Цель - исследование корреляции широкого спектра факторов, влияющих на поведение в отношении здоровья, с их суммарным показателем и индексом коморбидности для обоснования нового индекса здоровьесберегающего поведения.
Материал и методы. Рандомизированное слепое стратифицированное по гендерному признаку исследование проведено с 01.11.2017 по 01.12.2018 в ФГБОУ ВО "Дальневосточный федеральный университет" Минздрава России и ФГБОУ ВО "Тихоокеанский государственный медицинский университет" Минздрава России. Объем выборки составил 934 студента обоих полов, из них 448 (47,9%) обучались на начальных курсах и 486 (52,1%) - на старших. Средняя частота отклика составила 92,9%. Все участники заполняли анкеты самооценки студента вуза, объективное состояние здоровья и индекс коморбидности оценивали по медицинской документации студенческих лечебно-профилактических учреждений (формы 025/у; 001-1/у; 062/у). При сравнении значений в субгруппах доверительный интервал ±5% считали достаточным для определения значимых различий. При статистической обработке массивов данных использовали двусторонний анализ дисперсии (ANOVA). Корреляцию показателей определяли с расчетом коэффициента Спирмена. При работе с полученным материалом была использована прикладная программа Statistica 6.0.
Результат. В процессе исследования был выявлен широкий спектр проблемных факторов, влияющих на здоровьесберегающее поведение студентов. При оценке по 5-балльной шкале студенты низко оценивали условия проживания [1,7 (0,3) балла], доступность медицинской помощи [1,7 (0,6)], личный доход [2,2 (0,7)], транспортную доступность вуза [1,7 (0,6)]. Было установлено, что студенты проявляют слабый интерес к информации о здоровье [2,5 (1,7)], негативно оценивают свой распорядок дня [1,9 (0,7)], отмечают недостаток ночного сна, свободного времени [0,7 (0,5)]. Большинство студентов оказались не привержены занятиям спортом и физической культурой [2,2 (0,5)], имели минимальные контакты в пабликах, в которых обсуждаются проблемы здорового образа жизни (ЗОЖ) [2,2 (0,5)], редко обращаются за врачебной помощью, даже когда она необходима [2,3 (1,4)]. Анализ корреляционной зависимости между отдельными факторами, характеризующими здоровьесберегающее поведение студентов, и суммарным показателем, а также индексом коморбидности позволил выделить 21 параметр, имеющий как минимум корреляцию среднего и сильного уровней с обоими композитными показателями. Это послужило основанием для включения этих переменных в индекс здоровьесберегающего поведения студентов.
Заключение. Большинство студентов (95%) оценивают свое поведение в отношении здоровья, согласно предложенному индексу здоровьесберегающего поведения, в 61,1-80,7 балла, при максимально возможном значении показателя 105 баллов. Предложенный индекс здоровьесберегающего поведения нуждается в дальнейшем исследовании критериальной и дискриминантной валидности. Тем не менее предварительные данные позволяют с осторожным оптимизмом говорить о его высокой конструктивной валидности и эффективности при комплексной оценке здоровьесберегающего поведения студентов.