ВОЛОНТЕРСТВО В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Резюме

Показано разнообразие настроений и установок студентов-медиков по отношению к участию в волонтерском движении. Выявлено две тенденции, связанные с мотивацией участия будущих врачей в волонтерском движении. Первая обусловлена представлением о волонтерстве как функции вуза, вторая - представлением о волонтерстве как важном элементе процесса общей и профессио­нальной социализации молодых людей в процессе обучения. Применительно к первой тенденции выделены четыре группы студентов-медиков - уверенные, соглашающиеся, сомневающиеся и отрицающие, ко второй - восторженные, позитивные, нейтральные, негативные. Каждая из этих групп содержит свой набор оценок, связанных с участием студентов-медиков в волонтерском движении. Публикация основана на материалах авторского социологического исследования "Студенты-медики о волонтерском движении", которое было проведено в 2023 г. в 22 медицинских вузах всех федеральных округов России (n=819).

Ключевые слова: волонтерство; студенты-медики; врач; волонтерская деятельность; образование; медицинский вуз; профессиональное развитие

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Золин И.Е., Иудин А.А., Мазанова А.Е. Волонтерство в медицинском вузе как элемент профессионального развития // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2024. Т. 15, № 3. С. 83-99. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2024-15-3-83-99

В последние годы волонтерство получает все более широкое развитие как в нашей стране, так и за рубежом, при этом особое значение эта деятельность приобретает в медицинском вузе, который призван мотивировать студентов в этом направлении, организовывать волонтерские отряды, проводить подготовку добровольцев [1-3].

Имеющиеся исследования показывают, что волонтерская деятельность является своеобразным сплавом имеющихся знаний и чувств будущих медиков, труда и духовных переживаний, интеллектуальных поисков. Благодаря этому достигаются интенсификация процесса обучения, мобилизация воли, духовных и физических сил обучаемых на глубокое овладение будущей профессиональной деятельностью. В этом случае профессия врача становится смыс­лом и содержанием жизни студентов [4-7].

Поскольку вопрос о значимости медицинского образования во взаимосвязи с волонтерской деятельностью будущих врачей очень широко обсуждается, нам представляется важным отметить ряд положений, по которым имеется определенное единство мнений и которые можно рассматривать в качестве концептуальных. Характеризуя основное, существенное, присущее медицинскому образованию, многие авторы сходятся во мнении, что подготовка врача нового типа предполагает следующее: во-первых, фундаментальность и профессио­нальную направленность теоретической и практической подготовки, обеспечение единства трудового и нравственного воспитания; во-вторых, высокую степень мотивации и эмоциональной насыщенности всех видов и форм обучения; в-третьих, комплексность в содержании, организации и контроле обучения; в-четвертых, гуманизацию медицинского образования.

Этим обосновывается необходимость включения в учебные планы медицинских вузов гуманитарных и общественных дисциплин, дающих ключ к анализу социальной среды, позволяющих лучше понимать взаимоотношения между людьми, духовное и душевное состояние человека [8, 9]. В настоящее время существует явное понимание того, что медицинский вуз должен давать не только стандартизированную подготовку, но и активнее реализовывать воспитательную и развивающую функции, а также функцию психологической подготовки будущего врача к предстоящей профессиональной деятельности. Именно поэтому волонтерская деятельность студентов медицинских вузов является важной образовательной практикой подготовки современного специалиста [10-12].

Студенты-медики задействованы не только в сфере здравоохранения, но и в событийном, спортивном, экологическом, граж­данско-правовом, виртуальном и медиаволонтерстве. Так, в структуре вузовского волонтерства выделяются профессиональное волонтерство (медико-социальное), требующее наличия профессиональных компетенций медика, и общие (универсальные) направления волонтерства [13]. Вместе с тем особенностью волонтерства медицинского студенчества является профессиональная ориентация, доля профессионального волонтерства может достигать 65% [1].

В решении всех этих задач в передовых учебных заведениях уже накоплен немалый опыт - от создания центров волонтерства до широкого использования волонтерской помощи в медицинских учреждениях. Однако здесь вызывают озабоченность имеющиеся в медицинских вузах факты принуждения к волонтерской работе, низкий уровень информационной поддержки и разъяснительных мероприятий [14, 15].

В сложившейся ситуации первостепенное значение приобретает необходимость учета мнения студентов-медиков к участию в волонтерском движении.

Цель исследования - определение особенностей мотивации участия студентов-медиков в волонтерской деятельности.

Материал и методы

Исследование проведено в декабре 2023 г., выборка целевая, аналитическая. Опрошены 819 студентов медицинских вузов, в том числе 75% волонтеров и 25% студентов контрольной группы, не участвующих в волонтерском движении. Аналитическая выборка связана с тем, что нас интересовало не сравнение вузов и территорий по развернутости волонтерского движения, а структура настроений и установок студентов медицинских вузов. В выборку попали студенты из 22 вузов всех федеральных округов России, хотя число студентов из Центрального и Северо-Западного округов заметно ниже: столичные медицинские вузы не откликнулись на предложение принять участие в исследовании. Волонтеры, попавшие в выборку, на 87% состояли из девушек и на 13% из юношей. В контрольной группе юношей было 23%, девушек - 77%. Очевидно, что и группа репрезентативна, например в ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России в исследуемый период обучались 73,3% девушек и 26,7% юношей. Таким образом, уже по выборке можно сделать вывод, что девушки демонстрируют более высокий интерес к волонтерской деятельности, чем юноши. Однако этот факт не отвечает на вопрос о природе мотивации занятий волонтерской деятельностью.

Результаты и обсуждение

Исследование позволило выявить среди волонтеров ряд тенденций, связанных с мотивацией участия в волонтерском движении, и две из них хотелось бы рассмотреть подробнее.

Волонтерство как функция вуза

Мнение студентов о том, что волонтерство является одной из функций вуза, неоднозначно. Есть студенты, которые уверены в этом обстоятельстве, а есть те, кто с ним категорически не согласен. Эти установки просматриваются в четырех группах - уверенные, соглашающиеся, сомневающиеся и отрицающие (рис. 1). Эти 4 группы охватывают все 100% респондентов, занимающихся волонтерской деятельностью. Мнение о том, что волонтерство является одной из важных функ­ций вуза, позволяющей решать задачи воспитания будущих врачей, отнюдь не доминирующее, - людей, не поддерживающих это мнение, больше (55%), чем тех, кто склонен к нему (45%).

Разнообразие установок студентов по этому вопросу более всего связано с характером их согласия (или несогласия) с рядом тезисов, сформулированных в анкете. При этом поляризация установок просматривается и в целом по выборке, где присутствует два максимума - "Совершенно согласны" и "Категорически не согласны". Промежуточные значения (в основном согласны или в основном не согласны; и да, и нет, когда как) по совокупности тезисов, вызывавших полярные оценки, занимают промежуточное положение. Эти значения ниже, чем на полюсах ответов. Так, с тезисом "Волонтерская деятельность в вузе - требование администрации вуза" чаще всех совершенно соглашаются представители группы уверенных, а чаще всех не соглашаются с ним, причем категорически, отрицающие (табл. 1). Мнения представителей разных групп аналогично распределены и по другим тезисам, вызвавшим поляризацию взглядов. С тезисом "Прекращение волонтерства будет негативно оценено вузом" согласны большинство уверенных и категорически не согласны отрицающие. Аналогично распределены и оценки тезиса "Волонтерство выбирается, когда не хватает опыта для оплачиваемой работы" - совершенно согласны 54% уверенных и категорически не согласны 76% отрицающих.

Среди соглашающихся максимально число тех, кто сомневается в однозначном ответе, хотя среди них есть как те, кто согласен с этими тезисами, так и те, кто не согласен с ними. Среди сомневающихся повышена доля тех, кто не согласен с тезисом, но их несогласие не столь категорично, как у отрицающих.

Таким образом, в массе студентов просматривается заметный переход от согласия с наиболее поляризованными тезисами к несогласию с ними. В крайних позициях (уверенные и отрицающие) явно просматривается поляризация установок по целой совокупности тезисов, вызывающих самую большую поляризацию оценок.

Более адекватный и более полный анализ установок разных групп студентов можно получить с использованием индекса согласия *. Приведенный выше тезис о том, что "Волонтерская деятельность в вузе связана с требованием администрации вуза", в среднем явно вызывает скорее несогласие, чем согласие: не согласны с этим тезисом 57% волонтеров, а согласных с ним вдвое меньше - 29%. В среднем все студенты с этим тезисом скорее не согласны, и эта оценка (-0,24) находится примерно посередине между ступенями шкалы "В основном не согласны" и "И да, и нет, когда как" (табл. 2).

Оценки представителей выделенных групп в среднем совпадают с данными, приведенными в табл. 1: оценка уверенных близка к ступени шкалы "Совершенно согласны", усредненная оценка отрицающих находится в зоне категорического несогласия, соглашающиеся в среднем поддерживают позицию "И да, и нет", а сомневающиеся близки к позиции "Скорее не согласны". Аналогично распределяются ответы представителей выделенных групп и по другим тезисам.

Уверенные активно соглашаются с тем, что волонтерство дает преимущества при обучении в вузе, что прекращение волонтерства будет негативно оценено вузом, и такие студенты уже не будут испытывать на себе лояльность преподавателей, не получат автоматических зачетов и едва ли смогут рассчитывать на другие блага. Все это связано, по их мнению, с тем, что волонтерская деятельность - это требование администрации вуза и потому должно им поощряться. Волонтерство привлекает их тем, что повышает конкурентоспособность при трудоустройстве, что оно дает возможность общения с известными людьми и с людьми высокого статуса. Наконец, опыт волонтерства будет хорошо выглядеть в резюме - то, что раньше называлось характеристикой, а еще раньше - послужным списком. При этом волонтерство, по их мнению, является следованием традициям вуза, профессии или семьи, и все это тоже положительно характеризует студента, занимающегося волонтерской деятельностью.

Представители группы уверенных, активно соглашаясь со всеми предложенными в анкете тезисами, соглашаются и с ограничительными условиями существования этого движения. Так, они в большинстве своем совершенно согласны с тем, что волонтерство отнимает время от учебы, снижая качество обучения, и с тем, что при переходе на старшие курсы время на волонтерство сокращается. Однако в целом представители этой группы относятся к волонтерству весьма положительно и прежде всего в связи с тем, что участие в этом движении дает немалые преференции. Эта деятельность делает их пребывание в медицинском вузе более комфортным, более устойчивым, более надежным.

Отрицающие категорически не соглашаются со многими из этих тезисов, а если с некоторыми и соглашаются, то в значительно более сдержанном по сравнению с уверенными виде. Их отрицание не носит осуждающего, отвергающего характера по отношению к волонтерству, и, например, подавляющее большинство из них не соглашаются с тем, что волонтерство выбирается людьми, не имеющими достаточного опыта для оплачиваемой работы. Отрицающие не согласны с тем, что волонтерская деятельность в вузе - требование его администрации, или с тем, что прекращение волонтерства негативно оценивается вузом, а также, что волонтерство дает преимущества при обучении. Они не соглашаются и с тем, что волонтерство отнимает время от учебы, снижая качество обучения, и с тем, что при переходе на старшие курсы время на волонтерство сокращается. Правда, с последним тезисом они не соглашаются не категорически, а в сдержанной манере - скорее не согласны, чем согласны.

Они не возражают, но скорее сомневаются в справедливости целого ряда тезисов, связанных с тем, что волонтерство - это следование традициям вуза, профессии, семьи, что волонтерство позволяет про­явить себя, "быть на виду", иметь хорошую репутацию, и что оно, возможно, повышает конкурентоспособность при трудоустройстве. Некоторое согласие вызывает у них тезис, отмечающий, что предпочтительно волонтерство, связанное с будущей профессией, и что волонтерство дает возможность общения с людьми высокого статуса и с известными людьми, лидерами мнений. Отвергая мысль о том, что в число основных функций медицинского вуза должны быть включены и обязанности по развитию волонтерства, они, тем не менее, склонны отмечать пользу этого движения и считают, что волонтерство все же должно поощряться вузом.

Соглашающиеся и сомневающиеся занимают по отношению к полярным группам промежуточную позицию, хотя имеют некоторую специфику. Соглашающиеся не столь конъюнктурны, как уверенные, и, хотя их оценки в тенденции совпадают с установками уверенных, но в среднем они ближе к варианту ответов "И да, и нет, когда как". Сомневающиеся по своим установкам ближе к отрицающим и с основными тезисами, связанными с тем, что волонтерское движение управляется и контролируется вузом, они склонны не соглашаться, но в мягкой форме - "Скорее не согласны, чем согласны". В оценках, связанных с сущностью волонтерства, результаты этих четырех групп начинают сближаться, причем соглашающиеся и сомневающиеся примерно одинаково высказываются по целому ряду тезисов, связанных с будущей профессиональной деятельностью (предпочитают волонтерство, связанное с будущей профессией), формированием профессиональных качеств (опыт волонтерства улучшит резюме; волонтерство позволяет развивать лидерские качества), карьерой (быть волонтером престижно; волонтерство дает возможность общения с людьми высокого статуса).

Таким образом, по отношению к функциям вуза, связанным с поддержкой волонтерства, одни студенты считают, что вуз должен всячески поощрять волонтерскую деятельность студентов, а другие - придерживаются мнения, что вуз не должен препятствовать этому. Одни считают волонтерство началом профессиональной деятельности, другие - благотворительностью. Все они примерно одинаково участвуют в волонтерском движении - как от вуза, так и вне вуза, и время, которое они отводят для волонтерской деятельности, никак не коррелирует с анализируемыми установками. Они имеют примерно одинаковые источники информации о волонтерстве, хотя отрицающие и сомневающиеся немного чаще получают информацию из неофициальных источников - из социальных сетей и от друзей-студентов. Небольшие отличия есть в прохождении специальной подготовки волонтерства: отрицающие и сомневающиеся немного чаще других имели такую подготовку, а уверенные не имели ее. При этом сомневающиеся чаще учатся на бюджетных местах, а соглашающиеся - на целевых.

Заметное различие этих групп заключается в имущественной состоятельности их семей. Среди уверенных повышена доля молодых людей из наиболее обеспеченных семей, члены которых не испытывают никаких материальных затруднений (18 против 11% по выборке). Среди соглашающихся повышена доля выходцев из зажиточных семей, в которых не испытывают проблем с покупкой дорогостоящих вещей, но приобретение недвижимости для них затруднительно (18 против 13% по выборке). Сомневающиеся и отрицающие являются выходцами из семей, в которых без труда приобретается крупная бытовая техника, но покупка легкового автомобиля затруднительна (45 и 47 соответственно против 40% по выборке). Примерно 1/3 (30%) студентов являются выходцами из небогатых семей, члены которых не в состоянии приобретать более или менее дорогие вещи, но представители разных групп распределены в этой страте примерно равномерно. Из бедных семей, в которых есть проблемы с покупкой одежды, а подчас и еды, студентов немного (6%), и представители разных групп распределены в этих стратах примерно поровну.

Совокупность тезисов, на основе которых были получены группы студентов, по-разному относящихся к роли вуза в процессе функционирования волонтерства, позволяет также выделить и группы студентов по-разному оценивающих роль волонтерства в процессе обретения социальных и профессиональных установок будущих медиков.

Волонтерство как фактор социализации

Мнение студентов о роли волонтерства в процессе общей и профессиональной социализации студентов медицинского вуза заметно смещено в сторону признания наличия функции социализации. Действительно, доля восторженных и позитивных оценок заметно превышает долю негативных и нейтральных (рис. 2). Важно и то, что группы студентов, занимающих промежуточную позицию (нейтральные и позитивные), составляют почти 2/3 выборки (63%). Это означает, что в этом вопросе доминирует спокойное восприятие данной проблемы, хотя присутствуют и экстремальные установки - негативная и восторженная, но эту позицию занимают немногим более 1/3 молодых волонтеров (36%).

Для уяснения установок представителей различных групп рассмотрим их ответы по поводу наиболее поляризованных тезисов. С тезисом, что "Волонтерство дает возможность принимать участие в крупных мероприятиях для волонтеров (слеты, конференции, фестивали и пр.)", совершенно согласны только восторженные, а некоторое число позитивных соглашаются с ним довольно сдержанно (табл. 3). С этим тезисом согласились всего 10% респондентов: видимо, крупные волонтерские мероприятия - большая редкость, и более половины студентов-волонтеров о них вообще ничего не знают. Лишь 1/3 из них что-то слышали об этом, но 93% негативных категорически не знают о них. С тем, что "Волонтерство позволяет развивать навыки взаимодействия с людьми", совершенно согласны большинство респондентов и в том числе все 100% восторженных. Восторженные наиболее активно соглашаются и с тем, что "Волонтерство позволяет быть в профессиональном медицинском сообществе", и с тем, что "Волонтерство позволяет развивать профессиональные компетенции".

Негативные со всеми этими тезисами чаще всего не соглашаются, хотя это несогласие не столь активно, как согласие восторженных. С тезисом, что "Волонтерство позволяет быть в профессиональном медицинском сообществе", безусловно согласны или в целом согласны все восторженные, а негативные, численность которых в 3 раза меньше, чем восторженных, отвергают этот тезис (как и некоторые другие тезисы) не так активно, как восторженные соглашаются с ним. Позитивные и особенно нейтральные в большей мере ориентируются на неопределенные ответы. Позитивные чаще всех соглашаются не полностью, а в основном, а нейтральные чаще всех выбирают средний ответ (и да, и нет, когда как) или чаще всех в основном (но не категорически) не соглашаются с предлагаемыми тезисами.

Несомненный интерес представляет анализ установок выделенных групп волонтеров по всей совокупности тезисов, для чего целесообразно перейти к анализу с использованием индекса согласия. В тезисах, с которыми соглашаются все восторженные, просматриваются две сюжетные линии. Первая связана с той помощью, которую оказывает волонтерство студентам-медикам в плане интеграции в человеческое сообщество, в том числе и в профессиональное. Они отмечают, что волонтерство позволяет развивать навыки взаимодействия с разными людьми, дает полезные знакомства и, в частности, может помочь в решении личных проблем, в трудоустройстве, дает возможность принимать участие в крупных мероприятиях, дает социальное признание, одобрение со стороны других (табл. 4).

Стоит отметить, что с тезисом, что волонтерство дает возможность принимать участие в крупных мероприятиях для волонтеров, в среднем в той или иной мере соглашаются все респонденты, кроме негативных, средний ответ которых находится примерно посередине между оценками "в целом не согласны" и "категорически не согласны".

Вторая сюжетная линия связывает волонтерство с процессом получения будущей профессии, это своего рода пробный этап карьеры, примерка профессиональной роли. Волонтерство позволяет развивать профессиональные компетенции, и это способ получения знаний и навыков, полезных для оплачиваемой работы. Здесь же присутствуют тезисы, соединяющие две эти сюжетные линии: "Волонтерство позволяет быть в профессиональном медицинском сообществе". Активно соглашаются они и с тезисами, определяющими бескорыстную природу волонтерства: оно позволяет улучшить качество жизни других людей, это зов сердца, реализация ценности помощи людям, и оно дает чувство полезности и значимости, хотя по поводу этих тезисов некоторая (очень небольшая) часть восторженных согласились не безусловно, а в общем и даже выразили некоторое сомнение в справедливости этих тезисов.

Позитивные демонстрируют заметно более сдержанное согласие со всеми тезисами, и, кроме того, в их ответах просматривается определенный прагматизм. Они наиболее активно соглашаются с тезисами, характеризующими социальную составляющую волонтерства, - оно позволяет развивать навыки взаимодействия с людьми, дает возможность принимать участие в крупных мероприятиях, дает полезные знакомства, чувство полезности и значимости и позволяет быть в группе единомышленников. Однако не менее активно они отмечают, что волонтерские часы должны быть зафиксированы в официальных документах, и что волонтерство является способом получения знаний и навыков, полезных для оплачиваемой работы. Привлекает их и профессиональная составляющая волонтерской деятельности (возможность познакомиться с будущей профессией, развитие профессиональных компетенций, присутствие в профессиональном медицинском сообществе), но эти тезисы передвинуты у них на второй план.

Нейтральные сравнительно редко соглашаются с предложенными тезисами, и в среднем они в целом согласны с тем, что волонтерство позволяет развивать навыки взаимодействия с разными людьми, что волонтерские часы должны быть зафиксированы в официальных документах, что волонтерство - это зов сердца, реализация ценности помощи людям, и оно дает возможность принимать участие в крупных мероприятиях. Их в общем-то привлекает возможность существовать в кругу интерес­ных для них людей, поэтому волонтерство дает им чувство полезности и значимости, а также позволяет быть в группе единомышленников. Следует добавить, что последний тезис расположен у нейтральных на 6-м месте, в то время как у всех остальных волонтеров отодвинут ближе к концу списка, хотя другие волонтеры (кроме негативных) соглашаются с ним более активно, чем нейтральные.

Негативные чаще всего категорически не соглашаются со всеми предложенными тезисами и, прежде всего с тем, что волонтерство дает возможность принимать участие в крупных мероприятиях для волонтеров (слеты, конференции, фестивали). Волонтерство не помогает найти полезные знакомства и не развивает лидерские качества.

Определяя привлекательные волонтерские мероприятия медицинского профиля, они чаще восторженных намерены точно принять (или уже принимают) участие в оказании медицинской помощи населению, в социальной работе, в психологической поддержке населения (табл. 5). Восторженные лидируют только в готовности принять участие в рамках волонтерства в научных медицинских исследованиях. Во всех остальных случаях негативные демонстрируют более высокий уровень активности занятий волонтерской деятельностью. Наименее активны в этой области деятельности нейтральные, хотя и позитивные ненамного активнее их, и в этом плане и негативным, и восторженным заметно уступают как позитивные, так и нейтральные, что особенно хорошо просматривается с использованием индекса привлекательности* различных мероприятий.

*Индекс согласия рассчитывается как среднее арифметическое ответов на вопрос с использованием шкалы: совершенно согласны (+1 балл), в основном согласны (+0,5 балла), затрудняются с ответом (0 баллов), в основном не согласны (-0,5 балла), категорически не согласны (-1 балл).

В области мероприятий медицинского профиля негативные более всех готовы работать в области социальной работы и психологической поддержки населения, а также в сфере медицинской помощи населению и просветительской деятельности (см. табл. 5, 6). В области мероприятий общего направления более других они склонны заниматься экологическим волонтерством (охрана природы, помощь животным) и культурно-массовыми мероприятиями. Как и восторженных, их привлекает гражданско-правовое волонтерство (выборы, политические события, поиск пропавших людей, военные, патриотические мероприятия).

Наименее активны нейтральные, которых менее всего в области мероприятий медицинского профиля привлекают психологическая поддержка населения и донорство, а среди мероприятий общего направления их менее всего интересует гражданско-правовое волонтерство, культурно-массовые мероприятия и виртуальное волонтерство. Примерно такой же уровень активности показывают и позитивные, среди которых наименее популярна социальная работа.

Таким образом, активность различных типологических групп мало чем отличается друг от друга, и отличия между ними лишь в том, что негативные не ожидают никаких бонусов от своей общественной волонтерской деятельности, а восторженные ожидают, но при этом их общественная активность отнюдь не выше, чем у негативных.

Социально-биографических отличий в этих группах немного. Среди негативных повышена доля юношей (18 против 13% по выборке), а также представителей более обеспеченных семей и семей, где родители занимают сравнительно более высокие должности (руководители предприятия, организации, учреждения, отдела). Среди восторженных заметно понижена доля тех, в чьей родне имеются медицинские работники.

Заключение

Выделенные типологические группы студентов-медиков показывают достаточно выраженное отношение к проблеме поддержки вузом волонтерского движения. Отрицающие (и сомневающиеся) считают, что это дело не столько вуза, сколько самих волонтеров, которым эта деятельность помогает более плотно прикоснуться к будущей профессиональной деятельности. Уверенные (и соглашающиеся) чаще полагают, что волонтерство является важной функцией вуза, и вуз должен не просто поддерживать это движение, но включать его в зону своей деятельности по организации учебного процесса.

Исследование показало, что мнение студентов о роли волонтерства в процессе общей и профессиональной социализации студентов медицинского вуза тоже неодно­значно и меняется от восторженного восприя­тия социальной функции до ее отрицания.

Представители группы восторженных напрямую связывают волонтерство с процессом получения будущей профессии. Позитивные (и нейтральные) соглашаются с тем, что волонтерство - это зов сердца, реализация ценности помощи людям, и с тем, что волонтерство позволяет улучшить качество жизни других людей.

Негативные чаще всего категорически не соглашаются со всеми предложенными тезисами. По их мнению, волонтерство не создает возможности общения с людьми высокого статуса, не включает волонтеров в профессиональное медицинское сообщество и не развивает ни профессиональные компетенции, ни навыки взаимодействия с разными людьми.

Выделенные типологические группы позволяют осуществлять дифференцированный подход к организации волонтерской практики в медицинском вузе. Особое внимание в этой связи вызывают представители группы негативных и в известной мере нейтральных, поскольку их внутренние установки зачастую служат тормозом в решении задач подготовки молодых специалистов, требования к которым качественно изменились. В то же время в рамках учебно-производственных мероприятий возможно осуществление опоры на восторженных (и позитивных). Жизнь требует идейно убежденных, граждански и профессионально активных специалистов. Первостепенное значение приобретают задача развития творческого и профессионального мышления, чувства нового, инициативности, смелости, готовность брать ответственность на себя. Вот почему встает вопрос о том, чтобы волонтерская практика стала ведущей во всей системе обучения будущих врачей.

Все это требует дальнейшего анализа учебного процесса в единстве с многосторонним логическим и социологическим анализом, а также учета личностно-деятельностного подхода к исследованию этого сложного феномена. Решение данной задачи - дело будущих наших исследований.

Литература

1. Семенова О.А. Особенности волонтерской деятельности в медицинском университете // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 9 (87). Ч. 2. С. 24-27. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2019.87.9.030

2. Чуйков О.Е., Лагутин И.Б., Свечников В.А., Бабина А.С., Батюков В.В. Волонтерство как одно из направлений деятельности медицинского вуза // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022. Т. 30, № 2. С. 312. DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-2-312-317

3. Чуйков О.Е., Смирнова Д.О. Добровольчество и волонтерство как тренд современного российского общества // Известия ЮЗГУ. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2019. Т. 9, № 2. С. 188-195.

4. Мчедлова М.М., Гузельбаева Г.Я. Влияние пандемии на представления о профессиональной роли врача у студентов медицинских специальностей // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 6. С. 173-194. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.6.2286

5. Моисеева И.Е., Гандаров Р.М. Волонтерское движение студентов-медиков в России // Проблемы современного педагогического образования. 2022. Т. 75, № 4. С. 198-201.

6. Кравцива А.В., Литвинова А.А., Асмоловский А.В., Дмитриева А.В. Время стать лучше: вклад волонтеров-медиков в борьбу с новой коронавирусной инфекцией // Смоленский медицинский альманах. 2021. № 1. С. 80-82.

7. Денисова О.А., Денисов А.П., Дробышев В.В. Позиция студентов-медиков по отношению к участию в волонтерском движении (по результатам социологического опроса) // Здоровье населения и среда обитания. 2022. Т. 30, № 12. С. 24-29. DOI: https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-12-24-29

8. Золин И.Е., Иудин А.А., Иудин Д.И., Иудин А.И. Желательные виды будущей профессиональной деятельности студентов-медиков // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 2. С. 85-106. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-2-85-106

9. Митрофанова К.А. Перспективы гуманитарных наук в медицинском образовании // Инновации в образовании. 2015. № 4. С. 60-72.

10. Федулова И.В. Добровольческая деятельность студентов медицинских вузов как актуальная образовательная практика подготовки современного специалиста // Инклюзия в образовании. 2018. Т. 3, № 10. С. 79-84.

11. Siqueira M.A.M., Torsani M.B., Gameiro G.R., Chinelatto L.A., Mikahil B.Ch., Tempski P.Z. et al. Medical students’ participation in the volunteering program during the COVID-19 pandemic: a qualitative study about motivation and the development of new competencies // BMC Med. Educ. 2022. Vol. 22, N 1. P. 1-15. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-022-03147-7

12. Заболотная С.Г. Ценностные аспекты волонтерской деятельности будущих врачей // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 561-564.

13. Мазанова А.Е. Структура поля волонтерства в медицинских вузах России // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2024. № 1 (73). С. 135-144.

14. В ВГМУ им. Бурденко ответили на претензии студентов о принуждении к волонтерству [Электронный ресурс]. URL: https://moe-online.ru/news/society/1115526 (дата обращения: 17.05.2024).

15. Омских студентов-медиков не будут принуждать к волонтерству в больницах [Электронный ресурс]. URL: https://bk55.ru/news/article/175451 (дата обращения: 17.05.2024).

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»