ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ХИМИИ СТУДЕНТОВ I КУРСА МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Резюме

Цель исследования - обобщение и анализ методических аспектов организации учебно-исследовательской работы (УИР) по химии студентов медицинского университета для улучшения качества образовательного процесса.

Материал и методы. Анализ методики организации учебно-исследовательской деятельности по химии проводился на примере работы со студентами лечебно-профилактического, педиатрического и стоматологического факультетов, обучавшихся с 2019 по 2023 г. по программе специалитета на кафедре общей химии ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России (УГМУ). Проведено анкетирование 395 студентов с использованием онлайн-сервиса Google Forms. Анкета содержала вопросы о мотивах участия в исследовательской работе или о причинах отказа от нее. По результатам опроса выполнен кластерный анализ и рассчитаны значения индекса проявления мотива (I) для каждой исследуемой группы. Были посчитаны коэффициенты линейной корреляции Пирсона, показывающие зависимость между количественными показателями: учебный рейтинг по химии, число публикаций студентов на I и последующих курсах.

Результаты. УИР по химии студентов I курса УГМУ встроена в учебный процесс в рамках вариативного курса, а также она включает внеаудиторную работу по индивидуальному плану под руководством преподавателей кафедры общей химии. В ходе анкетирования выявлено, что наиболее важными мотивами для выполнения внеаудиторных исследований являются личностный (169 студентов; 69,5%), ценностный (154 студента; 63,4%), социальный (142 студента; 58,4%), профессиональный (103 студента; 42,4%) и коммуникативный (90 студентов; 37,0%) мотивы. Формально академический и ситуативный мотивы актуальны лишь для 23,5 и 25,1% студентов соответственно, а вынужденный мотив - лишь для 8,2%.

Значения индекса I этих мотивов будут варьировать в зависимости от рей­тинга студентов по химии. В группе с "оценкой 3" важными мотивами являются формально академический (I=0,13), вынужденный (I=0,24), коммуникативный (I=0,32). В группе с "оценкой 4" выражено большинство мотивов: личностный (I=0,34); коммуникативный (0,27); ценностный (I=0,50); социальный (I=0,26); формально академический (I=0,43). В группе с "оценкой 5" ярко выражены социальный (I=0,41), профессиональный (I=0,35) и ценностный (I=0,64) мотивы. Вынужденный и формально академический мотивы проявлены минимально (I=0,15 и 0,24 соответственно). Среди причин отказа от участия в УИР студенты указали на отсутствие интереса к науке, свободного времени, глубоких знаний по химии. Рассчитанные коэффициенты корреляции Пирсона: между учебным рейтингом студента по химии и его публикационной активностью - 0,58; между публикационной активностью первокурсника и его публикационной активностью на старших курсах - 0,76 - свидетельствуют о средней и высокой взаимо­связи между данными параметрами.

Заключение. Исследовательская работа по химии органично вписывается в процесс обучения первокурсников УГМУ, позволяя студентам найти свое призвание - заниматься в будущем научной работой в своей профессиональной сфере.

Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность; обучение химии; медицинский университет

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Катаева Н.Н., Наронова Н.А., Ермишина Е.Ю., Голицына К.О., Белоконова Н.А. Организация учебно-исследовательской работы по химии студентов I курса медицинского университета // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2024. Т. 15, № 3. С. 22-35. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2024-15-3-22-35

Согласно Федеральному государствен­ному образовательному стандарту высшего образования (№ 988 от 12.08.2020), в ходе освоения программы специалитета студенты медицинских вузов готовятся к решению разных профессиональных задач: медицинских, научно-исследовательских и организационно-управленческих. В связи с этим целью обучения становится формирование универсальных (УК), общепрофессиональных и профессиональных компетенций (ОПК), а среди них УК‑1 (способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий), УК‑2 (способность управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла), ОПК‑11 (способность подготавливать и применять научную, научно-производственную, проектную, организационно-управленческую и нормативную документацию в системе здравоохранения), обеспечивающих в том числе готовность выпускника к научной дея­тельности.

Наиболее актуальна проблема подготовки научных кадров в условиях современной политической обстановки. Перспективной тенденцией развития высшего образования является необходимость участия вузовской науки в развитии государства и "обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования" [1].

Развитие вузовской науки связано с организацией учебно-исследовательской деятельности (УИД) студентов, а для этого необходимо создавать новые педагогические условия в образовательной среде. К основным тенденциям этого процесса относятся неразрывная связь учебной и учебно-исследовательской работы студентов, а также развитие научного познания студентов путем активизации их учебно-познавательной деятельности [1, 2].

Методология УИД описывается в работах разных современных педагогов: А.С. Обуховой, А.В. Леонтовича, А.Н. Поддъякова, Т.Л. Брославской, А.И. Савенкова, О.А. Вихорева и др., подробный структурный и содержательный анализ этого понятия проведен М.С. Галишевой и П.В. Зуевым, при этом авторы предлагают свое наиболее полное определение УИД как активного, сознательного и творческого процесса, протекающего в состоянии не­определенности, направленного на получение учащимся нового для него знания о фрагменте окружающего мира посредством применения научного метода под руководством педагога. В качестве результатов деятельности выступают знания, полученные путем исследования, новый уровень образования и новые личностные структуры учащегося, в том числе научное мышление, научное мировоззрение, субъектность, исследовательская позиция и опыт исследовательской деятельности [3].

Разграничим понятия "научно-исследовательская деятельность" и "учебно-исследовательская деятельность". Согласно В.П. Копнину, под научно-исследовательской деятельностью понимается "индивидуальное научное познание, нацеленное на раскрытие внешних и внутренних связей, свойств, законов, отношений между объектами и явлениями окружающей действительности" [4]. Тогда как "учебно-исследовательская деятельность" - это понятие, включающее в себя сущностные характеристики как исследовательской, так и учебной деятельности [3]. Учебная деятельность предполагает развитие личности учащегося в процессе его взаимодействия с педагогом [5]. Таким образом, одно из отличий учебно-исследовательской от научно-исследовательской заключается в составе субъектов деятельности. В науке субъектом выступает ученый, индивидуум, а в образовании - студент под руководством преподавателя [6-8].

Развитие вузовской науки направлено на новый уровень образовательных отношений, в которых УИД студентов должна быть адаптирована к учебному процессу в вузе. Представляют интерес различные методические подходы не только к организации учебной работы студентов [9, 10], но и к исследовательской, в частности естественнонаучного профиля. К наиболее распространенным формам внеаудиторной УИД можно отнести предметные олимпиады, квесты, круглые столы, диспуты [11], проблемные лаборатории [12], конкурсы, конференции различного уровня, учебно-методические и научные семинары, междисцип­линарные исследовательские работы [13].

Кроме этого, аудиторная исследовательская работа осуществляется на практических занятиях по основным дисциплинам, а также на курсах по выбору, на вариативных курсах. Например, С.И. Коурова и Н.В. Шарыпова описывают эффективные методы педагогического взаимодействия в ходе освоения спецкурса "Организация научной работы" для формирования навыков исследовательской деятельности студентов биологического, химического, географического профилей ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет" [14]. В своей статье Е.А. Соколова и Н.П. Степанова описывают опыт использования элементов УИР студентов для повышения их познавательной активности и учебной мотивации в условиях очно-дистанционного преподавания дисциплины "Общая химия. Биоорганическая химия" в ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России. Авторы показали, что формы УИРС, предлагаемые студентам, способствуют систематизации знаний и учебного материала по дисциплине, формируют навыки естественнонаучного мышления [15]. В Нижнетагильском педагогическом вузе изучение профильных химических дисциплин носит практико-ориентированный подход, при этом на занятиях студенты выполняют лабораторные работы исследовательского характера [16].

Для повышения качества образования в современных условиях быстро меняющихся компонентов образовательной среды необходим постоянный обмен опытом внутри конкретного коллектива преподавателей и педагогического сообщества в целом.

Цель исследования - обобщение и анализ методических аспектов организации УИР по химии студентов медицинского университета для улучшения качества образовательного процесса.

Материал и методы

Анализ методики организации УИД проводился на примере работы со студентами лечебно-профилактического, педиатрического и стоматологического факультетов, обучавшихся с 2019 по 2023 г. по программе специа­литета на кафедре общей химии ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России (УГМУ). Студенты указанных специальностей изучают химию в течение двух семестров на I курсе, при этом в первом семестре осваивается базовый курс химии, а во втором - вариативный курс медико-химической направленности.

В рамках педагогического исследования проведено анкетирование 395 студентов с использованием онлайн-сервиса Google Forms. Анкета содержала вопросы о готовности студентов участвовать во внеаудиторной исследовательской работе, о мотивах положительного выбора или о причинах отказа от УИД. По результатам анкетирования сделан кластерный анализ и рассчитаны значения индекса I для каждой исследуемой группы.

Для определенной выборки студентов (73 человека) были проанализированы такие количественные показатели, как учебный рейтинг по химии, публикационная активность на I и последующих курсах и посчитаны коэффициенты линейной корреляции Пирсона, показывающие зависимость между указанными параметрами.

Статистическую обработку данных анкетирования студентов проводили в программе Microsoft Excel. Для установления достоверности различий использовали t-критерий Стьюдента. Различия считали достоверными при р<0,5.

Результаты и обсуждение

УИР по химии студентов УГМУ условно можно разделить на аудиторную и внеаудиторную, при этом они сочетаются и дополняют друг друга. Вариативная часть программы высшего образования специалитета позволяет вузам включать в учебный план студентов профильно ориентированные дисциплины, к числу которых относится вариативный курс по химии для студентов I курса УГМУ. Эта дисциплина изучается во втором семестре после освоения базового курса химии, часть практических занятий курса отведена на выполнение УИР [17]. Помимо этого, на кафедре организована так называемая внеаудиторная исследовательская работа студентов, проводимая параллельно учебному процессу. Эту по сути индивидуальную работу студента курирует преподаватель кафедры, выполняющий роль научного руководителя.

Немаловажное значение в привлечении студентов к самостоятельным исследованиям в дополнительное к занятиям время играют информирование и агитация. На самом первом организационном собрании первокурс­ники УГМУ узнают о студенческом научном обществе вуза, которое объединяет различные направления под руководством ведущих преподавателей кафедр университета. Ежегодно совет Научного общества молодых ученых и студентов (НОМУС) УГМУ организует ряд открытых мероприятий, таких как ярмарка студенческих научных кружков, международная научная конференция студентов, куда приглашаются все желающие для ознакомления с результатами учебных и научных исследований. Также популяризация и освещение исследовательской деятельности студентов и ученых УГМУ осуществляются на всех официальных онлайн-площадках и в социальных сетях, в том числе в формате видеоконтента, созданного в профессиональной видеостудии университета.

На I курсе студенты медицинского университета изучают только общеобразовательные дисциплины. Баллы за вступительный экзамен по химии являются приоритетными при ранжировании списка абитуриентов, что на фоне высокого конкурсного рейтинга обусловливает высокий интеллектуальный потенциал большинства студентов-первокурсников. Поэтому исследовательская деятельность по химии студентов-медиков органично вписывается в процесс их воспитания, развития потребности к более углубленному освоению учебного материала. УИД выступает как способ формирования мировоззрения - творческий процесс познания мира и самого себя.

Организация и проведение исследовательской работы по химии включают в себя типовые этапы, характерные как для научного, так и для учебного исследования (рис. 1).

Стоит отметить, что структура УИД будет зависеть от структуры и учебной, и исследовательской деятельности, так как эти два понятия в ней объединяются. Все это обусловлено различной тематикой исследований, поэтому каждый ученый, автор рассматривают структуру УИД в контексте своей работы. Обобщенно структуру УИД можно охарактеризовать как набор действий, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и необходимы для проведения исследования с этапа постановки цели до получения необходимых результатов [18].

Рассмотрим более подробно особенности организации и проведения каждого этапа при выполнении УИР по химии студентами УГМУ.

Этап I. Мотивация

Для качественного выполнения УИР необходим высокий уровень мотивации обучающихся. Анализ анкетирования учащихся I курса лечебно-профилактического (108 студентов, 27,3%), педиатрического (130 студентов, 32,9%), стоматологического (116 студентов, 29,4%), медико-профилактического (41 студент, 10,4%) факультетов согласуется с существующими психолого-педагогическими исследованиями [19], что позволяет выделить 8 основных мотивов к выполнению исследовательской работы, которые были указаны респондентами в анкете.

· Формально академический: студент выполняет УИР из-за желания иметь высокий рейтинг по предмету.

· Вынужденный: студент выполняет УИР под влиянием родителей или преподавателей.

· Ценностный: студент выполняет УИР из-за высокого познавательного интереса.

· Социальный: студент выполняет УИР для реализации потребности участвовать в конкурсах, конференциях.

· Профессиональный: студент выполняет УИР из-за желания сформировать портфолио для поступления в аспирантуру, ординатуру.

· Ситуативный: студент выполняет УИР для получения повышенной стипендии.

· Личностный: студент выполняет УИР для получения навыков и опыта исследовательской деятельности.

· Коммуникативный: студент выполняет УИР, поскольку имеет возможность работать в команде единомышленников.

Для начала мы зафиксировали, что среди всех опрошенных наиболее важными являются личностный (169 студентов, 69,5%), ценностный (154 студента, 63,4%), социальный (142 студента, 58,4%), профессиональный (103 студента, 42,4%) и коммуникативный (90 студентов, 37,0%) мотивы. Формально академический и ситуативный мотивы актуальны лишь для 23,5 и 25,1% студентов соответственно, а вынужденный мотив - лишь для 8,2%.

Ряд вопросов анкеты касалась причин, по которым студенты выбирают или отказываются участвовать в УИД. По результатам опроса большинство студентов (235 студентов, 59,5%) подходит к выбору исследовательской деятельности обдуманно, с четко выраженной мотивацией, логично желание продолжать подобную работу после получения первого опыта на кафедре общей химии - 169 (64,5%) студентов. Однако 160 (40,5%) студентов не хотели бы заниматься исследовательской деятельностью: поскольку "нет свободного времени" (25% опрошенных); "нет достаточных знаний по химии" (16% опрошенных); "хотели бы заниматься исследовательской деятельностью, но по другому предмету (анатомия, английский, латынь, хирургия и т. д.)" (42% опрошенных); "не интересна исследовательская деятельность" (17% опрошенных).

Далее с помощью кластерного анализа мы разделили студентов на 3 группы, исходя из итоговой оценки по базовому курсу химии, и рассчитали значения индекса I (рис. 2). В группе с "оценкой 3" - 170 (43,0%) студентов, большинство (68%) из них либо не хотят выполнять исследовательскую деятельность, либо будут ее выполнять, но важными мотивами являются формально академический (I=0,13), вынужденный (I=0,24) и коммуникативный (I=0,32). Остальные значения индекса I, отражающие силу проявления мотива, не имеют положительного значения. Отмечено, что 72% студентов из этой группы, в принципе, не планируют заниматься исследовательской деятельностью ни по какому предмету.

В группе с "оценкой 4" - 148 (37,5%) студентов. Большинство (58%) студентов из данной группы хотят выполнять исследовательскую деятельность, у них выражено большинство мотивов: личностный (I=0,34), коммуникативный (0,27), ценностный (I=0,50), социальный (I=0,26), но также формально академический (I=0,43). 28% интересуются исследовательской деятельностью, но не по химии, а по профильным предметам. При этом для ситуативного и профессионального мотивов индекс I имеет минимальные значения (I=0,18 и 0,12 соответственно).

В группе с "оценкой 5" - 77 (19,5%) студентов. Большая часть (86%) студентов данной группы хотят выполнять исследовательскую деятельность с ярко выраженными мотивами: социальным (I=0,41), профессиональным (I=0,35), ценностным (I=0,64). Такие мотивы, как вынужденный и формально академический, имеют минимальные значения (I=0,15 и 0,24 соответственно). В сравнении с другими группами индекс I ситуативного мотива имеет максимальное значение (I=0,41). Стоит отметить, что 79,2% студентов планируют продолжить исследовательскую деятельность после получения первого опыта на кафедре общей химии.

Этап II. Выбор направления исследования

Планируя исследовательскую деятельность, преподавателю - научному руководителю приходится решать непростую задачу по поиску новых сочетаний традиционных методов для решения актуальных практических задач, при этом происходит тесное взаимодействие с профильными специалистами (клиницистами, врачами по общей гигиене, эпидемиологии). Темы УИР напрямую взаимосвязаны с направлением подготовки студентов, т. е. они профильно ориентированы (см. рис. 1). Необходимо отметить, что идеология и дизайн исследования практически полностью изначально были определены преподавателем, студенты на этом этапе лишь учатся формулировать цель и задачи исследования, различать объект и предмет исследования.

Этап III. Выполнение эксперимента

Материально-технические возможности кафедры общей химии УГМУ имеют ограниченный спектр, что определяет прежде всего тематику аудиторных исследовательских работ, реализуемых на вариативном курсе и имеющих массовый характер выполнения. На кафедре общей химии УГМУ в основном применяются такие физико-химические методы анализа водных растворов, как потенциометрия, визуальная колориметрия, кондуктометрия, осмометрия, сталагмометрия, спектрофотомерия, титриметрия. Наиболее распространенные объекты исследования - лекарственные препараты (на специальности "Лечебное дело"), средства гигиены полости рта, слюна (на специальности "Стомато­логия"), питьевая вода, молочные смеси, каши (на специальности "Педиатрия"), продукты питания, дезинфицирующие и моющие средства (на специальности "Медико-профилактическое дело").

Внеаудиторная УИР студента носит индивидуальный характер, может выходить за рамки стен кафедры университета, т. е. осуществляться за счет межкафедрального или другого партнерского сотрудничества с клиниками или научными лабораториями.

Этап IV. Оформление результатов

По результатам УИР, дополняющих учебный процесс в рамках вариативного курса, студенты всех специальностей оформляют отчет, включающий в себя обзор литературы по теме исследования, цель, задачи, методы исследования, описание методик работы, промежуточные данные в форме таблиц, графики, диаграммы с конечными результатами, выводы. Отчет оформляется в форме документа Word по единым требованиям и предоставляется в электронном и в печатном виде. Написание отчета относится к групповой работе, при этом каждый студент проявляет разную, посильную степень участия, а также учится обобщать, структурировать экспериментальный материал, анализировать источники литературы, работать с программой Microsoft Excel. Такая форма деятельности, несомненно, способствует развитию мышления в целом.

Этап V. Представление исследовательской работы

Предварительное представление результатов исследовательской работы, выполненной на учебных занятиях, происходит в узком кругу, т. е. на семинаре в группе студентов. Задача преподавателя состоит в организации обсуждения, дискуссии, дополнения и корректировки выводов, а также формы и содержания презентации. При этом у студентов формируется очень важное умение - раскрыть суть своей работы за ограниченный промежуток времени (7 мин). Это, по сути, умение выделять главное, кратко, но емко формулировать свои мысли, грамотно оформлять слайды презентации, не перегружая их текстовой информацией, создавать красивый визуальный ряд. Этот этап, как правило, является тренировкой перед выступлением докладчика от группы на студенческой конференции или конференции более высокого уровня.

Студенческая конференция по итогам УИР проходит в дистанционном формате, онлайн, в часы, отведенные на последнем лекционном занятии вариативного курса химии. Заслушивается от 10 до 12 докладов студентов, присутствует большинство преподавателей кафедры, что служит залогом интересных обсуждений, разнообразных вопросов, советов по дальнейшему развитию темы исследований. Особо выдающиеся работы могут быть рекомендованы для участия в международной конференции, организованной советом НОМУС УГМУ.

Индивидуальные исследовательские работы по химии в подавляющем большинстве случаев ежегодно представляются на конференциях регионального, всероссийского и международного уровней и оформляются в форме тезиса доклада в сборнике материалов конференции или статьи в журнале. В табл. 1 приведены основные показатели исследовательской работы студентов, организованной на кафедре общей химии УГМУ с 2019 по 2023 г.

Наиболее важным результатом УИД по химии студентов I курса, помимо фактических достижений в виде публикаций, участия в конкурсах, конференциях, проектах, грантах, можно отнести профессиональный рост и вовлеченность студента в дальнейшие исследования по профильным дисциплинам и направлениям. Поэтому представляет интерес взаимосвязь между учебным рейтингом студента по химии на I курсе, его публикационной активностью на I курсе и последующими научными достижениями на старших курсах в виде научных публикаций в журналах медицинской направленности. Для анализа были выбраны 73 студента лечебно-профилактического, педиатрического, стоматологического, медико-профилактического факультетов, обучавшихся в 2019-2023 гг. (табл. 2).

Выявлено, что лишь 8% первокурсников оформляют тезисы докладов по итогам УИР по химии, например для участия в студенческой конференции, организованной студенческим научным обществом УГМУ с марта по апрель текущего года. Однако уже на II курсе 23% студентов удается оформить доклады на конференцию и поучаствовать в ней с результатами исследовательской деятельности по химии.

Для каждого студента в исследуемой выборке была рассчитана индивидуальная публикационная активность за время обучения в УГМУ: 51% студентов имеют в среднем 1 пуб­ликацию в 3 года; 37% студентов - 1 публикацию в 2 года; 11% студентов - 1 публикацию в год; 1% студентов - более 1 публикации в год. Выявлено, что 51% студентов продолжают исследовательскую деятельность на старших курсах.

Коэффициент линейной корреляции Пирсона между учебным рейтингом студента по химии и публикационной активностью по результатам исследовательской деятельности на I курсе составляет 0,58, а между публикационной активностью на I и на старших курсах - 0,76, что показывает среднюю и высокую взаимосвязь по шкале Чеддока между исследуемыми параметрами.

Заключение

УИД студентов - неотъемлемая часть образовательного процесса в УГМУ, осуществляющем миссию развития системы здравоохранения региона в частности и страны в целом через становление интеллектуальной элиты медиков. Исследовательская работа по химии гармонично вписывается в процесс обучения первокурсников УГМУ. Образовательный процесс, организованный на кафедре общей химии, позволяет абсолютно всем студентам-первокурсникам поучаствовать в УИР в рамках освоения вариативного курса по химии во втором семестре, т. е. после освоения базового курса химии.

В ходе кластерного анализа было выявлено, что к участию во внеаудиторной УИР готовы студенты, для которых наиболее значимыми мотивами к исследовательской работе являются ценностный, социальный и формально академический, при этом индекс I этих мотивов будет варьировать в зависимости от рейтинга студентов по химии. Среди причин отказа респондентов от дальнейшего участия в УИР были указаны отсутствие интереса к науке, свободного времени, глубоких знаний по химии. Часть респондентов из этой группы предпочли бы исследовательскую деятельность по другим образовательным дисциплинам.

УИД по химии носит экспериментальный характер, что позволяет получать субъективно новые результаты, не имеющие высокой значимости для науки, но данный вид деятельности позволяет студентам пройти все основные этапы исследовательской работы, характерные для научного исследования. При этом студенты приобретают навыки постановки цели, задач исследования, выполнения эксперимента, оформления и представления результатов работы. Эти этапы можно отнести к первым шагам в науке, которые позволяют талантливым студентам найти свое призвание к научной работе.

Рассчитанные коэффициенты корреляции Пирсона между учебным рейтингом студента по химии и его публикационной активностью - 0,58; между публикационной активностью первокурсника и его публикационной активностью на старших курсах - 0,76, показывают среднюю и высокую взаимосвязь между данными параметрами. Таким образом, можно констатировать существенную значимость УИД первокурсников по химии для содействия профессиональному росту и погружению в научную деятельность.

Литература

1. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/

2. Евдокимова А.И. Цифровая трансформация учебно-познавательной деятельности студентов как индикатор развития вузовской науки // Человеческий капитал. 2021. № 9. С. 46-56. DOI: https://doi.org/10.25629/HC.2021.09.04

3. Галишева М.С., Зуев П.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника: структурная модель и формулировка понятия // Педагогическое образование в России. 2019. № 6. С. 6-18. DOI: https://doi.org/110.26170/po19-06-01

4. Копнин В.П. Гносеологические и логические основы науки. Москва : Мысль, 1974. 568 с.

5. Журкина М.И. Различные подходы к определению понятия "учебно-исследовательская деятельность учащихся" // Молодой ученый. 2019. № 19. С. 348-351.

6. Жанбурбаева А.М. Структура учебно-исследовательской деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 234-236. DOI: https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00742

7. Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся // Школьные технологии. 2006. № 5. С. 63-71.

8. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Москва : Прометей, 2006. 224 с.

9. Ермишина Е.Ю., Наронова Н.А., Катаева Н.Н., Голицына К.О., Белоконова Н.А. Оптимизация педагогического процесса при обучении химии студентов первого курса Уральского государственного медицинского университета // Открытое образование. 2023. Т. 27, № 5. С. 23-32. DOI: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-5-23-32

10. Ермишина Е.Ю., Катаева Н.Н., Медведева О.М., Голицына К.О., Белоконова Н.А. Анализ различных методических подходов к организации итогового контроля по химии для студентов медицинского университета в ходе реализации ФГОС-3 // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 3 (47). С. 85-95. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-3-85-95

11. Савченко Е.А. Профессиональное воспитание будущих специалистов в образовательном процессе вуза // Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 3. С. 205-208.

12. Ляпина О.А., Жукова Н.В., Алямкина Е.А. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в рамках химического образования // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 4. С. 92-94.

13. Ермишина Е.Ю., Белоконова Н.А., Наронова Н.А., Яковлева Р.В. Изучение показателей сформированности исследовательской компетенции студентов I курса УГМА - участников НИРС // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 3. С. 49-52.

14. Коурова С.И., Шарыпова Н.В., Павлова Н.В. Система научно-исследовательской деятельности студентов по биологии, географии и химии с учетом инновационных тенденций в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. С. 206.

15. Соколова Е.А., Степанова Н.П. Учебно-исследовательская работа студентов медицинского университета в условиях очно-дистанционного изучения курса химии // Вестник педагогических наук. 2021. № 7. С. 51-55.

16. Катаева Н.Н., Раскатова Е.А. Практико-ориентированный подход в естественно-научном образовании // Педагогические науки. 2009. № 6. С. 130-132.

17. Катаева Н.Н., Наронова Н.А., Белоконова Н.А. Взаимосвязь базового и вариативного курсов химии в медицинском вузе // Инновационные технологии в фармации : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 100-летию со дня образования кафедры фармакологии Иркутского государственного медицинского университета, Иркутск, 06 июня 2022 года / под общ. ред. Е.Г. Приваловой. Вып. 9. Иркутск : Иркутский государственный медицинский университет, 2022. С. 17-20.

18. Плуталова С.С., Халатян К.А. Учебно-исследовательская деятельность как средство активизации учебной деятельности учащихся // Вопросы педагогики. 2019. № 6-1. С. 115-117.

19. Лапин П.М., Балезина Е.А. Мотивация студентов к выполнению научно-исследовательской работы и ее связь с установкой на построение академической карьеры в вузе // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социо­логия. 2021. № 4. С. 662-672. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-4-662-672

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»