К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Резюме

В статье актуализирована проблема мотивации обучающихся к профессиональной деятельности в рамках среднего медицинского образования. Представлен анализ результатов проведенного в 2023/2024 учебном году исследования профессиональной мотивации студентов по специальности "Сестринское дело" ГБПОУ "СОМК" и определения степени их удовлетворенности теоретическим и практическим обучением. На основе анализа полученных данных разработана модель формирования мотивации к профессиональной деятельности на примере изучения программы профессионального модуля ПМ.04. "Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и состояниях".

Ключевые слова: мотивация; профессиональная мотивация; среднее профессиональное образование; педагогические условия формирования мотивации

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Капшутарь М.А., Корнилова С.А. К вопросу формирования профессиональной мотивации обучающихся медицинского колледжа // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2024. Т. 15, № 3. С. 101-112. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2024-15-3-101-112

Актуальность данного исследования обусловлена возросшей потребностью в специалистах со средним медицинским образованием в системе здравоохранения. Современные тренды в развитии системы среднего профессионального образования (СПО), такие как введение демонстрационного экзамена в качестве независимой оценки практических навыков студентов СПО, профориентационный проект для школьников "Билет в будущее", чемпионаты профессионального мастерства "Профессионалы", "Абилимпикс", федеральные проекты "Молодые профессионалы", "Профессионалитет", "Социальная активность", "Цифровая образовательная среда", актуализируют для образовательных учреждений СПО задачу создания педагогических условий для обучения и воспитания конкурентоспособных специалистов. Это невозможно реализовать без соответствующей профессиональной мотивации обучающихся.

Формирование мотивации у обучающихся напрямую зависит от направлений развития СПО и определяется такими факторами, как особенности функционирования образовательной системы, структура организации учебного процесса, индивидуальные и субъективные характеристики студента.

Проблема мотивации, в том числе профессиональной, - одна из ключевых в психологии, педагогике, социологии, менеджменте. Ее исследованием занимались многие ученые: В.А. Бодров [1], С.Г. Вершловский, Э.Ф. Зеер [2], Т.В. Кудрявцев [3], Е.А. Климов, А.К. Маркова, В.Н. Мясищев, А.А. Вербицкий [4] и др. Авторы отмечают, что профессиональное формирование человека включает в себя такие этапы, как определение выбора профессии, обучение и непосредственная профессиональная деятельность. Мотивы профессиональной деятельности в значительной мере определяют отношение обучающегося к решению поставленных перед ним профессиональных задач, создают предпосылки для успешной и результативной профессиональной деятельности.

Однако запросы практического здравоохранения актуализируют разработку данной проблемы применительно к подготовке специалистов с высшим и средним медицинским образованием. Вопросы, связанные с профессиональной ориентацией молодежи и с формированием мотивации будущих специалистов-медиков к целенаправленной эффективной работе, имеют особую значимость и являются предметом изучения многих исследователей. Отметим некоторые подходы.

Так, Н.Г. Петрова, С.Г. Погосян, Н.И. Соболева с сожалением констатируют, что не всегда качество подготовки и профессиональная мотивация будущих специалистов со средним медицинским образованием соответствуют профессиональным требованиям, что в будущем вызывает неудовлетворенность пациентов, их родственников, врачей. Причинами подобного положения могут быть изначально неправильный выбор профессии или места работы, неполное представление будущих студентов о характере сестринской деятельности, что ведет к глубокому разочарованию вплоть до ухода из медицины вообще [5].

Также на этот процесс могут влиять внутренние личностные изменения. Например, Д.С. Люкшина, Н.С. Бартковская, Е.В. Кондратьева, Е.В. Садон связывают выбор профессиональной ориентации и внутренних мотивов с профессиональной самореализацией, что отражается в степени активности обучающихся в научной и практической деятельности [6]. В свою очередь, Н.В. Агранович и С.А. Кнышова считают, что нужно стремиться к формированию познавательного интереса к выбранной профессиональной сфере, что поможет дать толчок к формированию успешной профессиональной готовности студентов [7].

Кроме того, как отмечают Д.Л. Андрюкова и Р.С. Рабаданова, очень важен профессиональный имидж преподавателя. Он необходим для формирования мотивации у студентов к самореализации и достижения ими амбициозных целей в профессии [8]. О.А. Денисова, В.В. Дробышев, А.П. Денисов, О.А. Кун отмечают влияние на формирование учебной и профессиональной мотивации студентов такого фактора, как образовательная среда организации [9].

Кроме того, исследователи отмечают значимость применения в медицинском образовании современных образовательных технологий. Н.А. Гетман, Е.Н. Котенко, Д.А. Калиниченко констатируют, что в процессе обучения в лучшем случае развивается только познавательная мотивация, а мотивация к профессии может редуцироваться. Поэтому авторы предлагают в качестве наиболее эффективного метода обучения использовать метод проектов, обеспечивающий достижение ряда образовательных целей, в том числе повышение профессиональной мотивации [10]. В свою очередь, И.Г. Малахова и А.Е. Шкляев для повышения учебной мотивации студентов медицинского вуза рекомендуют использовать интерактивные методы обучения [11].

Активность студента в период приобретения профессиональных навыков обусловлена формированием мотивационной системы, отношения к задачам и содержанию деятельности, а также направленностью, которая проявляется в его выборе.

Объект исследования - профессиональная мотивация обучающихся медицинского колледжа.

Предмет исследования - способы и приемы влияния на профессиональную мотивацию обучающихся в системе среднего медицинского образования.

Цель исследования - выявить способы и приемы управления профессиональной мотивацией обучающихся в системе среднего медицинского образования.

Материал и методы

В декабре 2023 г. проведен опрос студентов III и IV курсов по специальности "Сестринское дело" ГБПОУ "СОМК" на тему "Профессиональная мотивация обучающихся" с применением технологии Google-формы через социальные сети. В анкетировании приняли участие 138 обучающихся в возрасте от 18 до 20 лет, из них 95 человек бюджетной формы обучения, 38 человек - внебюджетной формы обучения, 3 человека - обучающиеся по целевому договору. В опросник были включены вопросы, касающиеся удовлетворенности студентов выбранной специальностью и перспектив будущего трудоустройства.

Анкета включала следующие вопросы и варианты ответов.

1. Почему Вы пошли учиться в колледж:

а) больше шансов для трудоустройства;

б) это было моей мечтой;

в) настояли родители;

г) после окончания колледжа проще поступить в вуз;

д) поступил вместе с друзьями;

е) скучно учиться в школе;

ж) не прошел по конкурсу в вуз.

2. Изменилось ли Ваше представление о выбранной специальности в процессе обучения:

а) да, изменилось, я полностью разочаровался;

б) мое представление не изменилось, я так и представлял себе выбранную специальность;

в) представления о будущей специальности оправдались не в полной мере.

3. Собираетесь ли Вы работать по приобретаемой специальности:

а) вообще работать не планирую;

б) да, буду работать по специальности;

в) затрудняюсь ответить;

г) собираюсь работать по другой специальности.

Результаты

Результаты анализа мотивации обучающихся при поступлении в колледж свидетельствуют, что 46% пришли получать образование из-за востребованности профессии на рынке труда, 22% хотят продолжить обучение в вузе, у 15% респондентов на выбор повлияли родственники или друзья.

Анализ изменения представления студентов о специальности за период обучения в колледже (рис. 1) показал, что в 10% случаев обучающиеся не удовлетворены ожиданиями от обучения в колледже, а 30% - не в полной мере удовлетворены, что приводит к разочарованию в профессии и, как следствие, к потере контингента обучающихся.

По окончании колледжа 70% респондентов предполагают работать по специальности, почти 30% либо собираются работать по другой специальности, либо затруднились с ответом (рис. 2).

Результаты данного исследования показали, что у обучающихся в образовательной среде колледжа преобладает благоприятная атмосфера, которая характеризуется положительными взаимодействиями и высокой степенью удовлетворенности студентов от процесса обучения, продуктивным общением обучающихся между собой и с преподавателями, возможностью выражать свои взгляды, положительным отношением к себе, сохранением личного достоинства, возможностью обратиться за помощью к кураторам, заведующим отделением, преподавателям. Кроме того, ведущими мотивами обучающихся являются профессиональные или коммуникативные. В большинстве случаев выбор специальности обусловлен востребованностью на рынке труда и собственными представлениями о профессии. В то же время снижение у некоторых студентов интереса к получаемой профессии в период учебы может быть связано с неудовлетворенностью образовательным процессом, что необходимо корректировать.

Было проведено исследование степени удовлетворенности студентов теоретическим и практическим обучением. В анкетировании приняли участие 958 студентов по специальности "Сестринское дело" (61,6% всех обучающихся). Для данного исследования использовалась анкета-опросник, разработанная специалистами ГБПОУ "СОМК".

Анкета "Удовлетворенность студентов теоретическим обучением"

Номер группы _______________

Как часто Вы посещаете лекции:

1) всегда;

2) почти всегда;

3) редко.

3. Если Вы не посещаете лекции, то по каким причинам (можно выбрать несколько вариантов ответов):

1) работаю;

2) низкое качество лекций;

3) ничего не понимаю;

4) не нравится преподаватель;

5) лень;

6) неинтересно, скучно;

7) посещаю всегда; если пропускаю, то только по уважительным причинам.

4. Что необходимо изменить в проведении лекций для повышения Вашей учебной мотивации (можно выбрать несколько ответов):

1) интересное изложение материала;

2) применение интерактивных методов;

3) использование примеров из медицинской практики;

4) все устраивает, ничего не нужно менять.

Посещаемость лекций в образовательном учреждении является одним из показателей удовлетворенности обучающихся учебным процессом. По данным опроса, лекции посещают всегда 73,2%, почти всегда - 24,9%, редко - 1,9% студентов (рис. 3). Рассмотрим причины, по которым часть студентов не посещают лекции.

Основная причина пропусков - это совмещение обучения студентов с работой (49,9%), но также отмечается неудовле­творенность некоторых обучающихся образовательным процессом: 10,4% студентов отметили недостаточно высокое качество лекций; 4,4% - сложность восприятия материала; для 9% обучающихся ведущее значение имеет личность преподавателя, а у 11,8% отсутствует мотивация к обучению, 14,5% респондентов объясняют пропуски снижением интереса к преподаваемым дисциплинам (рис. 4).

На вопрос о предложениях по повышению интереса к теоретическим занятиям можно было дать несколько ответов, результат получился следующим.

Почти половина (49,9%) студентов отмечают эффективность использования в обучении интерактивных методов, а 44,8% - также повышение качества преподавания дисциплин. Необходимо отметить и роль практического опыта у преподавателя профессиональных дисциплин, так как для 70,7% повышение мотивации к обучению связано с представлением примеров из медицинской практики преподавателя (рис. 5).

Анализируя результаты проведенного исследования, можно сделать вывод - основная часть обучающихся удовлетворена образовательным процессом в колледже, но имеются и некоторые несоответствия в учебном процессе, которые требуют корректировки. Необходимость более широкого применения современных педагогических технологий педагогами профессионального обучения продиктована практикой обучения - переходом от привычной парадигмы "передачи знаний" к более сложной "выработке аналитических способностей" для того, чтобы самостоятельно формулировать проблемы и находить пути их эффективного решения [12].

Обсуждение

Анализ теоретических основ профессиональной мотивации обучающихся, основных трендов современного СПО, а также анализ результатов нашего исследования выявил необходимость создания комплексной образовательной модели формирования профессиональной мотивации у студентов специальности "Сестринское дело". Эта модель должна обеспечивать многоступенчатое и многогранное развитие ряда профессиональных компетенций и высокую мотивацию у студентов.

Модель формирования мотивации у студентов медицинского колледжа к профессиональной деятельности разработана на примере изучения программы профессионального модуля ПМ.04 "Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и состояниях" (рис. 6).

Модель формирования профессиональной мотивации состоит из последовательных блоков, каждый из которых имеет свою функцию и включается в общую структуру системы образования.

В первый блок модели входит определение цели и задач, направленных на достижение ключевого результата - формирования у студентов мотивации к профессиональной деятельности. Цель функционирует как параметр, влияющий на выбор методов, средств и организационных форм образовательного процесса.

Блок "Педагогические условия формирования профессиональной мотивации обучающегося" включает в себя набор факторов, которые, по нашему мнению, формируют мотивацию к профессиональной деятельности, влияя на процесс обучения.

Рассмотрим эти условия более подробно.

Правильное целеполагание состоит из обеспечения целей и задач, достижение которых становится возможным при выполнении педагогических задач, а также из взаимодействия между субъектами в рамках обучающего процесса. Обучение должно иметь для студента личностный и социальный смысл, быть аксиологически насыщенным.

Следующее условие - профориентационная деятельность преподавателя. Данное условие может быть реализовано как в форме аудиторных, так и внеаудиторных занятий. Одним из примеров такой деятельности может быть привлечение обучающихся к участию в профессиональных конкурсах, мастер-классах. Конкурсы профессионального мастерства функционируют как пространство, где учащиеся могут продемонстрировать достижения в области профессиональной компетентности. Процесс подготовки участников и выступление проходят в максимально приближенных к реальным, производственным условиям мастерских колледжа, что позволяет обучающимся погрузиться в профессиональную деятельность и развивать их коммуникативные навыки. Конкурс профессионального мастерства стимулирует интерес к профессии, развивает инициативу и творческие стремления у студентов, побуждая их к самовыражению и мотивируя на высокопрофессиональную деятельность.

Примером аудиторного занятия, где также возможно непосредственное знакомство с будущей профессией, является открытый урок со специалистом из практического здравоохранения, который делится своим опытом, демонстрирует профессиональные навыки, рассказывает об особенностях работы медицинской сестры. Непосредственное общение с профессионалом дает студентам стимул для получения знаний и интерес к медицинской деятельности.

Примером внеаудиторных занятий может быть посещение обучающимися с преподавателем научно-практических конференций, симпозиумов, мастер-классов профессиональной направленности с обязательной рефлексией на последующих занятиях. К внеаудиторной деятельности можно отнести также посещение студентами с преподавателем общеобразовательных учреждений для проведения открытых уроков с целью профилактики вредных привычек и заболеваний у детей или пропаганды здорового образа жизни. Это позволяет студентам проявить творческие способности, развить коммуникативные навыки и мотивирует к одному из направлений деятельности медицинских работников - к профилактике.

Личностно-ориентированный подход позволяет определить профессиональное развитие личности студента как ключевой фактор медицинского образования, включающий развитие его индивидуальных потребностей, движущих сил, навыков и видов деятельности. Учет личностных особенностей студента, получение жизненного опыта достигаются за счет содержания учебной программы, применяемых методов и технологий, а также организации профессионально-образовательной среды, определяющей формы взаимодействия субъектов образования [13].

Кроме того, необходимо учитывать глобальные социально-экономические, политические и культурные изменения в современном российском обществе, которые предъявляют новые требования к подрастающему поколению. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема воспитания социальной активности молодежи. Современный молодой специалист должен быть способным к сотрудничеству, обладать мобильностью, чувством ответственности, патриотизма, иметь приверженность традиционным ценностям. Медицинская профессия требует от специалиста особенных качеств, таких как милосердие, сострадание, умение слаженно и быстро действовать в экстренных ситуациях. Поэтому в качестве профориентационной деятельности мы также предлагаем вовлечение обучающихся в волонтерскую (добровольческую) деятельность, в том числе и в рамках изучения профессиональных модулей. Участие в волонтерских проектах и общественных мероприятиях позволяет обучающимся реализовывать на практике не только знания, полученные на теоретических занятиях, но и личностные, творческие стремления.

Одним из трендов современного образования является развитие цифрового образовательного пространства. В образовательной сфере информационными технологиями называются различные инструменты и платформы, основанные на использовании информационных технологий, таких как компьютеры, аудио-, видео- и кинопродукция, которые призваны помочь достичь педагогических целей [14].

Также нами применен практико-ориентированный подход в профессиональном образовании, который в модели выделен в качестве одного из педагогических условий формирования профессиональной мотивации обучающихся.

Для достижения высокого уровня профессиональной компетентности и квалификации будущих специалистов необходимо выстраивать научно-обоснованный образовательный процесс с использованием современных педагогических технологий, обеспечивающих достижение запланированных результатов.

Для реализации этого условия в процессе обучения по профессиональному модулю мы рекомендуем активно применять такие педагогическое технологии, как мастер-классы, кейс-метод, проблемное обучение, игровые, проектные методы. Эти технологии наиболее эффективны, если среда, в которой они реализуются, максимально соответствует производственной.

Заключение

Использование таких методов, как индивидуализация обучения, участие в проектах и исследовательских работах, сотрудничество с коллегами и наставниками, получение обратной связи и оценки результатов, разработка персональной траектории развития, помогает формировать у студентов колледжа мотивацию к профессиональной деятельности, что в будущем способствует их успешному профессиональному становлению и карьерному росту.

Проведенное исследование профессиональной мотивации обучающихся Сверд­ловского областного медицинского колледжа показало, что ведущими мотивами, определяющими отношение обучающихся к профессиональному обучению, являются как внутренние (профессиональные и познавательные мотивы творческой самореализации), так и внешние (коммуникативные и социальные) мотивы. В большинстве случаев выбор специальности обусловлен востребованностью на рынке труда и собственными представлениями о профессии.

В ходе исследования было определено, что для формирования высокого мотивационного уровня необходимо создание педагогических условий для достижения удовлетворенности образовательным процессом, которые спроектированы и предложены в виде модели, где отражены цель и задачи, последовательность, содержание обучения по специальности "Сестринское дело". Модель разработана на примере освоения программы профессионального модуля ПМ.04 "Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и состояниях". Предложенная совокупность педагогических условий формирования мотивации обучающихся, на наш взгляд, будет эффективна и результативна, так как дает преподавателю определенную свободу выбора педагогических технологий при планировании занятий, а обучающимся - возможность сформировать позитивное отношение к осваиваемой профессии, осознавая ее значимость для личностного и профессионального развития.

Литература

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Москва : ПЕР СЭ, 2001. 511 с.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: схемы, таблицы, комментарии, упражнения. Рос. гос. проф.-пед. ун-т, Урал. отд-ние Рос. акад. образования. Екатеринбург : РГППУ, 2005. 214 с.

3. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 51-59. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1983/832/832051.htm

4. Вербицкий А.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. Москва : НИИВШ, 1986. 40 с.

5. Петрова Н.Г., Погосян С.Г., Соболева Н.И. О мотивации студентов медицинского колледжа к получению образования и их профессиональных намерениях // Медицинская сестра. 2018. Т. 20, № 7. С. 53-56. URL: https://doi.org/10.29296/25879979-2018-07-12

6. Люкшина Д.С., Бартковская Н.С., Кондратьева Е.В., Садон Е.В. Мотивация у выпускников медицинского вуза с разным уровнем смысложизненного кризиса // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2018. Т. 7. № 5А. С. 194-200. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36983524

7. Агранович Н.В., Кнышова С.А. Изучение мотивации учебной деятельности студентов медицинских вузов и ее роль в формировании готовности к будущей профессии // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 551 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24921416

8. Андрюкова Д.Л., Рабаданова Р.С. Анализ особенностей формирования профессионального имиджа преподавателя // Прикладная психология и педагогика. 2022. Т. 7, № 2. С. 195-202. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/49171/view

9. Денисова О.А., Дробышев В.В., Денисов А.П., Кун О.А. Влияние образовательной среды на формирование учебной и профессиональной мотивации студентов медицинского вуза // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. Т. 25, № 4. С. 99-102. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-obrazovatelnoy-sredy-na-formirovanie-uchebnoy-i-professionalnoy-motivatsii-studentov-meditsinskogo-vuza

10. Гетман Н.А., Котенко Е.Н., Калиниченко Д.А. Повышение уровня мотивации к обучению студентов старших курсов медицинского вуза посредством метода проектов // Международный журнал экспериментального образования. 2018. № 10. С. 5-10. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11834

11. Малахова И.Г., Шкляев А.Е. Учебная мотивация студентов медицинского вуза и возможность ее повышения // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2017. № 4. С. 34-36. URL: https://almavest.ru/ru/archive/2309/3738

12. Лазутченкова Е.Г. Методическое пособие для педагогов профессионального обучения "Образовательные технологии подготовки специалистов СПО". Санкт-Петербург : РЦ СПб "Колледж туризма и гостиничного сервиса", 2014. 58 с.

13. Троицкая Е.А. Информационные технологии в учебном процессе. Владимир : ВлГУ, 2020. 166 с.

14. Гузанов Б.Н. Профессиональная мотивация студентов вуза в процессе интегрированного производственного обучения монография [Электронный ресурс]. URL: http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/20933

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»