Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (№ 988 от 12.08.2020), в ходе освоения программы специалитета студенты медицинских вузов готовятся к решению разных профессиональных задач: медицинских, научно-исследовательских и организационно-управленческих. В связи с этим целью обучения становится формирование универсальных (УК), общепрофессиональных и профессиональных компетенций (ОПК), а среди них УК‑1 (способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий), УК‑2 (способность управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла), ОПК‑11 (способность подготавливать и применять научную, научно-производственную, проектную, организационно-управленческую и нормативную документацию в системе здравоохранения), обеспечивающих в том числе готовность выпускника к научной деятельности.
Наиболее актуальна проблема подготовки научных кадров в условиях современной политической обстановки. Перспективной тенденцией развития высшего образования является необходимость участия вузовской науки в развитии государства и "обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования" [1].
Развитие вузовской науки связано с организацией учебно-исследовательской деятельности (УИД) студентов, а для этого необходимо создавать новые педагогические условия в образовательной среде. К основным тенденциям этого процесса относятся неразрывная связь учебной и учебно-исследовательской работы студентов, а также развитие научного познания студентов путем активизации их учебно-познавательной деятельности [1, 2].
Методология УИД описывается в работах разных современных педагогов: А.С. Обуховой, А.В. Леонтовича, А.Н. Поддъякова, Т.Л. Брославской, А.И. Савенкова, О.А. Вихорева и др., подробный структурный и содержательный анализ этого понятия проведен М.С. Галишевой и П.В. Зуевым, при этом авторы предлагают свое наиболее полное определение УИД как активного, сознательного и творческого процесса, протекающего в состоянии неопределенности, направленного на получение учащимся нового для него знания о фрагменте окружающего мира посредством применения научного метода под руководством педагога. В качестве результатов деятельности выступают знания, полученные путем исследования, новый уровень образования и новые личностные структуры учащегося, в том числе научное мышление, научное мировоззрение, субъектность, исследовательская позиция и опыт исследовательской деятельности [3].
Разграничим понятия "научно-исследовательская деятельность" и "учебно-исследовательская деятельность". Согласно В.П. Копнину, под научно-исследовательской деятельностью понимается "индивидуальное научное познание, нацеленное на раскрытие внешних и внутренних связей, свойств, законов, отношений между объектами и явлениями окружающей действительности" [4]. Тогда как "учебно-исследовательская деятельность" - это понятие, включающее в себя сущностные характеристики как исследовательской, так и учебной деятельности [3]. Учебная деятельность предполагает развитие личности учащегося в процессе его взаимодействия с педагогом [5]. Таким образом, одно из отличий учебно-исследовательской от научно-исследовательской заключается в составе субъектов деятельности. В науке субъектом выступает ученый, индивидуум, а в образовании - студент под руководством преподавателя [6-8].
Развитие вузовской науки направлено на новый уровень образовательных отношений, в которых УИД студентов должна быть адаптирована к учебному процессу в вузе. Представляют интерес различные методические подходы не только к организации учебной работы студентов [9, 10], но и к исследовательской, в частности естественнонаучного профиля. К наиболее распространенным формам внеаудиторной УИД можно отнести предметные олимпиады, квесты, круглые столы, диспуты [11], проблемные лаборатории [12], конкурсы, конференции различного уровня, учебно-методические и научные семинары, междисциплинарные исследовательские работы [13].
Кроме этого, аудиторная исследовательская работа осуществляется на практических занятиях по основным дисциплинам, а также на курсах по выбору, на вариативных курсах. Например, С.И. Коурова и Н.В. Шарыпова описывают эффективные методы педагогического взаимодействия в ходе освоения спецкурса "Организация научной работы" для формирования навыков исследовательской деятельности студентов биологического, химического, географического профилей ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет" [14]. В своей статье Е.А. Соколова и Н.П. Степанова описывают опыт использования элементов УИР студентов для повышения их познавательной активности и учебной мотивации в условиях очно-дистанционного преподавания дисциплины "Общая химия. Биоорганическая химия" в ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России. Авторы показали, что формы УИРС, предлагаемые студентам, способствуют систематизации знаний и учебного материала по дисциплине, формируют навыки естественнонаучного мышления [15]. В Нижнетагильском педагогическом вузе изучение профильных химических дисциплин носит практико-ориентированный подход, при этом на занятиях студенты выполняют лабораторные работы исследовательского характера [16].
Для повышения качества образования в современных условиях быстро меняющихся компонентов образовательной среды необходим постоянный обмен опытом внутри конкретного коллектива преподавателей и педагогического сообщества в целом.
Цель исследования - обобщение и анализ методических аспектов организации УИР по химии студентов медицинского университета для улучшения качества образовательного процесса.
Материал и методы
Анализ методики организации УИД проводился на примере работы со студентами лечебно-профилактического, педиатрического и стоматологического факультетов, обучавшихся с 2019 по 2023 г. по программе специалитета на кафедре общей химии ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России (УГМУ). Студенты указанных специальностей изучают химию в течение двух семестров на I курсе, при этом в первом семестре осваивается базовый курс химии, а во втором - вариативный курс медико-химической направленности.
В рамках педагогического исследования проведено анкетирование 395 студентов с использованием онлайн-сервиса Google Forms. Анкета содержала вопросы о готовности студентов участвовать во внеаудиторной исследовательской работе, о мотивах положительного выбора или о причинах отказа от УИД. По результатам анкетирования сделан кластерный анализ и рассчитаны значения индекса I для каждой исследуемой группы.
Для определенной выборки студентов (73 человека) были проанализированы такие количественные показатели, как учебный рейтинг по химии, публикационная активность на I и последующих курсах и посчитаны коэффициенты линейной корреляции Пирсона, показывающие зависимость между указанными параметрами.
Статистическую обработку данных анкетирования студентов проводили в программе Microsoft Excel. Для установления достоверности различий использовали t-критерий Стьюдента. Различия считали достоверными при р<0,5.
Результаты и обсуждение
УИР по химии студентов УГМУ условно можно разделить на аудиторную и внеаудиторную, при этом они сочетаются и дополняют друг друга. Вариативная часть программы высшего образования специалитета позволяет вузам включать в учебный план студентов профильно ориентированные дисциплины, к числу которых относится вариативный курс по химии для студентов I курса УГМУ. Эта дисциплина изучается во втором семестре после освоения базового курса химии, часть практических занятий курса отведена на выполнение УИР [17]. Помимо этого, на кафедре организована так называемая внеаудиторная исследовательская работа студентов, проводимая параллельно учебному процессу. Эту по сути индивидуальную работу студента курирует преподаватель кафедры, выполняющий роль научного руководителя.
Немаловажное значение в привлечении студентов к самостоятельным исследованиям в дополнительное к занятиям время играют информирование и агитация. На самом первом организационном собрании первокурсники УГМУ узнают о студенческом научном обществе вуза, которое объединяет различные направления под руководством ведущих преподавателей кафедр университета. Ежегодно совет Научного общества молодых ученых и студентов (НОМУС) УГМУ организует ряд открытых мероприятий, таких как ярмарка студенческих научных кружков, международная научная конференция студентов, куда приглашаются все желающие для ознакомления с результатами учебных и научных исследований. Также популяризация и освещение исследовательской деятельности студентов и ученых УГМУ осуществляются на всех официальных онлайн-площадках и в социальных сетях, в том числе в формате видеоконтента, созданного в профессиональной видеостудии университета.
На I курсе студенты медицинского университета изучают только общеобразовательные дисциплины. Баллы за вступительный экзамен по химии являются приоритетными при ранжировании списка абитуриентов, что на фоне высокого конкурсного рейтинга обусловливает высокий интеллектуальный потенциал большинства студентов-первокурсников. Поэтому исследовательская деятельность по химии студентов-медиков органично вписывается в процесс их воспитания, развития потребности к более углубленному освоению учебного материала. УИД выступает как способ формирования мировоззрения - творческий процесс познания мира и самого себя.
Организация и проведение исследовательской работы по химии включают в себя типовые этапы, характерные как для научного, так и для учебного исследования (рис. 1).
Стоит отметить, что структура УИД будет зависеть от структуры и учебной, и исследовательской деятельности, так как эти два понятия в ней объединяются. Все это обусловлено различной тематикой исследований, поэтому каждый ученый, автор рассматривают структуру УИД в контексте своей работы. Обобщенно структуру УИД можно охарактеризовать как набор действий, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и необходимы для проведения исследования с этапа постановки цели до получения необходимых результатов [18].
Рассмотрим более подробно особенности организации и проведения каждого этапа при выполнении УИР по химии студентами УГМУ.
Этап I. Мотивация
Для качественного выполнения УИР необходим высокий уровень мотивации обучающихся. Анализ анкетирования учащихся I курса лечебно-профилактического (108 студентов, 27,3%), педиатрического (130 студентов, 32,9%), стоматологического (116 студентов, 29,4%), медико-профилактического (41 студент, 10,4%) факультетов согласуется с существующими психолого-педагогическими исследованиями [19], что позволяет выделить 8 основных мотивов к выполнению исследовательской работы, которые были указаны респондентами в анкете.
· Формально академический: студент выполняет УИР из-за желания иметь высокий рейтинг по предмету.
· Вынужденный: студент выполняет УИР под влиянием родителей или преподавателей.
· Ценностный: студент выполняет УИР из-за высокого познавательного интереса.
· Социальный: студент выполняет УИР для реализации потребности участвовать в конкурсах, конференциях.
· Профессиональный: студент выполняет УИР из-за желания сформировать портфолио для поступления в аспирантуру, ординатуру.
· Ситуативный: студент выполняет УИР для получения повышенной стипендии.
· Личностный: студент выполняет УИР для получения навыков и опыта исследовательской деятельности.
· Коммуникативный: студент выполняет УИР, поскольку имеет возможность работать в команде единомышленников.
Для начала мы зафиксировали, что среди всех опрошенных наиболее важными являются личностный (169 студентов, 69,5%), ценностный (154 студента, 63,4%), социальный (142 студента, 58,4%), профессиональный (103 студента, 42,4%) и коммуникативный (90 студентов, 37,0%) мотивы. Формально академический и ситуативный мотивы актуальны лишь для 23,5 и 25,1% студентов соответственно, а вынужденный мотив - лишь для 8,2%.
Ряд вопросов анкеты касалась причин, по которым студенты выбирают или отказываются участвовать в УИД. По результатам опроса большинство студентов (235 студентов, 59,5%) подходит к выбору исследовательской деятельности обдуманно, с четко выраженной мотивацией, логично желание продолжать подобную работу после получения первого опыта на кафедре общей химии - 169 (64,5%) студентов. Однако 160 (40,5%) студентов не хотели бы заниматься исследовательской деятельностью: поскольку "нет свободного времени" (25% опрошенных); "нет достаточных знаний по химии" (16% опрошенных); "хотели бы заниматься исследовательской деятельностью, но по другому предмету (анатомия, английский, латынь, хирургия и т. д.)" (42% опрошенных); "не интересна исследовательская деятельность" (17% опрошенных).
Далее с помощью кластерного анализа мы разделили студентов на 3 группы, исходя из итоговой оценки по базовому курсу химии, и рассчитали значения индекса I (рис. 2). В группе с "оценкой 3" - 170 (43,0%) студентов, большинство (68%) из них либо не хотят выполнять исследовательскую деятельность, либо будут ее выполнять, но важными мотивами являются формально академический (I=0,13), вынужденный (I=0,24) и коммуникативный (I=0,32). Остальные значения индекса I, отражающие силу проявления мотива, не имеют положительного значения. Отмечено, что 72% студентов из этой группы, в принципе, не планируют заниматься исследовательской деятельностью ни по какому предмету.
В группе с "оценкой 4" - 148 (37,5%) студентов. Большинство (58%) студентов из данной группы хотят выполнять исследовательскую деятельность, у них выражено большинство мотивов: личностный (I=0,34), коммуникативный (0,27), ценностный (I=0,50), социальный (I=0,26), но также формально академический (I=0,43). 28% интересуются исследовательской деятельностью, но не по химии, а по профильным предметам. При этом для ситуативного и профессионального мотивов индекс I имеет минимальные значения (I=0,18 и 0,12 соответственно).
В группе с "оценкой 5" - 77 (19,5%) студентов. Большая часть (86%) студентов данной группы хотят выполнять исследовательскую деятельность с ярко выраженными мотивами: социальным (I=0,41), профессиональным (I=0,35), ценностным (I=0,64). Такие мотивы, как вынужденный и формально академический, имеют минимальные значения (I=0,15 и 0,24 соответственно). В сравнении с другими группами индекс I ситуативного мотива имеет максимальное значение (I=0,41). Стоит отметить, что 79,2% студентов планируют продолжить исследовательскую деятельность после получения первого опыта на кафедре общей химии.
Этап II. Выбор направления исследования
Планируя исследовательскую деятельность, преподавателю - научному руководителю приходится решать непростую задачу по поиску новых сочетаний традиционных методов для решения актуальных практических задач, при этом происходит тесное взаимодействие с профильными специалистами (клиницистами, врачами по общей гигиене, эпидемиологии). Темы УИР напрямую взаимосвязаны с направлением подготовки студентов, т. е. они профильно ориентированы (см. рис. 1). Необходимо отметить, что идеология и дизайн исследования практически полностью изначально были определены преподавателем, студенты на этом этапе лишь учатся формулировать цель и задачи исследования, различать объект и предмет исследования.
Этап III. Выполнение эксперимента
Материально-технические возможности кафедры общей химии УГМУ имеют ограниченный спектр, что определяет прежде всего тематику аудиторных исследовательских работ, реализуемых на вариативном курсе и имеющих массовый характер выполнения. На кафедре общей химии УГМУ в основном применяются такие физико-химические методы анализа водных растворов, как потенциометрия, визуальная колориметрия, кондуктометрия, осмометрия, сталагмометрия, спектрофотомерия, титриметрия. Наиболее распространенные объекты исследования - лекарственные препараты (на специальности "Лечебное дело"), средства гигиены полости рта, слюна (на специальности "Стоматология"), питьевая вода, молочные смеси, каши (на специальности "Педиатрия"), продукты питания, дезинфицирующие и моющие средства (на специальности "Медико-профилактическое дело").
Внеаудиторная УИР студента носит индивидуальный характер, может выходить за рамки стен кафедры университета, т. е. осуществляться за счет межкафедрального или другого партнерского сотрудничества с клиниками или научными лабораториями.
Этап IV. Оформление результатов
По результатам УИР, дополняющих учебный процесс в рамках вариативного курса, студенты всех специальностей оформляют отчет, включающий в себя обзор литературы по теме исследования, цель, задачи, методы исследования, описание методик работы, промежуточные данные в форме таблиц, графики, диаграммы с конечными результатами, выводы. Отчет оформляется в форме документа Word по единым требованиям и предоставляется в электронном и в печатном виде. Написание отчета относится к групповой работе, при этом каждый студент проявляет разную, посильную степень участия, а также учится обобщать, структурировать экспериментальный материал, анализировать источники литературы, работать с программой Microsoft Excel. Такая форма деятельности, несомненно, способствует развитию мышления в целом.
Этап V. Представление исследовательской работы
Предварительное представление результатов исследовательской работы, выполненной на учебных занятиях, происходит в узком кругу, т. е. на семинаре в группе студентов. Задача преподавателя состоит в организации обсуждения, дискуссии, дополнения и корректировки выводов, а также формы и содержания презентации. При этом у студентов формируется очень важное умение - раскрыть суть своей работы за ограниченный промежуток времени (7 мин). Это, по сути, умение выделять главное, кратко, но емко формулировать свои мысли, грамотно оформлять слайды презентации, не перегружая их текстовой информацией, создавать красивый визуальный ряд. Этот этап, как правило, является тренировкой перед выступлением докладчика от группы на студенческой конференции или конференции более высокого уровня.