Опыт внедрения алгоритмизированного виртуального пациента в педагогическую практику по дисциплине "офтальмология"
Аннотация
В программу обучения студентов Карагандинского государственного медицинского университета была внедрена новая станция оценки клинического мышления по офтальмологии "Виртуальный пациент". Отличительная особенность используемого подхода - применение концепции виртуального пациента. Вместо клинического случая на бумаге во время занятия используется специальная компьютерная программа, позволяющая обучающимся принимать решения по диагностике и лечению пациента и немедленно отслеживать результаты своих действий. При этом получаются разветвленные и множественные варианты лечения и диагностики, в том числе "ошибочные".
Цели - разработать новый метод формирования клинического мышления у студентов VI курса Карагандинского государственного медицинского университета (КГМУ), обучающихся по специальности "общая медицина", дисциплине "офтальмология", с использованием алгоритмизированного виртуального пациента и оценить его эффективность.
Результаты. Разработана новая станция оценки клинического мышления по офтальмологии "Виртуальный пациент". Проведено проспективное рандомизированное исследование на базе кафедры офтальмологии, оториноларингологии и реаниматологии и Центра практических навыков (ЦПН) КГМУ с января по июнь 2016 г. Для определения эффективности созданной технологии по дисциплине "офтальмология" проведено анкетирование студентов VI курса, сдавших экзамен на новой станции. Полученные результаты статистически обработаны.
Заключение. Использование виртуального пациента в процессе обучения позволяет приблизиться к реальной ситуации, отработать на практике навыки решения проблем и принятия решения, повысить эффективность и продуктивность обучения студентов-медиков и слушателей на последипломном этапе.
К вопросу об использовании ментальных карт в практике обучения студентов по дисциплине "детские инфекционные болезни"
Аннотация
В статье изучается целесообразность использования ментальных карт как альтернатива традиционной учебной литературе для подготовки студентов старших курсов к практическим занятиям по дисциплине "детские инфекционные болезни". Цель - найти преимущества использования ментальных карт перед учебной студенческой литературой. В работе использованы конкретно-социологические методы: добровольное анонимное анкетирование и метод простого интервью для уточнения некоторых позиций. Анкетированию и интервьюированию подверглись 72 студента V и VI курсов лечебного и педиатрического факультетов. В результате проведенного опроса оказалось, что подавляющее большинство респондентов (83,3%) в целом позитивно оценили применение ментальных таблиц при подготовке к практическим занятиям по сравнению с учебной литературой. Из наиболее значимых положительных особенностей использования данного педагогического приема студенты отмечали наглядность и структурированность информации при ее небольшом объеме. Лишь 6,9% студентов продемонстрировали негативное отношение к ментальным картам, указав на поверхностный характер информации. Таким образом, использование ментальных карт как альтернатива учебной литературе во многих случаях целесообразно при подготовке к практическим занятиям по дисциплине "детские инфекционные болезни".
Компьютерная модель решения задач классификации в программной среде Rapid Miner
Аннотация
Развитие информационных технологий и современных коммуникаций, появление в клиниках большого количества автоматизированных медицинских приборов и компьютеров привело к значительному росту медицинской специализированной информации и биомедицинских данных. Методы и технологии анализа данных Data Mining позволяют выявить ряд скрытых закономерностей и связей между различными массивами данных. Правила принятия решений, получаемые при классификации, содержат новые медицинские знания. Статистический контроль качества диагностических тестов с бинарными исходами показал, что компьютерная модель классификации может использоваться для построения алгоритмов диагностики заболеваний. Построение модели решения задач классификации в программной среде Rapid Miner на практических занятиях развивает информационно-технологические компетенции, обеспечивает отработку компетенций принятия практических решений в реальных условиях профессиональной деятельности.
Единый государственный экзамен
как прогностический фактор успеваемости
в медицинском вузе
Аннотация
Сегодня результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) стали единственными критериями для зачисления студентов в большинство медицинских вузов России. Однако данная практика продолжает вызывать оживленные споры среди профессионалов медицинского образования с точки зрения целесообразности профессиональной ориентации и объективной оценки знаний абитуриентов, которые являются залогом последующего успешного обучения в вузе. Более того, очевидная тенденция привлечения дополнительных источников финансирования мест целевого набора из средств федерального бюджета и бюджета Свердловской области в Уральском государственном медицинском университете (УГМУ) заставляет нас обратить пристальное внимание на рейтинговый отбор будущих студентов-медиков. Опыт показал, что за последние годы снизился средний балл ЕГЭ поступивших на лечебно-профилактический факультет УГМУ. Целью нашего исследование было изучение связи между ЕГЭ и успеваемостью студентов-медиков по дисциплине "Анатомия человека". Мы проанализировали данные успеваемости студентов лечебно-профилактического факультета исходя из рейтинга по анатомии человека за 2014-2017 гг. (всего 716 студенческих рейтингов) и сопоставили их успеваемость с баллами ЕГЭ при зачислении в УГМУ. Все студенты были распределены в 4 группы сравнения исходя из источников финансирования мест обучения в УГМУ. Сравниваемые данные подвергались стандартной статистической обработке с использованием метода ранговой корреляции. В подавляющем большинстве сравниваемых групп отмечается положительная корреляция средней силы с диапазоном коэффициента корреляции от 0,24 до 0,42. Таким образом, проведенное нами исследование показало зависимость между результатами ЕГЭ и дальнейшей успеваемостью студентов-медиков в курсе изучения анатомии человека.
Проблемные вопросы и необходимость подготовки руководителей медицинских организаций по вопросам медицины катастроф в системе непрерывного медицинского образования
Аннотация
Исходя из особенностей системы организации и оказания медицинской помощи пострадавшим в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) определена необходимость подготовки руководителей медицинских организаций при выполнении задач медицинского обеспечения населения при ЧС. Рассмотрены вопросы комплексного обеспечения готовности медицинских организаций к реагированию на ЧС, и среди них приоритетное значение имеет уровень профессиональных знаний, умений, навыков руководящих кадров в действиях в кризисных ситуациях. В ходе реформирования профессионального образования и внедрения новой модели непрерывного медицинского образования обоснована необходимость разработки специальных профессиональных компетенций по медицине катастроф, профессиональных стандартов с целью подготовки руководителей медицинских организаций к ликвидации последствий ЧС. С учетом опыта работы специалистов ВЦМК "Защита" приведены примеры профессиональных компетенций руководителей медицинских организаций по вопросам организации медицинского обеспечения населения в ЧС. Сформулированы основные задачи для разработки единых требований к образовательным материалам и мероприятиям в части подготовки руководителей медицинских организаций по медицине катастроф.
Перспективы аккредитации нейрохирургических кадров
Аннотация
Цель - статья посвящена анализу проблем, связанных с предстоящим внедрением аккредитации нейрохирургических кадров.
Методы. В результате поиска в базе данных PubMed были найдены 23 публикации, посвященные вопросам непрерывного медицинского образования и симуляционного тренинга нейрохирургов. Проведен анализ действующего российского законодательства, касающегося вопросов аккредитации врачей.
Результаты. Анализ данных литературы позволил определить состояние проблемы непрерывного медицинского обучения врачей и подготовки резидентов-нейрохирургов в Европе и США, сделать предложения по организации системы аккредитации нейрохирургов в России.
Выводы. Организация аккредитации нейрохирургов требует обсуждения вопросов, связанных с определением критериев оценки практической деятельности врачей и технической возможности организации экзамена по практическим навыкам в симулированных условиях.
Повышение качества медицинской помощи за счет усовершенствования системы непрерывного медицинского образования
Аннотация
В связи с переходом на новую систему непрерывного медицинского образования в России возникает необходимость в реформировании не только структуры организации образовательного процесса, но и форматов подачи материалов, подготовки преподавательских кадров. Высокая мотивация к самообразованию врачей должна реализовывать стремление к постоянному повышению своих знаний и в итоге повышать качество оказания медицинской помощи.
Современные критерии оценки качества обучения управленческих кадров в условиях реформирования системы последипломного образования
Аннотация
Формирование новой модели непрерывного медицинского образования приводит к высокой конкуренции между работодателями образовательных услуг, в связи с этим содержание образовательного процесса должно быть эффективным, доступным и высокого качества. Нельзя забывать, что для обеспечения доступности и качества медицинской помощи необходим высокий уровень квалификации медицинских кадров.
Исходя из вышесказанного цели исследования - изучение и анализ потребности в методиках и формах образовательных программ для управленческих кадров в здравоохранении, для определения основных оценочных критериев качества образования.
Путем анкетирования респондентов проводили анализ образовательного процесса со стороны производителя услуг, непосредственного и конечного потребителя услуг - руководителя медицинской организации.
В результате исследования было выявлено, что для оптимального перехода к системе непрерывного последипломного образования необходимо внедрять организационную форму учебного процесса с элементами дистанционного обучения и практическими занятиями на базах медицинских организаций, удовлетворяя приоритетные интересы практикующих врачей-руководителей. Предложенная адаптированная методика ситуационного анализа на основе выявления сильных и слабых сторон, возможностей и угроз с последующим их комплексным анализом позволяет определить наиболее перспективные направления деятельности в области оказания образовательных услуг: определить потребность в тематике лекций и практических занятий, формах изложения материала, приоритетных запросах к преподавателям как поставщикам услуг.