О новых критериях оценки российской академической и вузовской медицинской науки
Аннотация
Обсуждается новая модель финансирования научных исследований в России, учитывающая библиометрические показатели научной деятельности НИИ, вузов и научных коллективов. Показаны отличия российского ландшафта медицинских исследований от других стран. Дана оценка доступности русскоязычного сегмента исследований в области медицины глобальному медицинскому сообществу. Приведены международные рейтинги научных и образовательных медицинских организаций России. Даны рекомендации по повышению доступности и цитируемости российских публикаций, посвященных вопросам медицины и здравоохранения.
Обзор технологий eLearning для медицинского образования
Аннотация
Утверждения о способности технологий полностью преобразовать преподавание и обучение не новы. Они высказывались при появлении всех новых коммуникационных технологий, включая радио, кино, телевидение. В последнее время звучат мнения, что использование компьютеров и Интернета может полностью изменить процесс обучения и даже отменить потребность в преподавателях и формальном образовании. Такие экспансивные заявления о новых технологиях обычно сопровождаются периодом обратной реакции и критики, нападками на энтузиастов и призывами вернуться к традиционному обучению. Цель этой обзорной статьи - помочь тем, кто интересуется использованием eLearning и хотел бы принимать решения о внедрении новых технологий, ориентируясь на лучший мировой опыт и доказательные исследования.
Информационно-коммуникативная среда в системе непрерывного профессионального развития медицинских кадров
Аннотация
В статье обсуждается понятие информационно-коммуникативной среды как совокупности условий, обеспечивающих осуществление работы пользователя с информационным ресурсом с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Рассматривается возможность использования ИКТ в системе непрерывного профессионального развития медицинских кадров.
Электронно-библиотечная система для медицинского образования
Аннотация
Наличие в вузах электронных библиотек с определенными параметрами буквально за несколько лет стало не просто насущной необходимостью, но и одним из обязательных нормативных требований. Для медицинского образования с учетом его специфики эта тема особенно актуальна. В данной статье исследуются история вопроса, его технические и правовые аспекты, анализируются происхождение и значение самого термина "электронно-библиотечная система" (ЭБС), а также варианты создания и использования ЭБС. В заключении дается оценка сегодняшней ситуации на рынке ЭБС и перспектив его развития в сфере медицинского образования.
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины как средство повышения эффективности учебно-методического обеспечения образовательного процесса медицинского вуза
Аннотация
Статья посвящена вопросам разработки и внедрения электронного учебно-методического комплекса дисциплин в Красноярском государственном медицинском университете, его преимуществам и влиянию на эффективность учебно-методического обеспечения образовательного процесса вуза.
Перспективы развития высшего сестринского образования в России
Аннотация
В статье анализируется состояние высшего сестринского образования (ВСО) в России в настоящее время. Выявляются причины необходимости изменений в подготовке специалистов в этой области. Акцентируется внимание на имеющемся зарубежном опыте подготовки медицинских сестер-бакалавров. Предлагается и обосновывается современная модель обучения медицинских сестер-бакалавров в нашей стране. Определены основные виды и задачи их профессиональной деятельности. Предлагаемая модель ВСО и будущие специалисты - бакалавры сестринского дела - будут востребованы системой здравоохранения на должностях, предусмотренных существующей в настоящее время нормативно-правовой базой.
Непрерывное профессиональное развитие: продолжая учиться и развиваться (под редакцией З.З. Балкизова)
Аннотация
С ростом и развитием профессионализма врача в течение его карьеры должны меняться и способы его обучения искусству врачевания. В связи с неуклонным и быстрым расширением возможностей медицины, возрастанием осведомленности общественности в вопросах здравоохранения для практикующих врачей сейчас, как никогда ранее, становятся важными вопросы дополнительного образования.
Прошли времена обсуждения новых лекарств за обеденным столом, прошло то время, когда врач с восхищением демонстрировал коллегам интересный, но часто далекий от обыденности случай. Вместо этого появилось требование структурировать последипломное обучение более целенаправленным, подходящим и обусловленным необходимостью образом.
В этой статье рассматриваются некоторые теоретические факты, лежащие в основе перехода от непрерывного медицинского образования (НМО) к непрерывному профессиональному развитию (НПР), доказательства эффективности НПР и его связь с оценкой знаний и определением качества работы практикующих врачей.
Научное обоснование критериев оценки учреждения высшего профессионального образования, претен¬дующего на звание "Вуз здорового образа жизни"
Аннотация
Применение метода экспертных оценок позволило, опираясь на обоснованное достоверное мнение экспертов, базирующееся на их знаниях, опыте и интуиции, при строгом соблюдении правил и методов проведения экспертизы, обработки и анализа данных научно обосновать критерии оценки учреждения высшего профессионального образования, претендующего на звание "Вуз здорового образа жизни", и определить их ранговые места по степени значимости в зависимости от набранных баллов. Кроме того, была определена выраженность в баллах индикаторов, характеризующих каждый из критериев. По результатам проведенного исследования подготовлены научно-обоснованные предложения по критериям (индикаторам) оценки учреждения высшего профессионального образования, претендующего на звание "Вуз здорового образа жизни", позволяющие сопоставить вузы по степени их реализации. Данные критерии можно использовать в качестве инструмента для развития здоровьеформирующей деятельности, направленной на улучшение здоровья участников образовательного процесса, студентов и преподавателей.
Методология формирования культуры здоровья студентов - будущих врачей
Аннотация
Одним из наиболее актуальных вопросов современности является формирование культуры здоровья (КЗ) молодежи. В результате анализа проблем становления профессиональных компетенций будущих врачей было выявлено, что большинство выпускников медицинского университета имеют недостаточно установок на здоровье. Для решения этой задачи в системе вузовского валеологического воспитания нужна новая технология. В статье предложена действующая в Волгоградском государственном медицинском университете методология формирования КЗ студентов - будущих врачей.
Анализ состояния проблемы формирования обобщенных экспериментальных умений у студентов медицинского вуза
Аннотация
В статье раскрыты следующие понятия: обобщенные экспериментальные умения, компетенции, компетентность. Показана роль обобщенных умений в формировании компетенций, представлены результаты исследований уровня сформированности экспериментальных умений, стадии естественно-научного мышления, мотивации к овладению экспериментальными умениями студентов 1-го курса Омской государственной медицинской академии, результаты анкетирования преподавателей Омской и Челябинской государственных медицинских академий, описана методика формирования обобщенных экспериментальных умений, приведены примеры.