ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Резюме

В данной статье описаны этапы разработки и внедрения предпринимательского трека в рамках образовательной модели "Индивидуальные образовательные траектории" (ИОТ) для обучающихся по специальности "Лечебное дело" ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет). Цель проекта - формирование предпринимательских компетенций у студентов. "Предпринимательский трек" основан на компетентностном подходе и междисциплинарности с акцентом на интеграцию биомедицинских и экономических знаний. Реализация ИОТ демонстрирует улучшение профессиональных качеств студентов за счет увеличения их конкурентоспособности и предпринимательской активности. В настоящей работе продемонстрировано, что студенты, обучающиеся на "Предпринимательском треке", активно включаются в предпринимательскую деятельность и успешно применяют полученные знания для создания новых проектов в области биомедицины и здравоохранения.

Ключевые слова:индивидуальная образовательная траектория; предпринимательство; медицинское образование; компетентностный подход; междисциплинарное обучение

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Бордовский С.П., Волчкова Е.А., Романова Ю.А., Панченко А.А., Лутохина Ю.А., Рубцов М.А., Литвинова Т.М., Волель Б.А. Индивидуальная образовательная траектория как инструмент формирования предпринимательских компетенций у студентов медицинского вуза // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2024. Т. 15, № 3. С. 8-20. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2024-15-3-8-20

В настоящее время одной из ключевых задач в образовательной сфере Российской Федерации является подготовка квалифицированных медицинских кадров. Это связано с переходом медицинского образования на новые стандарты обучения и непрерывное образование [1]. Однако текущая линейная модель обучения не способствует раскрытию индивидуального потенциала обучающихся.

В контексте возрастающей конкуренции на рынке труда и высоких требований к квалификации молодых специалистов рыночные условия диктуют необходимость в приобретении дополнительных компетенций. Формирование предпринимательских компетенций у студентов медицинских вузов является неотъемлемым аспектом современного медицинского образования. Это обусловлено тем, что сфера здравоохранения активно развивается и трансформируется под воздействием новейших технологий и инноваций в управлении и финансировании. В медицине новые технологии быстро внедряются в реальную практику, преобразуя традиционные подходы к лечению и диагностике. Искусственный интеллект помогает в анализе медицинских данных, предоставляя врачам поддержку в принятии решений и персонализированной терапии. Био- и нанотехнологии открывают новые горизонты в лекарственной терапии и регенеративной медицине [2]. Медицинские работники сталкиваются с необходимостью не только применять передовые знания в своей практике, но и эффективно управлять изменениями, развивать и внедрять новшества для повышения качества диагностики и лечения заболеваний, а также для ухода за пациентами [3]. Понимание современным врачом основ предпринимательства, включая элементы маркетинга, менеджмента и экономики, становится критически важным для поддержания конкурентоспособности и успешности в профессии. В условиях расширения частного сектора в медицине [4] врачам все более необходимы навыки, которые позволяют им не просто оказывать медицинские услуги, но и эффективно вести частную практику. Кроме того, междисциплинарные и универсальные компетенции, такие как умение работать в команде с различными специалистами и понимание бизнес-процессов, напрямую влияют на качество и доступность медицинской помощи. В совокупности эти факторы делают основы предпринимательства важным компонентом подготовки медицинских специалистов нового поколения. Один из возможных подходов к решению этой задачи заключается в модификации учебного процесса в направлении индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) обучающихся. Следует отметить, что концепция индивидуализации обучения не является принципиально новым трендом. Однако построение образовательных треков в случае перехода к ИОТ подразумевает возможность для обучающихся самостоятельно формировать свой персональный трек обучения с помощью обеспечения выбора содержательной, деятельностной и процессуальной областей образовательного маршрута [5].

Цель - анализ заинтересованности студентов ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (далее - Сеченовский Университет), обучающихся по специальности "Лечебное дело", в получении компетенций, предлагаемых предпринимательским треком ИОТ, а также оценка влияния внедрения нового трека ИОТ на формирование предпринимательских компетенций у студентов.

Материал и методы

На базе Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского Сеченовского Университета среди групп обучающихся II-VI курсов III-ХI семестров по направлениям "Персонализированная медицина", "Врач-исследователь", "Научно-исследовательская деятельность" специальности "Лечебное дело" для формирования предпринимательских компетенций в рамках реализации образовательной модели, получившей название "Индивидуальные образовательные траектории" (ИОТ), были сформированы предпринимательский и исследовательский треки обучения. В данной работе подробно разобраны структура (рис. 1) и результаты внедрения предпринимательского трека.

Внедрение предпринимательского трека ИОТ проходило в несколько этапов. Сначала были созданы банк дисциплин трека (элективы), программы дополнительного профессионального образования (ДПО), а также программы стажировок и предпринимательских практик. При разработке образовательных программ мы применяли компетентностный подход, который ориентирован на формирование и развитие предпринимательских компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности в современных условиях. Для разработки междисциплинарных образовательных программ и развития дополнительных компетенций студентов были привлечены эксперты - представители реального сектора экономики и институтов развития РФ, а именно: специа­листы из биомедицинского кластера Сколково, Московского центра инновационных технологий в здравоохранении, Института лидерства и управления здравоохранением Сеченовского Университета.

Отдельно следует остановиться на проектировании модели, в рамках которой обучающийся совершает свой выбор. Нами был применен метод массового выбора отдельных элементов трека обучающимися с включением элементов модели "кто первый", которая подразумевает под собой открытие выбора обучающимися на соответствующие их желаниям направления дополнительного профессионального образования, пока есть свободные места. Для создания бесшовной интеграции ИОТ в существующий общий образовательный процесс использовались инструменты автоматизации "БИТ.ВУЗ" и "Битрикс24" в едином цифровом контуре Сеченовского Университета.

Для реализации учебной и производственной практики было решено сконцентрировать внимание на следующих аспектах предпринимательской деятельности в биомедицинских технологиях: основы предпринимательства в медицине, участие в разработке бизнес-модели для стартапа в области здравоохранения, инструменты для проведения анализа рынка медицинского продукта или услуги, изучение основ медицинского маркетинга, подготовка и презентация инвестиционного предложения для потенциальных инвесторов, участие в привлечении грантовых средств на развитие проекта (табл. 1).

Из табл. 1 видно, что для каждого курса отдельно сформирована содержательная часть проекта с большим наполнением теоретическими основами ведения бизнес-проектов для младших курсов обучения (например, "Методология управления проектами") с изучением основных концепций ведения тайм-менеджмента в предпринимательской среде ("Контроль сроков выполнения задач", "Распределение обязанностей в команде"), с изучением правильного ведения документации в медицинской бизнес-среде ("Оформ­ление документов", "Лицензирование", "Патентование"). В то же время студентам выпускных курсов (IХ-ХI семестра обучения) предлагалось изучить программу данного образовательного трека с большим уклоном в практическую часть, то есть с возможностью изучить структуру медицинского маркетинга посредством самостоятельной подготовки инвестиционных питч-презентаций.

С целью повышения информированности обучающихся относительно возможностей ИОТ и повышения их вовлеченности проводились специальные подготовительные мероприятия, на которых были представлены основные цели и возможности внедряемого трека, изложена основная концепция ИОТ. Были организованы демо-день "Индивидуальные образовательные траектории", медицинский марафон "МедСтарт - траектория успеха", день открытых дверей "Индивидуальные образовательные траектории", а также проведены экскурсии к индустриальным партнерам проекта и индивидуальные консультации по карьерным перспективам с кураторами треков.

Для оценки удовлетворенности студентов результатами обучения на предпринимательском треке ИОТ в конце учебного года было проведено анкетирование (см. приложение 1), в котором приняли участие 120 респондентов. Для оценки эффективности мероприятий, направленных на повышение информированности обучающихся о возможностях ИОТ, также было проведено анкетирование с участием 379 респондентов (см. приложение 2). Опросы были анонимными и проводились с помощью сервиса Google-формы. Все участники опроса дали предварительное согласие на участие в исследовании и на обработку данных.

Результаты и обсуждение

Общее количество студентов, которые приняли участие в ИОТ, составило 466 человек. Из них 219 (47,0%) студентов зашли на предпринимательский трек ИОТ, а 247 (53%) студентов приняли решение обучаться в рамках исследовательского трека ИОТ. Наблюдалось следующее количественное распределение обучающихся предпринимательского трека по курсам (рис. 2): II курс обучения - 13 (6%) человек, III курс - 19 (8,6%), IV курс - 13 (6%), V курс - 46 (21%), VI курс - 128 (58,4%).

При записи студентов на треки ИОТ отмечена интересная тенденция: распределение по трекам оказалось "зеркальным" в рамках студентов одного и того же курса. Студенты на младших курсах в подавляющем большинстве выбирали исследовательскую траекторию, но в дальнейшем по мере приближения к окончанию университета наблюдается тенденция роста числа студентов, заинтересованных в получении предпринимательских компетенций (рис. 3). Практически 80% обучающихся предпринимательского трека - студенты V и VI курсов. Это отражает потребность в знаниях в сфере предпринимательства для успешной профессиональной реализации молодого специалиста - 75% прошедших опрос обучающихся согласились с утверждением, что предпринимательские компетенции важны для современного врача.

За период реализации ИОТ (с 01.09.2023 по настоящее время) 145 (66,2%) обучающихся прошли регистрацию и приняли участие как слушатели акселерационной программы Sechenov Tech, из них 16 (7,3%) человек представили собственные проекты. 5 (2,3%) студентов стали победителями грантовой программы Фонда содействия инновациям и смогли привлечь первые инвестиции на развитие собственных проектов. Более того, дисциплину предпринимательского трека "Телемедицинские сервисы" успешно завершили 167 (76,3%) человек, дисциплину "Генетические продукты научно-популярного пользования" освоили 139 (63,5%) студентов, а 68 (31,1%) обучающихся успешно прошли практическую программу по созданию и развитию медицинского продукта или услуги в рамках производственной практики по теме "Customer development". На данный момент программы повышения квалификации, предлагаемые к освоению в рамках предпринимательского трека "Медицинский стартап с нуля", прошел 31 (14,2%) студент, "Молодежное предпринимательство" - 11 (5%) студентов, а курс "Привлечение грантов" завершили 17 (7,6%) студентов. Все эти программы были реализованы на базе Сеченовского Университета с привлечением экспертов Московского центра инновационных технологий в здравоохранении, Института лидерства Сеченовского Университета и биомедицинского кластера Сколково.

Полученные в ходе обучения на предпринимательском треке навыки необходимы для успешного ведения профессиональной деятельности в будущем. В результате анализа опыта акселерационной программы Сеченовского Университета Sechenov Tech разработка образовательной программы предпринимательского трека базировалась на гипотезе, что, принимая участие в акселерационных программах и специализированных курсах, студенты могут повысить свои шансы на успешную реализацию в профессиональной сфере, в том числе в рамках предпринимательской деятельности. В 2023 г. воронка обучающихся и проектов для участия в трех сезонах акселерационных программ выглядела следующим образом: из более чем 2500 обучающихся, ознакомившихся с основами предпринимательской деятельности в рамках образовательных дисциплин и мероприятий институтов, более 1000 (>40%) обучающихся приняли участие в акселерационных программах Сеченовского Университета, из сформированных ими проектов 198 (~8%) получили нефинансовые меры поддержки, 80 (40,4%) из которых являются резидентами Клуба предпринимателей Сеченовского Университета. Всего проектами в рамках трех сезонов акселератора Sechenov Tech было привлечено 26 млн рублей грантовой поддерж­ки и 40 млн рублей венчурной поддержки на дальнейшее развитие. По итогу трех сезонов годовая выживаемость проектов составляет 60 (31%) из 190 проектов.

По результатам отбора лучших практик образовательных организаций высшего образования - участников программы стратегического академического лидерства "Приоритет‑2030", проведенных ФГАНУ "Социоцентр" совместно с Минобрнауки России в 2024 г., акселерационная программа Сеченовского Университета Sechenov Tech стала финалистом в номинации "Лучшая практика системы управления научно-исследовательской и инновационной политик" [6].

Результаты, полученные в ходе внед­рения образовательной модели ИОТ, подтверждают нашу гипотезу: "Предпринимательский трек" не только стимулирует интерес учащихся к специализированным образовательным курсам, но и повышает уровень их вовлеченности в предпринимательскую деятельность. По результатам опроса студентов, завершивших год обучения на треке, 89% отметили, что хотели бы в дальнейшем заниматься предпринимательством в сфере медицины. Это, в свою очередь, способствует росту вовлеченности студентов в проектную деятельность Сеченовского Университета за счет обучающихся предпринимательского трека, запускающих собственные проекты в биомедицинской сфере или принимающих участие в реализации проектов университета. По результатам опроса в проектную деятельность во время обучения на треке был вовлечен 61% обучающихся. Опыт акселератора Sechenov Tech и "Предпринимательского трека" ИОТ демонстрирует важность практического применения полученных теоретических знаний и разработки навыков, которые необходимы для инициирования и реализации инновационных проектов в условиях рыночной экономики.

Внедрение предпринимательского трека в ИОТ в Сеченовском Университете оказалось значимым шагом в сторону усиления предпринимательских компетенций студентов. Наши результаты согласуются с выводами исследования Р.Л. Корчагина (2021) [7], который подчеркивает важность академического технологического предпринимательства в российских университетах и его способность стимулировать макроэкономический рост через инновационные стартапы. Однако, в отличие от исследования Р.Л. Корчагина (2021), в нашей модели наибольшую активность проявили студенты старших курсов, что можно объяс­нить большей мотивацией и готовностью к интеграции в профессиональное сообщество к моменту окончания учебы. Этот аспект требует дополнительного анализа в будущих исследованиях, чтобы определить, как образовательный процесс на младших курсах медицинских вузов может быть модифицирован для стимулирования интереса и участия студентов в предпринимательской деятельности. По всей видимости, студенты младших курсов в меньшей степени интегрированы в профессиональную среду и не до конца понимают сферу применения предпринимательских компетенций. Мы видим возможные пути решения этой проблемы в активном информировании студентов о возможностях предпринимательского трека ИОТ. По результатам опроса контингента, проведенного перед распределением студентов на треки ИОТ, о том, какие именно подготовительные мероприятия оказались наиболее полезными в рамках принятия решения о выборе будущего трека, из 379 опрошенных 51 (13,5%) студент выбрал демо-день и день открытых дверей ИОТ, 51 (13,5%) студент выбрал медицинский марафон "МедСтарт", и 104 (27,4%) студента сообщили, что больше всего им помогло общение с экспертами, а 173 (45,6%) студента выбрали сторонние рекомендации. В перспективе возможно проведение отдельных информационных мероприятий для студентов младших курсов.

Результаты внедрения предпринимательского трека ИОТ показали, что значительная часть студентов проявила активность и достигла успеха в освоении предпринимательских дисциплин, что созвучно с результатами исследования О.В. Сагиновой (2017) [8], в котором подчеркивается влияние проектного обучения на развитие предпринимательских навыков студентов. Также стоит отметить значительную роль партнерства с предприятиями, организованного на базе реальных заказов от предпринимательских структур. Взаимодействие с реальными экономическими субъектами обеспечило студентам не только теоретические знания, но и практические навыки, что способствовало их успешному вхождению в профессиональное сообщество и увеличению их шансов на трудоустройство после выпуска.

Исследование, посвященное формированию университета предпринимательского типа в Казахстане [9], подчеркивает важность создания интегрированной образовательной среды, которая способствует развитию предпринимательских навыков студентов. Это напрямую связано с нашими результатами, которые показывают, что ИОТ может эффективно интегрироваться в медицинские вузы, поддерживая студентов в развитии не только медицинских, но и предпринимательских компетенций. Опыт Казахстана подтверждает, что такие программы могут быть успешными в различных культурно-экономических условиях, что делает их потенциально применимыми в широком международном контексте.

Другое исследование [10], ориентированное на развитие академического технологического предпринимательства в России, выявляет необходимость поддержки стартапов в университетской среде. В нашем контексте интеграция предпринимательского трека в учебные планы медицинского вуза способствует созданию нового типа стартапов, ориентированных на здравоохранение. Это исследование показывает, что такие проекты могут привлекать инвестиции и способствовать коммерциализации разработок, что важно для стимулирования инновационной активности и развития экономики на основе знаний.

Помимо этого, в большинстве исследований подчеркивается положительное влияние ИОТ на академическую и профессиональную успеваемость студентов. Например, исследование комплексных траекторий в высшем образовании показывает, что индивидуальные образовательные подходы могут способствовать уменьшению времени до окончания обучения, улучшению академической успеваемости и сокращению числа студентов, прекращающих обучение [11, 12].

В целом интеграция предпринимательского трека в рамках ИОТ демонстрирует значительные успехи в подготовке студентов к более осознанному выбору профессионального пути и дает им конкурентное преимущество благодаря умению сочетать медицинские знания с предпринимательскими навыками. Это, в свою очередь, способствует формированию кадрового потенциала, способного вносить существенный вклад в развитие отечественного здравоохранения и инновационного предпринимательства в медицине.

Заключение

Предпринимательский трек ИОТ представляет собой эффективный инструмент для развития предпринимательских компетенций у обучающихся. Это достигается через создание устойчивой образовательной экосистемы, где внеучебные мероприятия играют ключевую роль в формировании навыков, необходимых для предпринимательской деятельности. Студенты старших курсов продемонстрировали высокую заинтересованность в обучении на предпринимательском треке ИОТ. Программа трека позволяет студентам овладеть базовыми предпринимательскими компетенциями, применять полученные теоретические знания на практике, а также способствует развитию лидерских качеств, креативности и умению генерировать инновационные идеи, что служит фундаментом для успешного предпринимательства в сфере биомедицины в условиях современной экономики

Приложение 1

Анкета для обучающихся, принимавших участие в проекте "Индивидуальные образовательные траектории (ИОТ): предпринимательский трек"

Укажите ваш курс:________.

Оцените по шкале от 1 до 4 свое согласие со следующими утверждениями (1 - абсолютно не согласен; 2 - скорее не согласен; 3 - скорее согласен; 4 - полностью согласен):

1. Предпринимательские компетенции важны для современного врача.

Абсолютно не согласен.

Скорее не согласен.

Скорее согласен.

Полностью согласен.

2. В процессе обучения на предпринимательском треке ИОТ я приобрел(-а) компетенции, которые позволяют заниматься предпринимательством в биомедицинской сфере.

3. В процессе обучения на предпринимательском треке ИОТ у меня была возможность применять полученные теоретические знания на практике.

4. После окончания медицинского университета я планирую заниматься предпринимательской деятельностью.

5. В процессе обучения на предпринимательском треке у меня была возможность заниматься проектной деятельностью.

Оцените свои впечатления от участия в проекте "ИОТ: предпринимательский трек" в целом по шкале от 1 до 5 (1 - совсем не понравилось; 5 - очень понравилось).

Приложение 2

Анкета для обучающихся - оценка эффективности мероприятий, направленных на повышение информированности обучающихся о возможностях индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ)

1. Перечисленные ниже мероприятия помогли как-то повлиять на ваш выбор образовательной траектории? Если да, отметьте те мероприятия, которые способствовали вашему решению.

День открытых дверей ИОТ.

Медицинский марафон "МедСтарт - траектория успеха".

Общение с экспертами (тьютором, кураторами трека, приглашенными экспертами, сотрудниками ИКМ, пр.).

Сторонние рекомендации (однокурсников, родителей, пр.).

Я пока не принял(-а) решения.

2. Если в данный момент вы испытываете трудности с выбором трека, укажите, какие из перечисленных ниже мероприятий могут помочь вам в вопросе выбора.

День открытых дверей по трекам (с Q&A-сессией, выступлением кураторов треков и тьюторов).

Тест на профориентацию.

Карьерная консультация от коуча.

Экскурсия в офис/лабораторию/клинику/на производство к потенциальным работодателям.

Карьерный форум/круглый стол с участием представителей индустриальных партнеров из разных сфер медицинской деятельности.

Мастер-класс от представителей индустриальных партнеров.

Не испытываю трудностей.

Литература

1. Каграманян И.Н., Тарасенко А.И., Купеева И.А., Янушевич О.О., Пашков К.А., Ефимова А.О. Исторические аспекты трансформации системы медицинского образования // Национальное здравоохранение. 2021. №1. C. 32-40. DOI: https://doi.org/10.47093/2713-069X.2021.2.1.32-40

2. Павлов Ч.С., Ковалевская В.И., Литвинова Т.М., Волель Б.А. Модели медицинского образования: исторические аспекты, современное состояние проблемы // Медицинская этика. 2022. № 3. C. 44-50. DOI: https://doi.org/10.24075/medet.2022.051

3. Ивановский Б.Г. Инновации в здравоохранении: проблемы эффективности и внедрения // Экономические и социальные проблемы России. 2021. № 2 (46). С. 143-160. DOI: https://doi.org/10.31249/espr/2021.02.09

4. Ковалева И.П. Актуальные тенденции развития частного сектора здравоохранения: российский и зарубежный опыт // Вестник медицинского института "РЕАВИЗ": реабилитация, врач и здоровье. 2017. № 1 (25). С. 99-104.

5. Соловова Н.В. Индивидуальные образовательные траектории: конструирование и образовательные результаты // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. 2023. № 2 (119). С. 160-169. DOI: https://doi.org/10.37972/chgpu.2023.119.2.020

6. URL: https://sociocenter.info/press/news/631

7. Корчагин Р.Л. Развитие академического технологического предпринимательства в России // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2021. Т. 6, № 3. С. 390-400. DOI: https://doi.org/10.21603/2500-3372-2021-6-3-390-400

8. Сагинова О.В., Гришина О.А., Штыхно Д.А. Проектное обучение студентов на основе заказов малых и средних предпринимательских структур // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18, № 3. С. 417-425. DOI: https://doi.org/10.18334/rp.18.3.37306

9. Ибатов М.К., Пак Н.Н., Жетесова Г.С., Пак Д.А. Формирование университета предпринимательского типа в условиях модернизации образования (опыт Казахстана) // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 2. С. 154-168. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-2-154-168

10. Николаев В.К., Скворцов А.А. Модель предпринимательского университета в контексте регионального развития: опыт Московского политеха // Экономика образования. 2023. Т. 21, № 1. С. 108-121. DOI: https://doi.org/10.18522/2073-6606-2023-21-1-108-121

11. Maqsood R., Ceravolo P., Muhammad A., Muhammad S. Examining students’ course trajectories using data mining and visualization approaches // Int. J. Educ. Technol. High. Educ. 2023. Vol. 20, N 1. P. 55.

12. Pego P.J., Migueis V.L., Soeiro A. Students’ complex trajectories: exploring degree change and time to degree // Int. J. Educ. Technol. High. Educ. 2024. Vol. 21. P. 8.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»