Доклиническая подготовка студентов с обучением обследованию тазовых органов в клинике
Аннотация
В предыдущем исследовании мы выявили ряд преимуществ, которыми характеризуется обучение обследованию тазовых органов в клинике (на симулированных пациентках). Теперь мы решили выяснить, действительно ли эта методика обучения позволяет улучшить подготовку. С этой целью студентов, прошедших клиническую ротацию по акушерству и гинекологии, попросили ответить на ряд вопросов.
В этом исследовании проверяется предположение, согласно которому обучение обследованию тазовых органов на симулированных пациентках на этапе доклинического обучения студентов медицинских школ, позволяет повысить их знания, а также вселить в них уверенность и облегчить их последующее обучение в клинике во время ротации по акушерству и гинекологии.
Опросники рассылали по электронной почте студентам-медикам 3-го и 4-го года обучения. Всего каждому из них было задано 16 вопросов, касающихся демографических показателей, опыта обследования тазовых органов и их впечатлений от прохождения ротации по акушерству и гинекологии. После сбора данные обрабатывали методами описательной статистики. 97 (28%) студентов ответили на все вопросы анкет (36 мужчин и 61 женщина). 96% студентов после прохождения курса предварительной подготовки по обследованию тазовых органов ощущали себя готовыми к проведению первого в их жизни обследования во время клинических ротаций. 91% студентов при проведении первого обследования отмечают большую уверенность и комфортность; 92% студентов знали что (и как) говорить пациентке о предстоящем исследовании; 92% студентов знали, как использовать влагалищное зеркало; в 91% случаев студенты знали, как выполнять бимануальное исследование шейки матки. Кроме того, в 92% случаев студенты чувствовали себя более комфортно и уверенно, выполняя обследование самостоятельно, без помощи врача. В 95% случаев студенты уверены, что обучение обследованию тазовых органов на пациентках во время доклинического этапа обучения в медицинской школе помогло им подготовиться к клиническим ротациям.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что программа доклинического обучения студентов с использованием симулированных пациентов увеличивает их уверенность и способствует более комфортному переходу к клиническим ротациям. Устраняя страх перед проведением деликатных обследований, данный опыт позволит усовершенствовать клинический опыт студентов-медиков, врачей и пациентов.
Medical Science Educator. - 2011. - Vol. 21, N 4. - P. 320-325.
Цена образования: стрессовые реакции у студентов-медиков, возникающие во время обучения в клинике
Аннотация
Введение
Практикующие врачи, а также врачи-стажеры постоянно находятся в стрессовой ситуации, вследствие чего у них часто развивается синдром выгорания, появляются тревога, депрессия и суицидальные мысли. В этом исследовании изучали стрессовые ситуации, возникающие у студентов 3-го года во время обучения клиническим дисциплинам в медицинских школах США.
Методы
Во время успешного обучения по трем клиническим дисциплинам студенты приняли участие в анонимном модифицированном анкетировании, касающемся нервно-психического стресса, возникающего у медицинских работников, а также они по шкале Ликерта оценили в баллах (от 0 до 3) 6 факторов, приводящих к стрессу. Статистический анализ включал использование методов описательной статистики и линейного регрессионного моделирования с использованием независимых переменных.
Результаты
Всего собрано 29 заполненных анкет. В целом стресс, вызванный рабочей нагрузкой, неуверенностью в собственных профессиональных качествах и конфликтами во время выполнения домашней работы, был значительно более выраженным по сравнению со стрессом, обусловленным проблемами с пациентами, особенностями организационной структуры и проблемами, возникающими в процессе взаимодействия с другими работниками (во всех случаях p<0,05). Во время прохождения курса внутренних болезней и хирургии более чем в 75% случаев студенты работали более 60 ч в неделю, что сопровождалось наибольшим числом конфликтов во время работы на дому. У женщин количество баллов, которыми оценивались межличностные стрессовые ситуации, возникающие на работе, оказалось значительно меньше, чем у мужчин (p=0,04).
Вывод
Студенты-медики в процессе изучения клинических дисциплин встречаются с множеством факторов, провоцирующих возникновение стрессовой ситуации. Обсуждаются меры по возможному улучшению процесса обучения: сокращение рабочего времени, снижение нагрузки на работе, обучение навыкам рационального использования времени, воспитание способностей к управлению эмоциями, а также проведение мероприятий среди всех учащихся по сплочению команды.
Medical Science Educator. - 2011. - Vol. 21, N 4. - P. 360-366.
Финансирование последипломного медицинского образования в американскойсистеме здравоохранения
Аннотация
Госпитали, занимающиеся последипломным образованием медработников, играют уникальную роль в американской системе здравоохранения. В них лечится значительная часть малоимущих пациентов, а также пациентов с хроническими заболеваниями. За небольшим исключением, в этих учреждениях стажируются все медработники, практикующие в Соединенных Штатах. Финансирование таких госпиталей осуществляется из фондов программы страхования здоровья престарелых (Medicare), программы медицинской помощи неимущим (Medicaid), а также - фондов Министерства здравоохранения и социального обеспечения (Health and Human Services), Администрации по делам ветеранов, Министерства обороны, а также из частных фондов отдельных госпиталей. Стоимость стажировки медработника складывается из прямых и косвенных затрат. Прямые затраты - это траты, идущие непосредственно на поддержание программ стажировки резидентов. Косвенные затраты обусловлены увеличением издержек в госпиталях, осуществляющих последипломную подготовку. В статье приводятся сложные формулы для расчета финан-сирования индивидуальных программ стажировки резидентов.
Medical Science Educator. - 2011. - Vol. 21, N 4. - P. 336-346.
Кликеры в распределенной системе как способ привлечениястудентов к изучению материала
Аннотация
В данном исследовании изучаются эффективность использования кликеров в удаленных местах, а также эффект их внедрения в методики обучения и запоминания, которые должны использоваться в распределенных мультиклассных учреждениях. Студенты, привлеченные к исследованию (n=24), синхронно принимали участие в семинаре, проходившем с применением кликеров. При этом некоторые участники исследования находились в одной аудитории, "лицом к лицу", другая часть была представлена группой, располагавшейся в удаленной аудитории, и еще одна - отдельными участниками, каждый из которых находился в удаленном офисе.
С целью изучения перспективности использования данной методики со стороны студентов, инструкторов и персонала, занимающегося предоставлением информационных технологий, после окончания семинара были проведены исследования и собеседования, а также составлены фокус-группы. По мнению студентов, кликеры вызвали у них больший интерес к участию в данном семинаре и были просты в использовании. Инструктор отметила, что из-за использования кликеров ей требовалось больше времени для подготовки к семинару, а знание того, что она одновременно работает и с удаленными студентами, увеличивает продолжительность самого семинара. Персонал, отвечающий за информационные технологии, отметил, что использование кликеров реально, а также подсчитал, что первоначально их использование потребует больше времени, но при соответствующей технической поддержке требуемое время можно будет сократить.
Кликеры могут использоваться в качестве способа привлечения удаленных студентов к участию в семинарах. Несмотря на то, что студенты не испытывают трудностей в их использовании, эффективное использование данной методики дистанционного обучения оказывается делом более сложным и требует большего времени. Важно помнить, что данная методика является лишь инструментом, в то время как во главу угла следует ставить сам процесс обучения.
Medical Science Educator. - 2011. - Vol. 21, N 4. - P. 336-346.
Руководство AMEE № 32: Электронное обучение в медицинском образовании
Часть 1: Обучение, преподавание и оценка знаний (пер. с англ. под ред. З.З. Балкизова)
Аннотация
За довольно короткий срок электронное обучение (e-learning, e-обучение) стало одним из самых популярных направлений в медицинском образовании. Несмотря на то что термин "электронное обучение" трактуется по-разному, в действительности он относится к образовательному применению технологий. Однако внедрение электронного обучения связано с большими трудностями: некоторые хотят применять его только для того, чтобы сделать эффективнее или быстрее различные виды деятельности; другие стремятся найти новые рабочие методы. В то же время, если главной целью является не использование технологии, а обучение, следует помнить, что не всегда можно предсказать результаты. Медицинское образование, как и многие другие отрасли, борется с этими трудностями; авторы руководства АМЕЕ по электронному обучению в медицинском образовании надеются помочь читателям (как новичкам, так и профессионалам в электронном обучении), справиться с ними. Данное руководство представляет собой вводный курс для начинающих, а также является ресурсом для более опыт-ных специалистов в области электронного обучения.
Важность оценки знаний и определения ценности в медицинском образовании (пер с англ. под ред. З.З. Балкизова)
Аннотация
Предыдущая статья была посвящена образовательному процессу как основе "хорошего" медицинского образования, методам обучения и преподавания и связи между базовым, постдипломным и непрерывным профессиональным развитием. Все эти этапы можно было бы охарактеризовать прежде всего как линейные процессы, начинающиеся с определенной преподавательской и учебной деятельности и часто заканчивающиеся итоговой аттестацией, которая, хочется надеяться, является надежным способом проверки того, как много мы запомнили и можем применять на практике. Оценка знаний обычно является частью учебной программы. Цель этой статьи - не только дать читателю представление о значении терминов, касающихся оценки знаний, но и показать, что процессы оценивания выражаются в мероприятиях, которые носят цикличный и динамичный характер. Их можно использовать для повышения эффективности обучающей модели и даже собственных способностей.
Экзамены, сэр, - это чистейшая чепуха, от начала до конца. Если ты джентльмен, так тебя учить нечему, тебе достаточно того, что ты знаешь. А если ты не джентльмен, то знания тебе только во вред.
Оскар Уайльд, "Портрет Дориана Грея"
Основы доказательной медицины: опыт преподавания в Кыргызстане
Аннотация
Доказательная медицина занимает важное место в образовании будущих врачей, позволяя им использовать полученные в ходе обучения навыки в последующей медицинской практике. В КГМА им. И.К. Ахунбаева была разработана учебная программа по доказательной медицине, основная цель которой заключается в обучении студентов знаниям и практическим навыкам, с помощью которых можно самостоятельно оценивать качество медицинской информации и принимать решение о применимости ее в практической деятельности. Для оценки данного учебного курса было проведено анонимное анкетирование студентов до и после его прохождения. По его результатам была выявлена заинтересованность студентов в прохождении подобного обучения, так как принципы доказательной медицины позволяют не только оценить любую информацию, но и самостоятельно организовать и провести качественное современное исследование.
Европейский союз медицинских специалистов (UEMS)
Аннотация
Европейский союз медицинских специалистов (The Union of European Medical Specialists - UEMS) был основан в 1958 г., после подписания в 1957 г. Римского договора, согласно которому предполагалось взаимное признание дипломов, полученных во всех странах его подписавших. Целью UEMS было объединение медицинских специалистов стран - членов Европейского Союза (ЕС) и достижение консенсуса в отношении содержания и качества образования медицинских специалистов и практики. Результат этой деятельности был призван служить основой для законодательства ЕС в сфере здравоохранения.
К характеристике выпускника медицинского вуза (результаты анкетирования)
Аннотация
В статье представлены результаты анонимного анкетирования 200 студентов выпускного курса медицинского вуза. Выяснены предпочтения в выборе врачебной специализации, будущего места работы, а также взгляды студентов на качество процесса обучения в вузе. Разобраны некоторые аспекты состояния здоровья выпускников.
Система менеджмента качества в высшем медицинском образовательном учреждении
Аннотация
В статье обсуждаются предпосылки и необходимость внедрения системы менеджмента качества (СМК) в высших образовательных учреждениях. Описаны организационная структура, целевые показатели качества подготовки выпускников. В КрасГМУ система менеджмента качества была внедрена в 2005 г., и за прошедшие 6 лет накоплен определенный опыт ее применения, а также намечены пути развития и совершенствования системы. Отмечено положительное влияние СМК на качество подготовки выпускников КрасГМУ.