разработку и внедрение новых технологий, однако признается, что последние пока не являются реальной альтернативой классическим методам освоения нашей дисциплины (использование трупов и экспериментальных животных).
Формирование практических умений начинающих хирургов
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы последипломной подготовки начинающих хирургов. Обосновываются этапность обучения специалистов-хирургов и роль кафедр оперативной хирургии в освоении практических умений. Отражен сформулированный авторами перечень манипуляционных умений, которые необходимо освоить начинающему хирургу.
Опыт преподавания клинической анатомии на факультете последипломного образования в медицинском вузе
Аннотация
Опыт кафедры оперативной хирургии и клинической анатомии Оренбургской государственной медицинской академии свидетельствует о том, что специфика предмета, клиническая направленность научных исследований, наличие высококвалифицированных научно-педагогических кадров, необходимого оборудования, организационного и методического обеспечения, развитие дистанционного образования позволяют кафедрам подобного профиля играть важную роль в совершенствовании системы последипломной подготовки врачей.
Эффективное преподавание через активное обучение (пер. с англ. под ред. З.З. Балкизова)
Аннотация
Сейчас довольно трудно найти практикующих врачей, чья повседневная профессиональная жизнь так или иначе не была бы связана с преподаванием или учебой. Если рассматривать обучение в его самом широком смысле, мы каждый день сталкиваемся с ним, консультируя пациентов, или, наоборот, приобретая новые знания от каждого из них. Поскольку мы верно приближаемся к введению обязательной повторной аккредитации для всех практикующих врачей, на смену ранее существовавшей модели пассивного непрерывного медицинского образования приходит целенаправленное и эффективное непрерывное профессиональное развитие. Несомненно, большинство занятых практикующих врачей видят в этих мероприятиях дополнительную рабочую нагрузку, а не перспективу, рассматривают их скорее как фактор стресса, чем возможность профессионального развития. Тем не менее, в этой статье мы попробуем показать, как в ежедневной профессиональной деятельности можно найти возможности обучать и обучаться; как используя принципы эффективного преподавания можно создавать учебные ситуации.
Клинические руководства - нелегкий путь медицинских инноваций в практическое здравоохранение
Аннотация
Клинические руководства являются многообещающими средствами по совершенствованию медицинской помощи. Однако для того чтобы принести практическую пользу, они должны иметь высокое научное качество и учитывать особенности и нужды реального здравоохранения. Эффект клинических руководств во многом зависит от образовательных вмешательств, с помощью которых они внедряются. Среди наиболее эффективных чаще упоминаются образовательные семинары с интерактивным компонентом и система компьютерных напоминаний. Тем не менее даже такие пассивные мероприятия, как распространение печатных клинических руководств или информационных брошюр для пациентов, могут сыграть важную роль за счет своей относительной дешевизны и массовости. В целом образовательные вмешательства способны улучшить показатели медицинской помощи приблизительно на 7-15%, а исходы лечения пациентов - на 3-5%.