Переход на новую систему допуска
к медицинской деятельности: аккредитация
и непрерывное медицинское образование
Аннотация
В статье обсуждается актуальная тема в системе медицинского образования в России - переход к непрерывному медицинскому образованию и внедрение процедуры аккредитации. Уже с 2021 г. аккредитация медицинских специалистов на основе системы непрерывного медицинского образования станет единственной процедурой допуска к осуществлению медицинской деятельности. Однако пока этот процесс лишь на старте, а вокруг данной темы уже образовалось немало слухов, мифов и заблуждений. Цель данной статьи - изложить ключевые моменты, связанные с изменениями в сфере высшего медицинского и фармацевтического образования, которые будут происходить в ближайшие 5 лет.
Оценка конструктной валидности хирургического лапароскопического симулятора
Аннотация
Состояние проблемы. Мы представляем первоначальные данные о конструктной, содержательной и внешней валидности хирургического лапароскопического симулятора LAPMentor (компания Simbionix) со средствами виртуального отображения.
Дизайн исследования. Студенты-медики (MS), ординаторы и стипендиаты (R/F), а также опытные лапароскопические хирурги (ES), проводившие <30 лапароскопических вмешательств ежегодно (ES<30), а также те, которые проводили >30 лапароскопических операций в год (ES>30), выполняли 9 заданий, направленных на формирование базовых навыков (SK), включая управление 0° и 30° камерами (SK1, SK2), зрительно-моторную координацию (SK3), клипирование (SK4), захват и клипирование (SK5), маневрирование двумя руками (SK6), рассечение (SK7), коагуляцию (SK8) и перемещение объектов (SK9).
Результаты. Средний возраст MS (n=23), R/F (n=24), ES<30 (n=26) и ES>30 (n=30) составил 26 (21-32), 31 (27-39), 49 (31-70) и 47 (34-69) лет соответственно. При выполнении заданий низшего порядка (SK3, SK4, SK5 и SK6) ES>30, ES<30 и R/F показали схожие результаты, которые были все же значительно лучше, чем в группе MS. При выполнении сложных заданий (SK7, SK8 и SK9) показатели ES>30 имели тенденцию к превосходству над результатами групп R/F и ES<30, которые были примерно равными, но в свою очередь существенно превосходили данные группы MS. Параметры качества выполнения SK8 в группе ES>30 были заметно выше, чем в группах R/F и ES<30, которые были сопоставимы друг с другом и явно опережали результаты, полученные участниками группы MS.
Заключение. По результатам работы на хирургическом симуляторе LAPMentor в области приобретения навыков, не имеющих отношения к работе с камерой (SK3-9), можно отличить испытуемых из групп ES от тех, которые ранее не работали с лапароскопическими инструментами. Результаты выполнения задания SK8 выявили наивысший уровень конструктной валидности за счет точной дифференциации групп MS, R/F, ES<30 и ES>30.
Инновационные подходы к оценке качества подготовки анестезиологов-реаниматологов в ординатуре
Аннотация
В основу Федерального государственного образовательного стандарта по специальности "анестезиология-реаниматология" положен профессиональный стандарт врача анестезиолога-реаниматолога, который определил перечень теоретических знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций, составляющих содержание квалификационных характеристик (функциональных карт) специалиста. Следовательно, компетенции, выработанные у анестезиолога-реаниматолога, должны соответствовать требованиям, обозначенным в этих документах. С целью повышения качества подготовки ординаторов на кафедре разработаны и в последние годы активно внедряются новые оригинальные методики преподавания. Введен объединенный дневник учета практических навыков по анестезиологии, реаниматологии, интенсивной терапии, который позволяет учитывать и оценивать качество выполненных манипуляций, пособий, курирования пациентов на каждом этапе обучения, сопоставляя с приведенными в дневнике требованиями. Смещение акцентов в определении целей и задач традиционных методик преподавания (лекция, семинар, тестирование и т.п.) позволяет, как нам кажется, повысить эффективность образовательного процесса. Мы представляем обсуждаемые варианты модификации: академические лекции, семинары с установочной 30-минутной лекцией, анализ ординаторами клинических случаев и осложнений, рейтинговая оценка теоретической подготовки ординатора и методология ее определения. Модификация традиционных методов и форм преподавания (академические лекции, семинары с установочной лекцией, новая форма тестирования и рейтинговой оценки активности, ежедневное ведение дневника ординатора) позволяет оптимизировать реализацию главной цели основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности "Анестезиология и реаниматология", а именно: подготовить квалифицированного врача-специалиста, обладающего системой знаний, умений, навыков, определяющих способность и готовность к самостоятельной профессиональной деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой врача анестезиолога-реаниматолога.
Возможности и перспективы применения метода кейс-анализа в подготовке врачей клинических специальностей
Аннотация
В статье рассматривается оптимизация обучения медицинских специалистов в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Освещены вопросы субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе. Приведены примеры реальных ситуаций, показано влияние метода кейс-анализа на формирование личностных качеств будущего клинициста. В статье также отражено исследование воздействия кейс-метода на учебный процесс в медицинском вузе. Пилотные исследования применения кейс-технологии в обучении студентов медицинских вузов свидетельствуют о ее широких возможностях в оптимизации процесса высшего образования.
Симуляционное обучение базовой сердечно-легочной реанимации специалистов скорой медицинской помощи
Аннотация
Симуляционный курс базовой сердечно-легочной реанимации (СЛР) с применением автоматической наружной дефибрилляции является видом осмысленной интенсивной практики для специалистов скорой и неотложной медицинской помощи. Обучение на курсе призвано повысить уровень профессионального мастерства и практических навыков врачей скорой медицинской помощи на учебном этапе, обеспечивая им эффективный и безопасный переход к выполнению своих профессиональных задач. Конечная цель обучения - уменьшение количества ошибок при выполнении базовой СЛР, что будет способствовать повышению качества медицинской помощи при внезапной остановке сердца, уменьшению осложнений у реальных пациентов и снижать летальность от кардиальных причин.
Эффективность практической подготовки нейрохирургических кадров в условиях симуляционного центра
Аннотация
Цель - разработать показатели, позволяющие проводить мониторинг эффективности функционирования и оценивать работу по обучению нейрохирургических кадров на базе симуляционных центров различного уровня.
Материал и методы. Проведен анализ деятельности 2 симуляционных центров, на базе которых проводили обучение нейрохирургов. Исследование проводилось с использованием 13 показателей, характеризующих эффективность деятельности центра, качество и практическую значимость обучения.
Результаты. За 48 мес на базе симуляционного центра I уровня прошли обучение 84 врача, было выполнено 199 симуляций нейрохирургических вмешательств. За 7 мес на базе симуляционного центра II уровня обучено 52 врача, выполнивших 205 имитаций нейрохирургических вмешательств. Прогресс в освоении практических навыков отметили 70-78% слушателей, реализовать свою потребность в обучении удалось 95,4% врачей. Степень удовлетворенности полученных навыков как высокую оценили 89% слушателей, практическую значимость симуляционного обучения как достаточную отметили 92%.
Заключение. В многопрофильном центре появляется возможность увеличить количественные показатели за счет реализации учебных программ по различным медицинским дисциплинам. При оценке деятельности по подготовке врачей в рамках одной специальности важны показатели, характеризующие доступность симуляционной модели и учебного оборудования во время учебного курса для конкретного обучаемого.