Было проведено исследование степени удовлетворенности студентов теоретическим и практическим обучением. В анкетировании приняли участие 958 студентов по специальности "Сестринское дело" (61,6% всех обучающихся). Для данного исследования использовалась анкета-опросник, разработанная специалистами ГБПОУ "СОМК".
Анкета "Удовлетворенность студентов теоретическим обучением"
Номер группы _______________
Как часто Вы посещаете лекции:
1) всегда;
2) почти всегда;
3) редко.
3. Если Вы не посещаете лекции, то по каким причинам (можно выбрать несколько вариантов ответов):
1) работаю;
2) низкое качество лекций;
3) ничего не понимаю;
4) не нравится преподаватель;
5) лень;
6) неинтересно, скучно;
7) посещаю всегда; если пропускаю, то только по уважительным причинам.
4. Что необходимо изменить в проведении лекций для повышения Вашей учебной мотивации (можно выбрать несколько ответов):
1) интересное изложение материала;
2) применение интерактивных методов;
3) использование примеров из медицинской практики;
4) все устраивает, ничего не нужно менять.
Посещаемость лекций в образовательном учреждении является одним из показателей удовлетворенности обучающихся учебным процессом. По данным опроса, лекции посещают всегда 73,2%, почти всегда - 24,9%, редко - 1,9% студентов (рис. 3). Рассмотрим причины, по которым часть студентов не посещают лекции.
Основная причина пропусков - это совмещение обучения студентов с работой (49,9%), но также отмечается неудовлетворенность некоторых обучающихся образовательным процессом: 10,4% студентов отметили недостаточно высокое качество лекций; 4,4% - сложность восприятия материала; для 9% обучающихся ведущее значение имеет личность преподавателя, а у 11,8% отсутствует мотивация к обучению, 14,5% респондентов объясняют пропуски снижением интереса к преподаваемым дисциплинам (рис. 4).
На вопрос о предложениях по повышению интереса к теоретическим занятиям можно было дать несколько ответов, результат получился следующим.
Почти половина (49,9%) студентов отмечают эффективность использования в обучении интерактивных методов, а 44,8% - также повышение качества преподавания дисциплин. Необходимо отметить и роль практического опыта у преподавателя профессиональных дисциплин, так как для 70,7% повышение мотивации к обучению связано с представлением примеров из медицинской практики преподавателя (рис. 5).
Анализируя результаты проведенного исследования, можно сделать вывод - основная часть обучающихся удовлетворена образовательным процессом в колледже, но имеются и некоторые несоответствия в учебном процессе, которые требуют корректировки. Необходимость более широкого применения современных педагогических технологий педагогами профессионального обучения продиктована практикой обучения - переходом от привычной парадигмы "передачи знаний" к более сложной "выработке аналитических способностей" для того, чтобы самостоятельно формулировать проблемы и находить пути их эффективного решения [12].
Обсуждение
Анализ теоретических основ профессиональной мотивации обучающихся, основных трендов современного СПО, а также анализ результатов нашего исследования выявил необходимость создания комплексной образовательной модели формирования профессиональной мотивации у студентов специальности "Сестринское дело". Эта модель должна обеспечивать многоступенчатое и многогранное развитие ряда профессиональных компетенций и высокую мотивацию у студентов.
Модель формирования мотивации у студентов медицинского колледжа к профессиональной деятельности разработана на примере изучения программы профессионального модуля ПМ.04 "Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и состояниях" (рис. 6).
Модель формирования профессиональной мотивации состоит из последовательных блоков, каждый из которых имеет свою функцию и включается в общую структуру системы образования.
В первый блок модели входит определение цели и задач, направленных на достижение ключевого результата - формирования у студентов мотивации к профессиональной деятельности. Цель функционирует как параметр, влияющий на выбор методов, средств и организационных форм образовательного процесса.
Блок "Педагогические условия формирования профессиональной мотивации обучающегося" включает в себя набор факторов, которые, по нашему мнению, формируют мотивацию к профессиональной деятельности, влияя на процесс обучения.
Рассмотрим эти условия более подробно.
Правильное целеполагание состоит из обеспечения целей и задач, достижение которых становится возможным при выполнении педагогических задач, а также из взаимодействия между субъектами в рамках обучающего процесса. Обучение должно иметь для студента личностный и социальный смысл, быть аксиологически насыщенным.
Следующее условие - профориентационная деятельность преподавателя. Данное условие может быть реализовано как в форме аудиторных, так и внеаудиторных занятий. Одним из примеров такой деятельности может быть привлечение обучающихся к участию в профессиональных конкурсах, мастер-классах. Конкурсы профессионального мастерства функционируют как пространство, где учащиеся могут продемонстрировать достижения в области профессиональной компетентности. Процесс подготовки участников и выступление проходят в максимально приближенных к реальным, производственным условиям мастерских колледжа, что позволяет обучающимся погрузиться в профессиональную деятельность и развивать их коммуникативные навыки. Конкурс профессионального мастерства стимулирует интерес к профессии, развивает инициативу и творческие стремления у студентов, побуждая их к самовыражению и мотивируя на высокопрофессиональную деятельность.
Примером аудиторного занятия, где также возможно непосредственное знакомство с будущей профессией, является открытый урок со специалистом из практического здравоохранения, который делится своим опытом, демонстрирует профессиональные навыки, рассказывает об особенностях работы медицинской сестры. Непосредственное общение с профессионалом дает студентам стимул для получения знаний и интерес к медицинской деятельности.
Примером внеаудиторных занятий может быть посещение обучающимися с преподавателем научно-практических конференций, симпозиумов, мастер-классов профессиональной направленности с обязательной рефлексией на последующих занятиях. К внеаудиторной деятельности можно отнести также посещение студентами с преподавателем общеобразовательных учреждений для проведения открытых уроков с целью профилактики вредных привычек и заболеваний у детей или пропаганды здорового образа жизни. Это позволяет студентам проявить творческие способности, развить коммуникативные навыки и мотивирует к одному из направлений деятельности медицинских работников - к профилактике.
Личностно-ориентированный подход позволяет определить профессиональное развитие личности студента как ключевой фактор медицинского образования, включающий развитие его индивидуальных потребностей, движущих сил, навыков и видов деятельности. Учет личностных особенностей студента, получение жизненного опыта достигаются за счет содержания учебной программы, применяемых методов и технологий, а также организации профессионально-образовательной среды, определяющей формы взаимодействия субъектов образования [13].
Кроме того, необходимо учитывать глобальные социально-экономические, политические и культурные изменения в современном российском обществе, которые предъявляют новые требования к подрастающему поколению. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема воспитания социальной активности молодежи. Современный молодой специалист должен быть способным к сотрудничеству, обладать мобильностью, чувством ответственности, патриотизма, иметь приверженность традиционным ценностям. Медицинская профессия требует от специалиста особенных качеств, таких как милосердие, сострадание, умение слаженно и быстро действовать в экстренных ситуациях. Поэтому в качестве профориентационной деятельности мы также предлагаем вовлечение обучающихся в волонтерскую (добровольческую) деятельность, в том числе и в рамках изучения профессиональных модулей. Участие в волонтерских проектах и общественных мероприятиях позволяет обучающимся реализовывать на практике не только знания, полученные на теоретических занятиях, но и личностные, творческие стремления.
Одним из трендов современного образования является развитие цифрового образовательного пространства. В образовательной сфере информационными технологиями называются различные инструменты и платформы, основанные на использовании информационных технологий, таких как компьютеры, аудио-, видео- и кинопродукция, которые призваны помочь достичь педагогических целей [14].
Также нами применен практико-ориентированный подход в профессиональном образовании, который в модели выделен в качестве одного из педагогических условий формирования профессиональной мотивации обучающихся.
Для достижения высокого уровня профессиональной компетентности и квалификации будущих специалистов необходимо выстраивать научно-обоснованный образовательный процесс с использованием современных педагогических технологий, обеспечивающих достижение запланированных результатов.
Для реализации этого условия в процессе обучения по профессиональному модулю мы рекомендуем активно применять такие педагогическое технологии, как мастер-классы, кейс-метод, проблемное обучение, игровые, проектные методы. Эти технологии наиболее эффективны, если среда, в которой они реализуются, максимально соответствует производственной.
Заключение
Использование таких методов, как индивидуализация обучения, участие в проектах и исследовательских работах, сотрудничество с коллегами и наставниками, получение обратной связи и оценки результатов, разработка персональной траектории развития, помогает формировать у студентов колледжа мотивацию к профессиональной деятельности, что в будущем способствует их успешному профессиональному становлению и карьерному росту.
Проведенное исследование профессиональной мотивации обучающихся Свердловского областного медицинского колледжа показало, что ведущими мотивами, определяющими отношение обучающихся к профессиональному обучению, являются как внутренние (профессиональные и познавательные мотивы творческой самореализации), так и внешние (коммуникативные и социальные) мотивы. В большинстве случаев выбор специальности обусловлен востребованностью на рынке труда и собственными представлениями о профессии.
В ходе исследования было определено, что для формирования высокого мотивационного уровня необходимо создание педагогических условий для достижения удовлетворенности образовательным процессом, которые спроектированы и предложены в виде модели, где отражены цель и задачи, последовательность, содержание обучения по специальности "Сестринское дело". Модель разработана на примере освоения программы профессионального модуля ПМ.04 "Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и состояниях". Предложенная совокупность педагогических условий формирования мотивации обучающихся, на наш взгляд, будет эффективна и результативна, так как дает преподавателю определенную свободу выбора педагогических технологий при планировании занятий, а обучающимся - возможность сформировать позитивное отношение к осваиваемой профессии, осознавая ее значимость для личностного и профессионального развития.
Литература
1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Москва : ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: схемы, таблицы, комментарии, упражнения. Рос. гос. проф.-пед. ун-т, Урал. отд-ние Рос. акад. образования. Екатеринбург : РГППУ, 2005. 214 с.
3. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 51-59. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1983/832/832051.htm
4. Вербицкий А.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. Москва : НИИВШ, 1986. 40 с.
5. Петрова Н.Г., Погосян С.Г., Соболева Н.И. О мотивации студентов медицинского колледжа к получению образования и их профессиональных намерениях // Медицинская сестра. 2018. Т. 20, № 7. С. 53-56. URL: https://doi.org/10.29296/25879979-2018-07-12
6. Люкшина Д.С., Бартковская Н.С., Кондратьева Е.В., Садон Е.В. Мотивация у выпускников медицинского вуза с разным уровнем смысложизненного кризиса // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2018. Т. 7. № 5А. С. 194-200. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36983524
7. Агранович Н.В., Кнышова С.А. Изучение мотивации учебной деятельности студентов медицинских вузов и ее роль в формировании готовности к будущей профессии // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 551 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24921416
8. Андрюкова Д.Л., Рабаданова Р.С. Анализ особенностей формирования профессионального имиджа преподавателя // Прикладная психология и педагогика. 2022. Т. 7, № 2. С. 195-202. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/49171/view
9. Денисова О.А., Дробышев В.В., Денисов А.П., Кун О.А. Влияние образовательной среды на формирование учебной и профессиональной мотивации студентов медицинского вуза // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. Т. 25, № 4. С. 99-102. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-obrazovatelnoy-sredy-na-formirovanie-uchebnoy-i-professionalnoy-motivatsii-studentov-meditsinskogo-vuza
10. Гетман Н.А., Котенко Е.Н., Калиниченко Д.А. Повышение уровня мотивации к обучению студентов старших курсов медицинского вуза посредством метода проектов // Международный журнал экспериментального образования. 2018. № 10. С. 5-10. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11834
11. Малахова И.Г., Шкляев А.Е. Учебная мотивация студентов медицинского вуза и возможность ее повышения // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2017. № 4. С. 34-36. URL: https://almavest.ru/ru/archive/2309/3738
12. Лазутченкова Е.Г. Методическое пособие для педагогов профессионального обучения "Образовательные технологии подготовки специалистов СПО". Санкт-Петербург : РЦ СПб "Колледж туризма и гостиничного сервиса", 2014. 58 с.
13. Троицкая Е.А. Информационные технологии в учебном процессе. Владимир : ВлГУ, 2020. 166 с.
14. Гузанов Б.Н. Профессиональная мотивация студентов вуза в процессе интегрированного производственного обучения монография [Электронный ресурс]. URL: http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/20933