ВЛИЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВРАЧЕЙ-ХИРУРГОВ
Аннотация
Статья посвящена исследованию влияния обучения с использованием симуляционных технологий на эмоциональное состояние врачей хирургического профиля. Описанные в статье результаты эмпирического исследования демонстрируют значимые различия в уровне тревожности и степени готовности к выполнению лапароскопических манипуляций среди врачей. Анализ результатов позволяет сделать вывод о положительном влиянии обучения с использованием симуляционных технологий на эмоциональное состояние врачей-хирургов.
РАЗРАБОТКИ В ОБЛАСТИ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТВЕТ НА ПАНДЕМИЮ COVID-19. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР BEME: РУКОВОДСТВО BEME № 69*
Аннотация
Перевод с английского под ред. А.Ю. Алексеевой
Актуальность. Пандемия COVID-19 послужила толчком к резкому прекращению практики очного обучения. В данном систематическом обзоре рассматривается переход к онлайн-обучению в рамках доклинического этапа высшего медицинского образования на уровне (UGME) и изучаются описания внедренных образовательных инициатив, их влияние и извлеченные уроки.
Методы. Авторы систематически отслеживали информацию в 4 онлайн-базах данных, а также вручную провели поиск в электронной базе данных MedEdPublish за период до 21 декабря 2020 г. 2 автора независимо друг от друга проверяли заголовки, аннотации и полные тексты статей, извлекали данные и оценивали риски их необъективности. 3-й автор устранял выявленные несоответствия данных. Результаты исследования были представлены в соответствии с требованиями структурированного подхода к представлению обобщенных фактических данных в медицинском образовании (STORIES) и руководством BEME.
Результаты. В обзоре использованы 56 статей. В большинстве случаев (41) описывался быстрый переход существующих предложений в области образования в онлайн-формат, в то время как в меньшей части работ (15) были представлены инновационные виды деятельности. В большинстве статей (27) содержалось сочетание синхронных и асинхронных компонентов. Наиболее распространенными методами обучения стали дидактика (40) и работа в малых группах (26). Преподаватели в основном использовали новые технологии для замещения и усиления, а не для трансформации традиционного обучения, хотя участие студентов в процессе нередко носило интерактивный характер. Тематический анализ выявил уникальные проблемы онлайн-обучения, а также образцовые примеры передовой практики. Качество организации исследований и отчетности оставалось невысоким, а их теоретическая основа представляла наиболее высокий риск необъективности. Практически во всех исследованиях (54) оценивалась реакция/удовлетворенность, менее чем в половине (23) - изменения в установках, знаниях или навыках и ни в одном не оценивались результаты с поведенческой, организационной точки зрения или в плане работы с пациентами.
Заключение. Во время пандемии COVID-19 преподаватели, работающие в области высшего медицинского образования, успешно перенесли методики очного обучения в онлайн-формат, а также внедрили инновационные решения. Хотя потенциал новых технологий для трансформации преподавания реализован далеко не в полной мере, использование синхронных и асинхронных форматов способствовало развитию виртуального взаимодействия и одновременно открыло возможности для гибкого самостоятельного обучения. По мере перехода от дистанционного обучения в чрезвычайной ситуации к работе в мире после пандемии преподаватели должны теоретически обосновать происходящие изменения, представить дополнительные сведения об их последствиях и подробную информацию для распространения передового опыта.
АНАЛИЗ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНДИКАТОРОВ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПО ДАННЫМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ
Аннотация
В период введения в высшее медицинское образование федеральных стандартов нового поколения становится актуальным вопрос интеграции универсальных компетенций в образовательную программу медицинского вуза по профилю "Клиническая медицина". При этом невозможно рассмотрение сформированного ряда универсальных компетенций без оценки индикаторов, имеющих отношение к информационной грамотности, т.е. без вклада медиакомпетентности. В нашей работе мы рассмотрели показатели индивидуального стиля медиапотребления среди студентов медицинского вуза в аспекте длительности обучения в вузе и гендерном аспекте. Полученные данные свидетельствуют о конгруэнтности медиакомпетентности обучающихся в медицинском вузе образовательной программе, а также о наличии определенных гендерных различий, выражающихся в том, что у юношей более выражена рефлексивная критичность медиапотребления, а у девушек - эмоционально-познавательная вовлеченность. Показано, что на II-III курсе целесообразно проведение метапредметных занятий, способствующих повышению медиакомпетентности обучающихся в медицинском вузе.
ИЗУЧЕНИЕ МЕР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СТУДЕНТОВ ВУЗА В ВОПРОСАХ ПРОФИЛАКТИКИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
Аннотация
Авторы статьи провели исследование с целью определения отношения студентов к распространению коронавирусной инфекции, проблеме социального дистанцирования, вопросу вакцинации. Педагогическое воздействие на обучающихся осуществляется в процессе информационно-просветительной работы средствами устной и печатной пропаганды, электронной технологии информирования, посредством мобильных информационных стендов с одновременным воздействием на слуховые и зрительные анализаторы. Меры педагогического воздействия направлены на достижение позитивных изменений в сознании населения в вопросах вакцинации и на повышение уровня социальной ответственности в вопросах превентивных и защитных мер предосторожности в условиях распространения коронавирусной инфекции. В статье представлен качественный и количественный анализ полученных результатов анкетирования, проведенного с целью выявления уровня информированности студентов-первокурсников о происхождении, географии и темпах распространения новой коронавирусной инфекции, о симптоматике заболевания и мерах его профилактики, о вакцинации против COVID-19 как эффективного способа защиты.
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "КЛИНИЧЕСКАЯ БИОХИМИЯ И ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ БИОТЕХНОЛОГИИ" В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
В данной работе рассматривается опыт проведения новой дисциплины "Клиническая биохимия и основы медицинской биотехнологии" в режиме дистанционного обучения. Дисциплина относится к вариативной части образовательной программы по специальности 31.05.01 "Лечебное дело".
Цель - проанализировать опыт внедрения и результаты проведения новой дисциплины "Клиническая биохимия и основы медицинской биотехнологии" для оптимизации образовательной деятельности кафедры биомедицины и психофизиологии ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России в режиме дистанционного обучения.
Материал и методы. Отображены основные интерактивные методы обучения и результаты заочного анкетирования обучающихся VI курса лечебно-профилактического факультета после прохождения дисциплины. Результатом обработки анкет является вычисление процентных соотношений между различными вариантами ответов. Оценку силы связи между фактором риска и исходом определяли с помощью таблиц сопряженности.
Результаты. Опыт использования дистанционного образования на примере дисциплины "Клиническая биохимия и основы медицинской биотехнологии" показал, что выбор предпочтительной методики тесно связан с работой контингента обучающихся в лечебных учреждениях в качестве среднего медицинского персонала по совместительству. Обратная связь в виде заочного анкетирования позволяет провести корректировку использования различных интерактивных методов обучения для повышения его эффективности.
Заключение. Сформулированы основные комбинации дистанционных технологий в зависимости от вовлеченности обучающихся в медицинскую деятельность в качестве среднего медицинского персонала (по совместительству).
МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ВНЕДРЕНИЮ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ В МЕДИЦИНСКИЕ ВУЗЫ РОССИИ
Аннотация
Формируются все большая потребность в медицинской практике и заинтересованность врачей в междисциплинарном принципе лечения и реабилитации пациентов в единой врачебной команде, что позволяет повысить эффективность персонализированного подхода в борьбе за здоровье пациента и улучшение качества его жизни.
Цель - прогнозирование эффективности междисциплинарной образовательной траектории в структуре подготовки специалистов в российских медицинских вузах среди студентов-медиков, а также представителей профессионального сообщества различных медицинских специальностей.
Материал и методы. Анкетирование проведено посредством автоматизированных электронных опросников "IMD-интеграция медицинских дисциплин", разработанных для студентов стоматологического и лечебного факультетов, а также для врачей различных специализаций.
Результаты. Интегральный показатель анкетирования как среди студентов (n=797), так и среди врачей (n=572) свидетельствовал о поддержке концепции формирования у студентов навыков работы в междисциплинарных командах врачей, а также об актуальности развития междисциплинарного подхода в медицине на постдипломном уровне.
Заключение. Формирование междисциплинарной образовательной траектории в структуре подготовки специалистов в российских медицинских вузах среди студентов-медиков, а также представителей профессионального врачебного сообщества различных медицинских специальностей является актуальным, своевременным и необходимым.
СТРАТЕГИИ НАИМА И РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ПЕРЕДОВЫХ КОММЕРЧЕСКИХ КЛИНИК В РОССИИ
Аннотация
В статье представлен анализ практик отбора и организации дальнейшего обучения персонала, применяемые передовыми коммерческими клиниками в России. Для последних особое значение имеет высокое качество предоставляемых ими услуг, а соответственно, и высокий уровень подготовки сотрудников, которые являются главным конкурентным преимуществом. У каждой коммерческой клиники, представленной в статье, есть своя специфика, которая определяется направленностью профиля деятельности, корпоративной культурой, методом подбора сотрудников и другими факторами. Однако можно выделить несколько общих правил: для обеспечения высокого качества оказания медицинских услуг необходимо изначально выстраивать правильные фильтры при отборе персонала на этапе кандидатов на должности; обеспечивать возможности для внедрения нового опыта и повышения квалификации медицинского персонала; создавать рабочую среду, которая будет способствовать постоянному обмену опытом и знаниями в рамках одной специальности и между смежными направлениями; внедрять практики наставничества со стороны самых высококвалифицированных экспертов, которые будут постоянно и бережно вести врачей и медицинских сестер к дальнейшему профессиональному росту и мастерству.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МОДУЛЯ "ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА УЧАСТКОВОГО"
Аннотация
Обновление нормативно-правовой базы, регулирующей оказание первичной медико-санитарной помощи, внедрение цифровых технологий в систему здравоохранения диктуют необходимость владения выпускниками медицинских вузов рядом компетенций. В статье изложены цель, задачи и структура модуля "Организационные аспекты деятельности врача-терапевта участкового", созданного на кафедре социальной медицины и организации здравоохранения ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России. Модуль позволяет актуализировать знания, умения и навыки, необходимые выпускникам для работы в первичном звене здравоохранения. Особое внимание в рамках курса уделено преподаванию цифровых и дистанционных технологий в здравоохранении, изучение которых имеет особую актуальность в условиях цифровой трансформации отрасли.
НАСУЩНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА
Аннотация
В статье представлена роль дисциплины "Практикум по поликлинической терапии" в образовательном процессе студента медицинского вуза для освоения навыков оказания первичной врачебной медико-санитарной помощи населению в амбулаторных условиях, в том числе в период пандемии COVID-19. Продемонстрированы результаты анкетирования студентов VI курса лечебного факультета по основным направлениям деятельности участковых врачей-терапевтов.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ВРАЧ-РЕНТГЕНОЛОГ": ОБСУЖДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ
Аннотация
Цель работы - определение места профессионального стандарта "Врач-рентгенолог" в разрешительной системе здравоохранения, а именно в части допуска врачей-биофизиков и врачей-кибернетиков к осуществлению медицинской деятельности по специальности "Рентгенология". Отмечено наличие противоречий в требованиях к образованию и обучению профессионального стандарта "Врач-рентгенолог" и в квалификационных требованиях к медицинским и фармацевтическим работникам по специальности "Рентгенология". Показано, что профессиональный стандарт должен выступать в качестве определяющего нормативного правового акта в плане допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и с которым должны корреспондировать квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам в части требований к профессиональному образованию. Даны предложения по актуализации профессионального стандарта "Врач-рентгенолог", квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с целью защиты интересов обучающихся по программам специалитета по специальностям "Медицинская биофизика" и "Медицинская кибернетика", а также интересов профессионального сообщества.