СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НАУЧНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ШКОЛАХ В РАМКАХ НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Резюме

Актуальность. В настоящее время особую важность имеет всестороннее совершенствование системы высшего медицинского образования, важной частью которого является научное образование. В контексте отечественной традиции подготовки специалистов здравоохранения ведущая роль в его реализации отводится научным медицинским школам, существующим в условиях самовоспроизведения научных кадров. Ввиду этого важным аспектом популяризации научного медицинского образования является изучение уровня потребности в информировании студентов о научных школах.

Материал и методы. Проведено анкетирование 3129 студентов II-VI курсов лечебного, педиатрического, стоматологического и медико-профилактического факультетов ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России. Авторская анкета включала два независимых блока, направленных на определение уровня вовлеченности в научно-исследовательскую деятельность, а также ориентированность на самореализацию по данному направлению в рамках научных медицинских школ с учетом грамотного представления о них.

Результаты и обсуждение. Среди будущих врачей наблюдается относительно высокий уровень понимания важности научного образования. Помешать дальнейшему научному развитию студентов способны распространенные заблуждения в отношении научных школ. Данные заблуждения ведут к подмене понятия принципов системы научного взаимодействия в исследовательском коллективе. Это, в свою очередь, влечет за собой утрату последовательности и преемственности научного поиска. Отмечается значительное искажение видения научных школ. Зачастую представление о вкладе научных медицинских школ в развитие науки ограничивается исключительно получением новых научных знаний, что неверно.

Заключение. В настоящее время существует необходимость в просвещении молодого поколения врачей в вопросе научных медицинских школ. Определяется потребность в создании информационного контура, содержащего информацию, отражающую актуальные данные о научном, исследовательском, социо­культурном вкладе, составе коллективов и организациях, выступающих базой исследований. При этом необходимо рассматривать данную информацию не только с позиции современного положения отечественных научных медицинских школ, но и с точки зрения истории.

Ключевые слова: научное образование; научные медицинские школы; медицинское образование; студенческая молодежь; популяризация научно-исследовательской деятельности

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научного проекта № МФИ‑20.1/69.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Редько А.Н., Веселова Д.В., Романцов В.В., Бедоева К.О. Со­временное представление о научных медицинских школах в рамках научного образования через призму студенческого восприятия // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2024. Т. 15, № 3. С. 131-141. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2024-15-3-131-141

В сложившихся в настоящее время условиях социального и экономического роста России одним из приоритетных вопросов является всестороннее совершенствование системы высшего профессионального (в том числе и медицинского) образования [1]. Актуальным аспектом данного процесса выступает развитие так называемого научного образования как фактора подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов [2, 3].

С точки зрения подготовки медицинских кадров важность развития у обучающихся навыков креативного научно-исследовательского подхода к решению вопросов в рамках профессиональной деятельности продиктована необходимостью совершенствования подходов к личностному росту в условиях высшего и непрерывного образования, а также самообразования [4]. Таким образом, можно отметить, что научное образование занимает одно из ключевых положений в процессе становления студентов-медиков в роли врача новой формации [5, 6].

Исторически в нашей стране ведущая роль в осуществлении научного образования в медицине отводится различным научным школам как независимым коллективам творцов научной медицинской мысли [7]. Также большинство научных школ ведут свою исследовательскую деятельность на базе вузов, что служит фактором интеграции их деятельности в образовательный процесс высшей медицинской школы. В таких условиях они выступают прочным фундаментом и стимулом для развития индивидуального научно-исследовательского потенциала молодых ученых-врачей в области решения актуальных проблем современного здравоохранения в среде единомышленников и под руководством авторитетного руководителя [8]. Данная модель осуществления научного образования в медицине является достаточно оптимальной и обеспечивает не только динамическое развитие научных знаний, но и позволяет в относительно комфортной обстановке перенимать молодым специалистам опыт уже сформировавшихся коллег-ученых [9, 10]. При этом следует понимать, что научные медицинские школы являются коллективами, обновляющимися в основном за счет собственного потенциа­ла привлечения новых учеников. Иными словами, коллектив существует в условиях самовоспроизведения научных кадров [8].

Если же учитывать тот факт, что доля молодежи среди ученых-медиков в нашей стране составляет примерно 25%, то можно судить о возможном развитии неблагоприятной тенденции дальнейшего этапа отечественного медицинского научного образования, что в перспективе может негативно сказаться на качестве медицинского образования в целом [11]. В таких условиях значительную актуальность приобретает привлечение студенческой молодежи к сотрудничеству с отечественными научными школами, что послужит фактором восполнения и омоложения научно-исследовательского потенциала нашей страны в области медицины.

Построение грамотной стратегии популяризации научного медицинского образования и его флагманов - научных школ, в первую очередь предполагает понимание современного видения их в умах молодого поколения медиков. Цель данной работы - изучение и систематизация данных, отражающих реально существующие потребности в информировании студентов, а также распространенных заблуждений в отношении возможностей интеграции в деятельность научных коллективов как непосредственно в конкретных вузах, так и в стране в целом. В перспективе это позволит повысить уровень заинтересованности студенческой молодежи в реализации собственного потенциала в рамках научных медицинских школ.

Материал и методы

В ходе работы были применены социологический, статистический и аналитический методы. Материалом исследования выступили данные проведенного авторами в 2023 г. анонимного электронного анкетирования с использованием авторской анкеты, оформленной посредством GoogleForm. Анкета включала в себя два независимых блока и предполагала определение уровня вовлеченности в научно-исследовательскую деятельность (с учетом таких критериев, как личностное отношение к научному образованию и образу молодого ученого, наличие опыта и готовность к участию в различных исследованиях), а также ориентированность на самореализацию по данному направлению в рамках научных медицинских школ (с учетом таких критериев, как осведомленность о деятельности научных школ на федеральном и региональном уровнях, представления об их роли в развитии со­временной науки, понимания сути устройства и построения взаимодействий внутри них). В анкетировании приняли участие студенты (n=3129) II-VI курсов лечебного, педиатрического, стоматологического и медико-профилактического факультетов ФГБОУ ВО "КубГМУ" Минздрава России. Контингент анкетируемых составили молодые люди 19-28 лет (средний возраст 21 год). Предварительная обработка данных, полученных в ходе работы, выполнялась с применением пакета прикладных программ Microsoft Office Excel 2019 (Microsoft corp., США). Статистические расчеты были произведены с применением пакета прикладных программ Statistica 10.0 for Windows (StatSoft Inc., США).

Результаты

В ходе анализа ответов на вопросы первого блока анкеты удалось установить, что 2384 (76,19%) проанкетированных студентов считают, что научно-исследовательская дея­тельность является неотъемлемой частью гармоничного образовательного процесса в медицине. При этом количество данных респондентов возрастает от младших к старшим курсам, что отражает аналогичную тенденцию по сравнению с другими вузами в стране [12]. 689 (22,02%) обучающихся полагают, что развитие навыков в поле научного образования важно только для врачей, профессия которых будет непосредственно связана с наукой или преподавательской деятельностью, и 56 (1,79%) считают его не столь важным в обучении аспектом. При этом роль молодого врача-ученого расценивают как престижную только 1692 (54,08%) респондентов, 1002 (32,02%) затрудняются дать адекватную оценку в этом вопросе, и 435 (13,9%) не считают данную роль престижной в современных социально-экономических условиях.

Результаты анкетирования показали, что научно-исследовательской деятельностью в различных направлениях медицины (имеется хотя бы одна публикация результатов исследований), не связанной с образовательным процессом (научно-исследовательские работы студентов, выполняемые в процессе обучения), занимались 1475 (47,14%) проанкетированных студентов. Из них 1467 (99,5%) занимаются научно-исследовательской деятельностью в рамках студенческого научного общества вуза, остальные 8 (0,5%) предпочитают работать самостоятельно либо при поддержке научных руководителей не из числа сотрудников университета. В целом среди всех студентов, занимающихся исследованиями в сфере медицины, только 69 (4,68%) указали, что они относятся к научным коллективам, отвечающим основным критериям научных медицинских школ.

В ходе анализа преемственности развиваемых студентами в своих исследованиях научных идей были получены следующие результаты. Только 372 (25,22%) молодых ученых из числа обучающихся вуза предпочитают заниматься рассмотрением вопросов, лежащих вне основного поля исследований научного руководителя или коллектива, к которому он относится. При этом 129 (34,68%) студентов от данной группы отмечают чувство неуверенности в успешности дальнейшей работы по выбранной тематике ввиду отсутствия прочной научной опоры. В то же время 1103 (74,78%) проанкетированных студентов считают важным опираться в качестве базы на работы научных руководителей. Это, по их мнению, позволит не только избежать стагнации научных идей и бесцельности исследований, но и придаст уверенность молодому ученому.

В целом такие результаты указывают на довольно большую долю студентов - 35,25% общего числа прошедших анкетирование, готовых и, что более важно, способных влиться в ряды молодого поколения современных научных медицинских школ и заниматься развитием современной медицинской науки, согласно современным трендам. Однако в этом вопросе существует ряд трудностей, одними из которых выступают устоявшиеся заблуждения в отношении отечественных научных медицинских школ, которые снижают активность вовлечения в них работу новых научных кадров [13].

В ходе анализа ответов на второй блок анкеты оценивали распространенность указанных ранее заблуждений. Так, было установлено, что среди всех респондентов в значительной мере точно охарактеризовать понятие "научная медицинская школа" могут только 765 (24,45%) человек. В качестве абстрактного примера 1847 (59,03%) студентов приводили модель научного сотрудничества без упора на многолетнюю взаимную плодотворную научную деятельность, более сопоставимую с определением зарубежной модели "невидимого колледжа", отличающейся меньшей сплоченностью научного коллектива, и отсутствие долголетней преемственности в научном поиске [14]. Оставшиеся 517 (16,52%) затрудняются дать четкую оценку определения. При этом важность научных школ в развитии современной медицинской науки является очевидной для 2793 (89,26%), в остальных случаях респонденты затруднились объективно дать свою оценку в данном вопросе.

Конкретные примеры отечественных научных медицинских школ смогли привести 1822 (58,23%) респондентов (21,06% назвали более одного примера), а перечислить их представителей или руководителей - только 325 (10,38%). Остальные 1307 (41,77%) не смогли назвать конкретных школ либо приводили в пример коллективы различных научно-исследовательских институтов без конкретики. В региональном масштабе примеры научных школ в медицине смогли назвать 1184 (37,84%). Источником информации о школах в 100% случаев выступала информация, полученная в процессе обучения в вузе.

Относительно места ведения исследовательской деятельности 1468 (46,92%) респондентов полагают, что научные медицинские школы базируются только в крупных научно-исследовательских институтах и федеральных научных центрах, 1079 (34,48%) - в различных научных и образовательных учреждениях страны, в том числе и в вузах, и 582 (18,6%) - только в медицинских специализированных лечебных учреждениях и научно-исследовательских институтах. Все анкетируемые отмечают, что важным аспектом для правильной работы школ в их представлении является взаимосвязь между всеми уровнями организации системы здравоохранения.

При оценке представлений современных студентов о так называемом "пороге вхождения" в ряды научной медицинской школы было установлено, что 2663 (85,11%) полагают, что для того, чтобы начать исследовательскую деятельность в подобном коллективе, необходимо обладать довольно большим опытом. Из них 1978 (74,28%) уверены, что подобный опыт невозможно приобрести ни в период обучения, ни на начальных этапах профессионального становления, 512 (19,23%) считают, что вступить в научную школу возможно только после прохождения ординатуры или аспирантуры, и только 173 (6,4%) полагают, что в ряды школ возможно влиться даже будучи студентом при условии раннего (I-II курс обучения) начала научной деятельности. У 371 (11,86%) анкетируемого сложилось представление, что можно войти в коллектив научных медицинских школ, не имея обширного опыта, обучаясь в процессе у старших коллег. Оставшиеся 95 (3,03%) затрудняются дать ответ на этот вопрос ввиду малой осведомленности и отсутствия представлений о его предмете. В целом 2547 (81,4%) студентов рассматривают научные школы в медицине как полностью закрытые коллективы, не принимающие в свои ряды молодых ученых из числа студентов.

В отношении представлений респондентов о возможных тематических направлениях, развиваемых современными отечественными научными школами, подавляющим большинством [2381 (76,09%)] было высказано предположение, что зачастую они лежат в поле хирургии, интенсивной терапии и реанимации, а также инфекционных заболеваний. Остальные участники анкетирования указывали, что направления могут быть различными в зависимости от учреждения, выступающего исследовательской базой для научной школы.

В большинстве случаев 2217 (70,85%) анкетируемых рассматривают вклад научных медицинских школ как сугубо научно-исследовательский, а 497 (15,88%) из них и вовсе как только научный, не влияющий в значительной мере на современное прак­тическое здравоохранение. 912 (29,15%) студентов понимают, что вклад научных школ носит не только научно-практический, но и социокультурный характер. Относительно значимости научных медицинских школ в организации научного образования работников системы здравоохранения 439 (14,03%) респондентов полагают, что они не принимают непосредственного участия в образовательном процессе, а лишь выступают источником новых знаний в медицинской науке, 185 (5,91%) затрудняются дать свою оценку. Остальные 2505 (80,06%) студентов считают, что научные медицинские школы являются неотъемлемым элементом научного образования. Из них 1549 (49,5%) уверены, что это справедливо только для уже практикующих специалистов, ведущих научную практику, 631 (20,17%) - для аспирантов, ординаторов и практикующих врачей, и 325 (10,39) - на всех уровнях профессионального образования.

Вопрос зарождения новой научной школы 1327 (42,41%) студентов считают маловероятным, что всегда объясняется тем, что анкетируемые рассматривают данный процесс как обусловливаемый длительным накоплением новых, кардинально меняющих представления о медицине научных знаний. 1802 (57,59%) человека появление новых научных школ рассматривают как естественный на фоне развития медицины как науки. Только 751 (24%) студент допускает возможность возникновения новых школ путем разделения уже существующих ввиду возникновения двух главных идей и более, развиваемых уже отдельными коллективами.

В ходе анализа потребностей студентов в получении информации в отношении отечественных научных медицинских школ было установлено, что заинтересованы в ее получении как можно в большем объеме 1385 (44,26%) респондентов, 1109 (35,45%) хотели бы повысить уровень знаний по теме в отношении отдельных наиболее интересующих аспектов, 375 (11,98) считают свои знания достаточными, но были бы рады расширить их, и 260 (8,31%) не имеют желания подробно разбираться в данной теме. В значительной мере 2216 (92,56%) студентам в первую очередь интересно узнать новую информацию о научных школах, ведущих свою деятельность в регионе обучения и проживания респондентов. При этом анкетируемым интересно узнать как можно о большем числе научных школ.

Полноценно разобраться в вопросе "Что же такое научные школы в медицине?" хотели бы 2674 (85,46%) респондента. При уточнении конкретных аспектов, в отношении которых существует потребность в повышении информатизации студентов о научных медицинских школах, основным из них для 2013 (84,08%) выступала история создания, становления и развития отдельно взятых коллективов. Так, интерес в отношении состава коллектива врачей-ученых, вносивших вклад в развитие тех или иных школ, проявляют 1523 (48,67%) респондента. Интересуются историей развития научных идей коллективом 1759 (56,22%), историей практического применения результатов проводимых исследований - 2071 (66,18%), историей преобразования исследовательского подхода к решению научных проблем - 2167 (69,25%), историей социокультурного развития внутри коллектива и взаимодействия с обществом - 1200 (38,35%). О роли научных медицинских школ в процессе научного образования как на разных этапах их развития, так и на данный момент хотели бы подробно узнать 2397 (76,61%) студентов.

Также следует отметить, что по результатам анкетирования 2104 (67,24%) отмечают потребность в доведении до студентов подробной информации относительно биографии руководителей научных школ и наиболее ярких представителей научных коллективов. 1611 (51,49%) респондентов также интересует история учреждений, выступающих базой для ведения научно-исследовательской деятельности школ. Во всех случаях, когда анкетируемые испытывали потребность в ознакомлении с информацией о научных медицинских школах, отмечалось, что актуальным является получение подробной информации о современном этапе развития коллектива, его составе, а также уровня рассмотрения и спектра медицинских проблем, лежащих в основе научно-исследовательского поиска. Среди студентов, не имеющих желания на данный момент подробно рассматривать информацию о научных медицинских школах, в 142 (54,61%) отметили, что подобные знания вполне могут заинтересовать их в дальнейшем.

Обсуждение

Согласно полученным результатам анкетирования, можно сделать вывод, что в настоящее время среди студенческой молодежи из числа будущих врачей наблюдается относительно высокий уровень понимания важности научного образования (76,19%), даже учитывая низкий показатель престижности образа молодого ученого среди респондентов (54,08%). Несмотря на это, среди проанкетированных обучающихся определяется сравнительно высокий уровень заинтересованных в той или иной степени в ведении научной деятельности студентов (47,14%) [11]. При этом большинство из них предпочитают использовать в качестве базы данные, полученные более опытными научными руководителями, что позволяет добиться качественной прогрессии в исследованиях. Иными словами, эти молодые люди (35,25% общего числа проанкетированных) являются научным потенциалом страны и способны добиться успехов в рядах отечественных научных медицинских школ - коллективов, выступающих направляющими векторами развития современной медицинской науки.

Помешать данному процессу способны распространенные заблуждения в отношении собственно научных школ. Эти заблуждения ведут к подмене понятия принципов традиционной для нашей страны системы научного взаимодействия в исследовательском коллективе, исторически доказавшей свою важность. Это, в свою очередь, влечет за собой утрату последовательности и преемственности научного поиска. Обусловлено это, предположительно, малым уровнем распространенности информации о научных медицинских школах (58,23% - о научных школах в целом в стране, и 37,84% - о базирующихся в регионе, где обучаются респонденты) и их представителях. Информацию о них студенты получают в основном в ходе аудиторных занятий, что диктует необходимость проведения мероприятий по популяризации научных школ вне рамок учебного плана и повышения количества публикаций на данную тематику, доступных для ознакомления будущими врачами.

Наблюдается искажение видения научных школ молодым поколением медиков, отражающееся в представлении о них как о "закрытых" и своего рода "элитарных" коллективах, недоступных для интеграции в них молодого ученого (у 81,4%). Кроме того, отмечается представление о научных школах как о коллективах, занимающихся ведением исследовательской деятельности сугубо в поле наиболее динамически развивающихся по наиболее распространенному (хоть и далеко не верному) мнению направлений медицинской науки (в 76,09%). Обычно (70,85%) в представлении студентов вклад научных медицинских школ ограничивается исключительно получением новых научных знаний, что является неверным.

Отдельно стоит отметить, что довольно большое количество респондентов (80,06%) осознают важность научных медицинских школ в плане осуществления научного образования специалистов, однако 69,67% из них полагают, что студенты не могут быть учениками школ, а могут быть только люди, уже окончившие вуз или ведущие медицинскую практику. Также большинство проанкетированных (42,41%) считают маловероятным возможность выделения новых школ, что показывает отсутствие понимания у них возможностей развития концептуально новых идей в рамках школы, способных дать импульс формированию отдельного коллектива исследователей, имеющего потенциал преобразоваться в независимую школу.

Студенты озвучивают реально существующую потребность в получении новых знаний об отечественных научных медицинских школах в 91,69%, при этом в 85,46% случаев отмечается важность углубления понимания того, чем на самом деле являются медицинские научные школы в современном их понимании. Особенно интересно студентам узнать о научных школах в своем регионе (в 92,56% общего числа заинтересованных в целом), что обусловлено возможностью наблюдать за ними или даже впоследствии интегрироваться в них еще на этапе обучения или сразу после окончания вуза. Важным аспектом студенты считают и историю формирования, развития и преобразования научных школ, что показывает интерес к процессу создания научно-исследовательской концепции, условиям их научной разработки и вкладу в людей, являющихся ее главными носителями. У 69,25% респондентов существует потребность в ознакомлении с информацией о социокультурном значении школ, что доказывает важность подробного рассмотрения этого аспекта деятельности научных коллективов.

В 54,61% случаев, когда студенты на данный момент не заинтересованы в получении информации о научных медицинских школах, существует вероятность изменения отношения респондентов к материалу ввиду доведения общей информации о школах, что, предположительно, послужит фактором, сдвигающим к повышению заинтересованности.

Заключение

Приведенная выше информация позволяет считать, что на современном этапе развития научного медицинского образования существует необходимость в значительном просвещении молодого поколения врачей о научных медицинских школах. Определяется потребность в создании информационного контура, содержащего информацию, отражающую актуальные для молодого поколения врачей данные о научном, исследовательском, социокультурном вкладе (в том числе и в отношении научного образования), о составе коллективов и об организациях, выступающих базой исследований. При этом необходимо рассматривать эту информацию не только с позиции современного положения отечественных научных медицинских школ, но и с точки зрения истории. В таких условиях возрастает значимость ведения научно-исследовательской деятельности в отношении всестороннего рассмотрения истории научных школ России. В перспективе это позволит повысить заинтересованность студентов-медиков в более качественной личной ориентированности в научной стороне будущей профессии, а также выступит стимулом для желания попробовать свои силы в рядах собственно исследовательских коллективов. В свою очередь, это позволит привлечь новые кадры для омоложения отечественной медицинской науки и гармоничного восполнения коллективов научных школ.

Литература

1. Курочка В.С. Совершенствование системы образования в России в современных условиях // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 11 (89). Ч. 2. С. 79-84. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2019.89.11.049

2. Амбарова П.А., Шаброва Н.В., Кеммет Е.В., Михайлова А.Н. Научно-исследовательская культура студентов российских университетов // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 7. С. 96-116. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-7-96-116

3. Ронжина Н.В., Ронжин И.В. Научное образование как общеметодологическая проблема : монография. Екатеринбург : РГППУ, 2011. 152 с.

4. Куликова В.В., Воливок О.А. Интеграция науки и образования в вузе на примере научно-учебных групп // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. № 2 (35). С. 189-192. DOI: https://doi.org/1026140/anip-2021-1002-0045

5. Аксютина Н.В., Пелипецкая Е.Ю., Ганюшина И.В., Гаврилюк О.А., Мордовский В.С., Кусаев В.В. и др. Научная деятельность студентов-медиков как фактор их личностно-профессионального развития // Образовательный вестник "Сознание". 2021. Т. 23, № 12. С. 5-21. DOI: https://doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-12-5-21

6. Атлас новых профессий 3.0. / Под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. Москва : Альпина ПРО, 2021. 472 с.

7. Каграманян И.Н., Тарасенко А.И., Купеева И.А., Янушевич О.О., Пашков К.А., Ефимова А.О. Исторические аспекты трансформации системы медицинского образования // Национальное здравоохранение. 2021. Т. 2, № 1. С. 32-40. DOI: https://doi.org/10.47093/2713-069X.2021.2.1.32-40

8. Яньшина М.В. Классификация научных медицинских школ: культурологический аспект // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 1, № 4. С. 306-310.

9. Запруднов А.М., Григорьев К.И., Харитонова Л.А. Роль научных школ в современной педиатрии // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2018. Т. 63, № 5. С. 118-123. DOI: https://doi.org/10.21508/1027-4065-2018-63-5-118-123

10. Лазаренко В.А., Калуцкий П.В., Королев В.А. Многоуровневая система привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности в Курском государственном медицинском университете // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2012. № 1 (7). С. 112-118.

11. Распоряжение Правительства РФ № 2580-р "О Стратегии развития медицинской науки в РФ на период до 2025 года" от 28 декабря 2012 года.

12. Михайлова Е.А., Фатеева Т.А., Жеребятьева О.О., Махалова Г.О., Ляшенко И.Э., Фомина М.В. и др. Роль студенческого научного кружка в профессиональной подготовке врача // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 1. С. 80-89. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-1-80-89

13. Бородулин В.И., Глянцев С.П. К истории научных клинических школ в России: о некоторых спорных вопросах методологии исследования проблемы // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017. Т. 25, № 4. С. 240-245. DOI: https://doi.org/10.18821/0869-866X-2017-25-4-240-245

14. Тренды развития медицинской науки: мир, Россия, Москва. Аналитический доклад / Е.И. Аксенова, С.Ю. Горбатов, Л.А. Елагина и др. Москва : ГБУ "НИИОЗММ ДЗМ", 2021. 168 с.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»