Ежегодная конференция Ассоциации медицинских библиотекарей (MLA) США, Бостон, 3-8 мая 2013 г
Аннотация
Ассоциация медицинских библиотекарей (MLA) является некоммерческой, общеобразовательной организацией с более чем 4000 профессиональных участников и партнеров по всему миру.
Ассоциация медицинских библиотекарей (MLA) организована исключительно в научных и образовательных целях, и посвящена поддержке научных медицинских исследований, образования, и ухода за пациентами.
MLA способствует высокоэффективному развитию в области профессиональных достижений медицинских библиотек и информационных профессионалов, чтобы улучшить качество здравоохранения, образования, и исследований.
Конференция Ассоциации медицинских библиотекарей (MLA) - главное ежегодное событие для профессионалов в области медицинской информации. Конференция привлекает более 2000 участников, большей частью из США. Это в первую очередь библиотекари и сотрудники академических медицинских центров и медицинских школ, больниц, специализированных медицинских библиотек, государственных учреждений.
Тематика конференции охватывает все аспекты медицинской информации - от хранения библиотечных архивов до предоставления информационных услуг через Интернет. Рассматриваются также вопросы бюджетного планирования (средний годовой бюджет библиотеки медицинской школы составляет от 600 тыс. до 1,5 млн долл. и более).
Руководство AMEE № 20: Хороший преподаватель - больше чем лектор. 12 ролей преподавателя (пер. с англ. под ред. проф. И.Г. Никитина)
Аннотация
Преподавание - трудное и сложное занятие. В данной статье мы рассматриваем вопросы преподавания и то, с чем оно связано. За широкомасштабными и далеко идущими изменениями в медицинском образовании незримо присутствует преобразующая роль медицинского преподавателя. Выделено 12 ролей, выполняемых медицинским преподавателем, которые в представленной модели сгруппированы в 6 категорий:
1. Обеспечение информацией.
2. Формирование ролевой модели.
3. Посредническая роль.
4. Оценка полученых результатов.
5. Планирование процесса обучения.
6. Разработка учебных материалов.
В представленной модели для одной части ролей в большей степени требуется медицинский опыт, а для другой - преподавательский. Одни роли больше связаны с непосредственным общением со студентами, другие меньше. Роли представлены в соответствии с концепцией "конкурирующих ценностей": они могут передавать конфликтные сообщения, например, при предоставлении информации, или поощрять независимое обучение, помогая студенту или проверяя его компетентность. Концепция ролевой модели используется при оценке потребностей преподавательского состава в реализации учебного плана, назначении на должность преподавателя и при разработке программы профессионального развития преподавателей. На некоторых преподавателей возлагается лишь одна роль, но у большинства из них ролей несколько. В тех случаях, когда не хватает достаточно обученных сотрудников для выполнения ролевых потребностей, необходимо перераспределить роли сотрудников, если это возможно, и заняться их подготовкой. Если же сделать это невозможно или нежелательно, то следует привлечь новых сотрудников для выполнения конкретных ролевых функций. При назначении новых сотрудников обговаривают и согласовывают ролевой профиль, который в дальнейшем периодически уточняют.
Об опыте организации непрерывного медицинского образования в Республике Армения
Аннотация
Непрерывное последипломное образование - важнейшее требование современной медицины, которое необходимо как для системы здравоохранения в целом, так и для самих врачей. Непрерывное медицинское образование (НМО) - образовательный процесс, с помощью которого медицинские работники обновляют и улучшают свои профессиональные знания и навыки. Оно направлено на поддержание и развитие знаний, расширение профессиональных навыков, поддержание связей среди врачей, обмен опытом. Цели НМО - улучшение качества и повышение безопасности оказываемой пациентам медицинской помощи, уменьшение числа врачебных ошибок и повышение удовлетворенности пациентов качеством оказываемой медицинской помощи. НМО начинается после окончания медицинского вуза и получения права на профессиональную деятельность и продолжается в течение всей профессиональной карьеры медицинского работника. В статье был изучен опыт реализации НМО в 22 европейских странах, США и Канаде и проведен сравнительный анализ с системами НМО, существующими в Армении.
Совершенствование системы последипломной подготовки специалистов по лучевой диагностике в современных условиях
Аннотация
Расширение парка современной диагностической аппаратуры и разработка новых методик лучевой диагностики предполагают поиск новых подходов в подготовке врачей - лучевых диагностов. На основании собственного многолетнего педагогического опыта и опыта зарубежных коллег предпринята попытка разработки новой концепции первичной специализации и повышения квалификации врачей лучевых диагностов.
Побуждение к рефлексивному обучению в медицинском образовании
Аннотация
Поскольку работа клинических врачей и врачей общей практики связана с большой нагрузкой, необходимость вспоминать о выполненных в течение дня делах становится привычным явлением. Гораздо чаще, несмотря на преобладание позитивного характера взаимодействия, взгляд с точки зрения рефлексии направлен на оценку негативных аспектов ежедневной деятельности и препятствует выполнению своей функции - снятию напряжения от общения. Поэтому рефлексия в медицинском обслуживании часто рассматривается как неэффективное действие, не имеющее цели и редко связанное с каким-либо реальным образовательным результатом. При помощи этой статьи мы хотим создать положительное представление о практике применения рефлексии и поговорить о том, как она может стать привычным явлением в профессиональной деятельности врачей, которое позволяет добиться высокого качества обслуживания и способствует последующему обучению.
"Ибо они видят в глазах других только отражение себя самих".
Эрик Хоффер (1902-1983), американский философ
Разработка тестовых заданий для оценки знаний медицинских специалистов
Аннотация
Тестовые задания как инструмент оценки знаний специалистов на всех этапах обучения широко используются в большинстве стран мира. Их разработка и использование основаны на исследованиях в области психологии, социологии, педагогики и других поведенческих наук и подтверждены многочисленными эмпирическими исследованиями. Тестовые задания не являются универсальным средством: границы использования тестирования достаточно хорошо известны, и это знание дает уверенность в том, что качественная подготовка и правильное использование тестов гарантируют качественную и надежную информацию об уровне знаний, соответствующую реальному положению дел. Конечно, система тестирования состоит из многих компонентов: "конструирование" экзамена, стандартизация наборов тестовых заданий, алгоритм проверки "списывания" и прочих, но в настоящей статье речь пойдет о, пожалуй, самой трудоемкой части системы - написании тестовых заданий.