ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Резюме

Неэффективная профориентация - один из факторов, способствующих существованию значительного кадрового дефицита в здравоохранении. Авторами разработана профориентационная программа, реализуемая в рамках всероссийского движения "Волонтеры-медики" и нацеленная на формирование у старшеклассников реалистичного представления о врачебной деятельности в процессе получения профессионального образования. Проведена оценка эффективности реализации профориентационной программы в соответствии с критериями, обозначенными в методических рекомендациях по реализации профориентационного минимума в общеобразовательных организациях.

Ключевые слова: профориентация; профориентационная программа; кадровый дефицит; волонтерская деятельность; профессиональный выбор

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Полянок А.О., Зерчанинова Е.И. Профориентация как перспективное направление волонтерской деятельности студентов медицинского университета // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2024. Т. 15, № 3. С. 114-129. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2024-15-3-114-129

Кадровый дефицит в сфере здравоохранения - многолетняя проблема, затрагивающая все регионы России и имеющая отрицательную динамику. Так, согласно данным Минздрава России с 2022 по 2023 г. дефицит врачей увеличился на 27% и на конец 2023 г. составил 26,5 тыс. человек [1]. Наиболее остро ощущается недостаток врачей общей практики, а также специалистов ряда узких направлений (анестезиолог-реаниматолог, акушер-гинеколог, эндокринолог, педиатр, терапевт).

Подобная тенденция свойственна и Свердловской области: согласно данным исследования HeadHunter, в течение 2023 г. число вакантных мест увеличилось на 42%, однако на одну вакансию врача в среднем пришлось 0,3 резюме. Самые дефицитные врачебные специальности в регионе - терапевты (10% общего числа вакансий врачей), анестезиологи-реаниматологи (9% вакансий), а также педиатры (6%). Помимо этого, отмечается значительная нехватка нефрологов, эндоскопистов, онкологов, неврологов, офтальмологов, врачей функцио­нальной диагностики и эндокринологов. Особо остро кадровый голод проявляется в сельской местности и в отдаленных районах области [2].

Традиционно кадровый голод объясняется причинами, связанными с инфраструктурными, профессиональными, образовательными, социально-культурными, экономическими и политическими факторами, а также недостаточной сформированностью компетенций значительной части выпускников и низким престижем профессии [3]. Дефицит кадров в отдельных направлениях медицинской деятельности связывают с наличием так называемой моды на специальности, проявляющейся в повышении популярности и престижа определенных областей медицины, что обусловливает периодические провалы в кадровом обеспечении менее модных специальностей.

Результаты исследований, проведенных в 2021-2023 гг. в разных регионах России, показали, что значительную роль в усугублении кадрового голода играет неэффективная профориентация. Согласно исследованию С.В. Козули и соавт., 46,7% абитуриентов медицинских вузов совершают неосознанный выбор профессии под влиянием родственников или впечатлением от художественной литературы и фильмов. Только 14,1% поступающих стремились получить наиболее полную и достоверную информацию о профессии, в том числе от медицинских сотрудников и студентов медицинских вузов [4]. Поскольку большинство (82,2%) абитуриентов выбирают будущую профессию на основании неполной или часто недостоверной информации, в ходе обучения происходит пересмотр взглядов на саму профессию и соответствие ей личности студента. Так, к окончанию VI курса доля студентов, ориентированных на работу в сфере здравоохранения, снижается с 89,2 до 75%. Наиболее предпочтительным местом трудоустройства выпускники считают стационар многопрофильных медицинских центров [5].

Стоит отметить, что количество студентов, не рассматривающих работу в здравоохранении как сферу применения своих возможностей, за время обучения увеличивается от 1,6 до 8,3% [4].

Данные изменения во мнениях студентов обусловлены "эффектом обманутых ожиданий". Как отмечено в исследовании А.А. Солодовниковой и М.С. Найденова, 68,82% абитуриентов руководствуются стремлением помогать людям, 21% - желанием получить престижную профессию, и только 6% - желанием самореализации в интересующей сфере [6]. Постепенное погружение в профессиональную среду приводит к пересмотру студентами своей профессиональной позиции. В результате 47% выпускников медицинских вузов теряют уверенность в полном соответствии своих способностей и качеств личности врачебной деятельности [4].

Сложившаяся ситуация свидетельствует о неэффективной профориентационной работе в образовательных организациях. Традиционно вузы делают акцент на своей истории, научно-практических достижениях и перспективных направлениях деятельности выпускников, что не позволяет сформировать у абитуриентов реалистичные представления об обучении и будущей профессиональной деятельности. Помимо этого, при проведении профориентационных мероприятий используются традиционные программы (дни открытых дверей, олимпиады, тест-драйвы, разовые профориентационные беседы на площадках образовательных учреждений), не учитывающие специфику целевой аудитории - поколения Z. Она заключается в стремлении к немедленному практическому применению полученных знаний, склонности к деятельности, быстро приносящей результаты, отношении к работе как способу самореализации и получению удовольствия от результата, склонности к гедонизму и скептическому отношению к информации, получаемой от представителей старших возрастных поколений [7].

В связи с этим необходимо не только разработать более эффективные формы проф­ориентации, но и привлечь к ее реализации студентов, участвующих в волонтерской деятельности в сфере медицины. Возрастная близость всех участников профориентации обеспечит более высокий уровень доверия, повысит степень вовлеченности учащихся старших классов в процесс профориентации, а также обеспечит преемственность между общим и профессиональным образованием и облегчит адаптацию выпускников школ к условиям обучения в медицинском университете.

Цель работы - разработка программы профориентации для учащихся профильных естественно-научных классов, направленной на повышение уровня осведомленности потенциальных абитуриентов медицинских вузов о специфике обучения, профессиональной деятельности и перспективах развития в основных направлениях деятельности врача.

Результаты и обсуждение

В сентябре 2023 г. в штабе "Волонтеры-медики УГМУ" было открыто направление "Программа для школьников". Площадками реализации программы стали 6 образовательных учреждений г. Екатеринбурга (МАОУ Гимназия № 2, МАОУ Гимназия № 5, МАОУ Гимназия № 35, МАОУ Гимназия № 70) и Свердловской области (МАОУ Лицей № 39 г. Нижний Тагил, МАОУ СОШ № 49 г. Новоуральск). В проекте задействованы 173 ученика 10-11-х классов, обучающихся по программам естественно-научного профиля. При включении школьников в проф­ориентационную программу было получено согласие родителей. К проведению занятий в рамках реализации программы были привлечены студенты I-VI курсов, обучающиеся по направлениям подготовки "Лечебное дело", "Педиатрия" и "Стоматология", имеющие высокую успеваемость, активно принимающие участие в медицинской волонтерской деятельности и прошедшие обучение для участия в программе.

Основные принципы реализации программы [8]

Вариативность - возможность определения наполняемости модулей программы в зависимости от образовательных потребностей образовательного учреждения.

Интегративность - информационное наполнение модулей учитывает особенности образовательной программы профильных классов.

Интегрированность - содержание каждого тематического модуля позволяет учащимся научиться применять знания из смежных областей к решению предлагаемых проблем.

Индивидуальная направленность в процессе обучения - учет интересов, склонностей, способностей, возможностей и потребностей школьников.

Принцип развивающего, деятельностного характера обучения включает в себя совмещение в программе различных форматов проведения занятий, позволяющих применить на практике теоретические знания, полученные на занятии.

Разнообразие форм обучения подразумевает различные формы проведения занятий (лекции, практические занятия, экскурсии, командная олимпиада), а также применение различных форматов обучения (очный, дистанционный, комбинированный). Разработанная программа рассчитана на 40 академических часов (продолжительность реализации программы - сентябрь-май). Занятие проводятся еженедельно в рамках профориентационных уроков. Учебные и контрольные материалы разрабатываются студентами-волонтерами, являющимися координаторами направления, под руководством преподавательского состава ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России.

Программа разделена на 4 тематических модуля - "Введение в медицину", "Знакомство с фундаментальными дисциплинами", "Основы практической медицины", "Здоровый образ жизни".

Модуль "Введение в медицину". Цель данного модуля заключается в ознакомлении учащихся с историей развития медицины, основными направлениями работы в здравоохранении и основными этическими принципами работы врача.

В рамках данного модуля изучаются следующие темы. "История медицины" отражает основные этапы становления медицинского знания, развития медицины на Урале. "Легенды в медицине" - занятие направлено на повышение общего культурного уровня, рассматриваются отражение медицины в искусстве на разных этапах истории и происхождение терминов-эпонимов. В ходе занятия "Основы медицинской этики" рассматриваются основные принципы этики и деонтологии профессии врача, школьники привлекаются к решению типовых практико-ориентированных задач, имитирующих реальные ситуации из практики врача.

Основными формами проведения занятий данного модуля являются экскурсии в музей истории медицины, посещение кафедр ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России, комплексные занятия, объединяющие лекционный и интерактивный компоненты.

Модуль "Знакомство с фундаментальной медициной". Цель модуля - ознакомление учащихся с базовыми областями медицинского знания, лежащими в основе клинической медицины, формирование осознания их значимости для профессиональной деятельности врача.

При изучении данного модуля школьники получают общие представления об анатомии, гистологии и микробиологии. Теоретический материал занятий направлен на углубление знаний, полученных учащимися старших классов при освоении основной образовательной программы. Все занятия модуля носят комбинированный характер. Теоретический материал сопровождается разбором демонстрационных препаратов: гистологических препаратов с образцами тканей и органов, микробиологических мазков, атомических моделей.

Модуль "Практическая медицина". Данный модуль направлен на формирование начальных представлений об отдельных аспектах деятельности врача и получение первичных практических навыков.

В ходе прохождения модуля школьники знакомятся с основами пропедевтики (измерение артериального давления, частоты сердечных сокращений, частоты дыхательных движений, расчет индекса массы тела, анализ электрокардиограммы), осваивают элементарные хирургические навыки на моделях (завязывание узлов, базовые швы), знакомятся с принципами, алгоритмом и техникой оказания первой помощи (транспортная иммобилизация, десмургия). В рамках ознакомления с лучевой диагностикой приобретают навыки описания рентгеновских снимков, а также знакомятся с современными методами диагностики (метод полимеразной репной реакции, иммуноферментного анализа, FISH-гибридизация).

Модуль "Здоровый образ жизни". Цель модуля заключается в формировании ответственного отношения к собственному здоровью, реалистичного научно обоснованного представления о механизмах развития последствий безответственного отношения к своему организму. Темы данного модуля: "Вредные привычки", "Вирусные гепатиты", "ВИЧ-инфекция".

Успешность освоения каждого модуля оценивается индивидуальным тестированием, включающим в себя вопросы закрытого типа и ситуационную задачу. Цель данного контроля - проверить степень усвоения знаний и повышение ответственности и мотивированности школьников к освоению программы профориентации. Практические навыки проверяются в конце освоения курса в ходе квест-игры.

Итогом обучения становится турнир среди школ-участников программы, состоящий из трех туров: практического, в ходе которого команде необходимо решить ситуационную задачу, демонстрируя полученные практические навыки, и двух теоретических, проходящих в формате интеллектуальных игр "Своя игра" и "Что? Где? Когда?".

Описанный проект рассчитан на годичный курс. В дальнейшем планируется реализация программы в двух вариантах: однолетняя программа для учащихся только 11-х классов и двухлетняя программа, рассчитанная на обучение с 10-го по 11-й класс.

С целью определения эффективности программы был проведен мониторинг, заключавшийся в анкетировании школьников на платформе Google Forms перед началом реализации программы (сентябрь 2023 г.) и после прохождения ими годичного курса обучения (июнь 2024 г.). В первом анкетировании приняли участие 152 (100%) учащихся 10-х классов образовательных учреждений, включенных в проект "Программа для школьников", в заключительном - 146 (100%) учащихся тех же классов. Вопросы анкеты были разработаны в соответствии с критериями, обозначенными в методических рекомендациях по реализации профориентационного минимума в обще­образовательных организациях Российской Федерации [9, 10], и объединены в соответствующие блоки.

Достаточность информации о выбранной профессии. Реалистичное представление о характере и условиях труда, востребованности профессии на рынке труда, информированность об учреждениях высшего медицинского профессионального образования.

Потребность осознанного выбора будущей профессии. Адекватная оценка школьником уровня своей готовности к получению профессионального образования и последующей профессиональной деятельности.

Осознание школьником общественной значимости труда. Участие в социальных и профессиональных практиках в рамках выбранной профессиональной сферы. Выбор и освоение очных или дистанционных курсов дополнительного образования, имеющих профориентационную/предпрофессиональную направленность.

Осознание учащимися своих возможностей и интересов. Оценка соответствия своих профессионально важных качеств, ценностей, физических и интеллектуальных возможностей выбранному профилю обучения и будущей профессиональной деятельности.

Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии. Уточнение своего профессионального выбора. Способность представить дальнейший алгоритм профессионального развития, обеспечивающий самореализацию в выбранной профессии.

Часть вопросов предполагала возможность множественного выбора ответов.

В ходе анализа ответов респондентов были получены следующие результаты.

1. Блок "Достаточность информации о выбранной профессии"

Проведенный до начала занятий в рамках волонтерской программы опрос показал, что школьники к наиболее востребованным специалистам отнесли онкологов (51%), врачей узких терапевтических специальностей (кардиолог, невролог, гастроэнтеролог и т. п.) (50,6%), врачей лучевой диагностики (48,3%), хирургов (29,1%) и акушеров-гинекологов (25%). Выбор данных специальностей был обусловлен восприятием понятий "популярность" и "востребованность" в сознании школьников как синонимичных, что было определено в ходе бесед-обсуждений с респондентами после проведения анкетирования. Результаты анкетирования, проведенного по окончании годового курса занятий, демонстрируют изменение оценки востребованности специальностей школьниками. Так, в качестве наиболее востребованных специальностей были указаны: хирург (65,1%), онколог (58,9%), врач первичного звена (50%), акушер-гинеколог (37,7%), травматолог (31,5%). Изменение мнений объясняется ознакомлением школьников с реальной ситуацией регионального и федерального рынков труда, а также получением навыков поиска информации на официальных статистических платформах.

Аналогичная подмена в сознании школьников до начала занятий программы связана с понятием "перспективные специальности" (междисциплинарными профессиями, возникновение которых обусловлено развитием высоких технологий и которые имеют высокий потенциал развития), что рассматривалось ими как редкие и модные специальности с ограниченной сферой деятельности. К таким специальностям первоначально были отнесены: врач-рентгенохирург (78,9%), нутрициолог (65,1%), врач-кибернетик (59,8%) и генный инженер (60,5%). В процессе освоения курса при ознакомлении с атласом перспективных профессий и основными научными направлениями в медицине учащиеся повысили уровень информированности и критичности восприятия информации, что отразилось в результатах итогового анкетирования. Так, в качестве перспективных специальностей большинством респондентов были выбраны генный инженер (87,7%), генетический консультант (65,1%), врач-кибернетик (40,4%), а также врач-биоэтик (28,1%).

Среди положительных аспектов профессиональной деятельности врача респонденты в большинстве случаев указывали востребованность профессии (сентябрь 2023 г. - 71%, июнь 2024 г. - 65,1%), возможность помогать людям (сентябрь 2023 г. - 62,5%, июнь 2024 г. - 65,1%) и социальную ценность (сентябрь 2023 г. - 60,5%, июнь 2024 г. - 62,3%). Отношение школьников к этим аспектам не изменилось в процессе изучения курса, что, предположительно, связано со сформировавшимися у них ценностными ориентациями.

К наиболее значимым негативным аспектам профессиональной деятельности врача в большинстве случаев опрашиваемые относили высокий риск (82,8%), несоответствие заработной платы объему труда (60,5%), а также постоянный стресс (49,3%). Однако по прошествии года обучения по программе акценты несколько изменились: несоответствие заработной платы объему труда отметила большая часть учащихся (75,3%), помимо этого, к значимым недостаткам была отнесена высокая загруженность (50%). Такие результаты объясняются ознакомлением с условиями и характером работы врачей разных специальностей, закрепленными в нормативных документах.

Необходимо отметить, что до начала обучения по программе респонденты владели достаточной информацией об образовательных учреждениях высшего медицинского образования, что связано с ранним проявлением интереса к получению высшего образования (табл. 1).

2. Блок "Потребность осознанного выбора будущей профессии"

Результаты опроса, проведенного в сентябре 2023 г., показали реалистичное представление школьников об особенностях обучения в медицинских вузах. Так, наиболее значимыми возможными трудностями обучения они считали большой объем учебного материала (98%) и заданий (98%), а также необходимость отработок пропущенных занятий (69,7%). Однако обозначенные выше трудности, по их мнению, компенсируются положительными аспектами: широким спектром внеучебной деятельности (44,1%) и возможностью участия в программах обучения по обмену (34,8%).

Поскольку в процессе реализации программы школьники имели возможность непосредственного взаимодействия со студентами, обучающимися на разных факультетах медицинского университета, их представление об обучении стали более конкретизированными: наряду с большим объемом учебного материала (93,2%) ученики отметили наличие жестких требований, предъявляемых к студентам (50%), и отсутствие времени для занятий хобби (43,8%). Помимо этого, у школьников также изменилось отношение к положительным аспектам обучения: приоритетную значимость, помимо возможности участия в программах обучения по обмену (53,4%), для них получили достаточная практическая подготовка (68,5%) и формирование ответственного отношения к профессии и жизни (53,4%).

Одновременно с изменением мнения об особенностях обучения произошло изменение отношения к характеру и условиями труда медицинских работников. Если до начала освоения программы наиболее сложным считали адаптацию к высокой психоэмоциональной и физической нагрузкам (48%), выполнение большого объема работы (44,7%) и наличие риска возникновения ситуаций, опасных для собственной жизни (36,2%), то к завершению профориентационного курса в качестве существенных трудностей школьники стали рассматривать необходимость оперативного решения сложных ситуаций (41,7%), работу в условиях дефицита времени (30,8%) и в меньшей степени высокую психоэмоциональную и физическую нагрузки (30,1%).

Описанные выше изменения связаны с тем, что изначально выбор профессии осуществлялся школьниками в большинстве случаев под влиянием романтики художественных фильмов и сериалов про будни врачей (51,9%), где экстремальные ситуации являются основой сюжета, который предполагает их успешное разрешение. Помимо этого, раннее ознакомление с информацией, размещенной в тематических сообществах в социальных сетях (30,2%), и просмотр видеоконтента по медицинской тематике (11,8%) создают иллюзорное представление о легкости практической деятельности. Лишь незначительное количество школьников имели возможность непосредственного общения с медицинскими сотрудниками (1,9%), что позволило им составить более реалистичное представление о будущей профессиональной деятельности. В рамках профориентационных занятий у школьников была возможность ознакомиться с различными источниками информации, которые, вероятно, наряду с перечисленными выше, оказали влияние на формирование более реалистичного представления о профессиях в сфере медицины. К этим источникам школьники отнесли сайты и официальные группы университетов в социальных сетях (51,4%), а также художественную и автобио­графическую литературу (25,3%) и материалы занятий профориентационной программы (86,9%) (табл. 2).

3. Блок "Осознание школьником общественной значимости труда"

Одним из критериев осознанности выбора профессии является получение первичного практического опыта в выбранной сфере. Зачастую этот опыт приобретается школьниками при осуществлении волонтерской деятельности. На момент начала реализации программы опыт участия в различных волонтерских мероприятиях имели 52,9% опрошенных. При этом у большей части из них (46,7%) волонтерская активность носила периодический характер. За время реализации программы значительных изменений в осуществлении волонтерской деятельности у школьников не произошло. Вероятно, это объясняется ограниченным количеством мероприятий, в которых в качестве волонтеров могут принимать участие несовершеннолетние, и значительными учебными нагрузками, приводящими к нехватке времени.

В качестве второго критерия осознанности профессионального выбора рассматривается углубленное изучение профильных дисциплин. Наиболее востребованным способом среди респондентов является освоение курсов, размещенных на открытых образовательных платформах (сентябрь 2023 г. - 11,1%; июнь 2024 г. - 25,3%), а также изучение специализированной литературы (сентябрь 2023 г. - 3,3%; июнь 2024 г. - 10,3%). За время освоения профориентационной программы увеличился процент учащихся, заинтересованных в повышении уровня знаний по профильным дисциплинам.

Успешность участия в предметных олимпиадах является индикатором высокого уровня владения углубленными знаниями по профильным предметам и умения применять полученные знания для решения практических задач. Помимо этого, победа и наличие призовых мест в ряде олимпиад позволяют получить дополнительные рейтинговые баллы при поступлении в вуз. Это обусловливает заинтересованность школьников в участии в олимпиадах (в сентябре 2023 г. опыт участия в олимпиадах имели 24,3% школьников, в июне 2024 г. - 28,1%) (табл. 3).

4. Осознание учащимися своих возможностей и интересов

В большинстве случаев профессиональный выбор школьников до обучения по программе осуществлялся на основании личного интереса к специальности (71,7%), который оставался неизменным на протяжении года. Часть респондентов в качестве одного из основных мотивов выбора профессии отметила возможность получения высокой заработной платы (50%) и социальных льгот (21,7%), однако доля школьников, ориентированных на высокую заработную плату, снизилась к концу учебного года (36,9%). Вероятно, это связано с формированием более реалистичного представления об условиях труда медицинских специалистов и его оплаты. Помимо этого, значимым мотивом профессионального выбора к концу освоения программы стала престижность профессии (43,8%).

Успешность самореализации в медицинской сфере до начала проведения профориентационных занятий школьники связывали с такими качествами, как эмпатия (62,5%), ответственность (60,5%), добросовестность (34,2%) и внимательность (30,9%). Выделение данных качеств, предположительно, было связано с их демонстрацией героями фильмов и сериалов, на основе которых школьники получали первоначальное представление о профессии. По мере получения информации об особенностях обучения и характере работы медицинских специалистов у школьников происходило переосмысление значимости личностных качеств для профессиональной деятельности. Так, в июне 2024 г. большинство респондентов определили ответственность (71,9%), добросовестность (36,9%), способность самостоятельно принимать решения (34,2%) и высокую работоспособность (34,2%) как качества, в большей степени способствующие успешной реализации в профессии.

Как одно из проявлений учащимися интереса к профессии можно рассматривать активность освоения проводимой профориентационной программы, оцениваемой в регулярности и мотивации посещения занятий. Большинство школьников проявляли периодическую активность, обусловленную интересом к определенным темам занятий (43,8%). При этом, как правило, пропуски занятий были связаны с высокой загруженностью (60,9%) и совпадением других внеучебных занятий со временем проведения уроков программы (35,6%) (табл. 4).

5. Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии

В процессе освоения программы отмечено изменение степени уверенности школьников в правильности предварительного профессионального выбора (с 66,4 до 80,2% респондентов), при этом будущую профессиональную деятельность до начала обучения исключительно с медициной связывали 48% опрошенных, на момент окончания программы - 60,3%. Доля школьников, рассматривающих медицину как один из возможных вариантов будущей профессиональной сферы, сократилась с 29,6 до 18,5%.

Поскольку апробация программы проводилась в образовательных учреждениях, занимающих высокие позиции в региональных и федеральных рейтинговых списках, все опрошенные были сориентированы на получение высшего медицинского образования в вузах Екатеринбурга (сентябрь 2023 г.  - 73%, июнь 2024 г.  - 81%), Москвы и Санкт-Петербурга (сентябрь 2023 г.  - 21,7%, июнь 2024 г.  - 14,1%). Различие школ областного и районных центров проявлялось в том, что значительная часть школьников из областного центра рассматривает возможность получения высшего образования в Москве и Санкт-Петербурге. Независимо от места обучения, будущие абитуриенты в большинстве случаев имеют "запасные варианты" поступления в вуз: наиболее частыми планируемыми стратегиями являются подача документов в несколько вузов на одну специальность (69,8%) и подача документов в один вуз на несколько близких по профилю специальностей (15,1%), при этом данные стратегии остались приоритетными в конце периода обучения по профориентационной программе.

О планировании траектории профессиональной карьеры до начала реализации программы не задумывались 79,6% опрошенных. К концу прохождения программы определились с наиболее желаемым путем профессиональной реализации 56,2%. В данной группе респондентов 12,5% планируют реализовать себя в научной деятельности, 43,7% - в практической медицине. В качестве предпочтительных организаций-работодателей большая часть школьников (84,9% - до начала профориентационной программы и 71,9% - после окончания обучения) рассматривают коммерческие медицинские центры. Менее популярными являются областные и городские клинические больницы (табл. 5).

Вне зависимости от места получения высшего медицинского образования участники образовательной программы в равной степени рассматривают возможность трудоустройства в лечебных учреждениях Екатеринбурга (84,4%), Москвы и Санкт-Петербурга (78,1%). Желаемые перспективы трудоустройства связаны со стремлением работать в крупных медицинских центрах, имеющих современную материально-техническую базу, а также реализовываться в перспективных направлениях медицины и иметь достойную оплату труда.

Заключение

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что в процессе реализации профориентационной программы у школьников было сформировано более реалистичное представление об особенностях профессиональной деятельности врачей. Помимо этого, учащиеся проанализировали соответствие своих склонностей и возможностей требованиям, предъявляемым к представителям медицинских специальностей, а также предприняли попытку спроектировать траекторию профессионального обучения.

Исходя из результатов исследования можно предположить, что изменение акцентов профориентационной работы с ознакомления с вузом на освещение специфики профессиональной деятельности и формирование реалистичной картины обучения и профессиональной деятельности будет способствовать повышению доли абитуриентов, совершающих осознанный выбор профессии и ориентированных на самореализацию в выбранной профессиональной сфере, что в дальнейшем может способствовать снижению кадрового дефицита в здравоохранении.

Литература

1. Здравоохранение в России. 2023: Стат.сб./Росстат. Москва, 2023. 179 с. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Zdravoohran-2023.pdf (дата обращения: 02.03.2024)

2. Информационно-аналитический отчет по результатам изучения регионального рынка труда и актуализации перечня профессий и специальностей, по которым необходимо осуществлять опережающую профессиональную подготовку и ускоренное обучение в 2023/2024 году в Свердловской области. URL: https://cms.cp.copp66.ru/uploads/Analiz_rynka_truda_2022_Prognoz_potrebnosti_2 023_ed33ef261c.pdf (дата обращения: 02.03.2024)

3. МИАЦ Свердловской области. Медицинская статистика. URL: https://miacso.ru/materialy/meditsinskaya-statistika (дата обращения: 02.03.2024)

4. Козуля С.В., Лахно В.А., Лахно Д.М. Недостаточная работа по профессиональной ориентации как причина кадрового "голода" в медицине // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 3. С. 36-41. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2019-13004

5. Артюхов И.П., Шульмин А.В., Добрецова Е.А., Аршукова И.Л., Титов Л.С., Ланг А.А. Дефицит врачебных кадров: есть ли перспективы для изменений? // Социология медицины. 2017. Т. 16, № 2. С. 115-118. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1728-2810-2017-16-2-115-118

6. Солодовникова А.А., Найденов М.С. Мотивированность студентов при поступлении в медицинский университет (на примере ВГМУ им. Н.Н. Бурденко) // Смоленский медицинский альманах. 2019. № 1. С. 249-252. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42554234 (дата обращения: 02.03.2024)

7. Левицкая А.Н., Покровская Н.Н. Карьерные ожидания и планы молодых специалистов на рынке труда // Журнал социологии и социальной антропологии. 2021. Т. 24, № 1. С. 105-137. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2021.24.1.5

8. Попов А.А. Сущность профильного обучения старшеклассников // Молодой ученый. 2015. Т. 97, № 17. С. 561-563. URL: https://moluch.ru/archive/97/21721/ (дата обращения: 02.03.2024)

9. Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ab399c217503ce818ff31f1f73b737da/ (дата обращения: 02.03.2024)

10. Чернышев В.М., Воевода М.И., Айзман Р.И., Юданов А.В., Стрельченко О.В., Домахина С.В. Профориентация, как приоритетное направление в решении кадровой проблемы в здравоохранении // Сибирский научный медицинский журнал. 2021. Т. 41, № 1. С. 130-139. DOI: https://doi.org/10.18699/SSMJ20210114

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»