АНАЛИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕДИЦИНЕ СТУДЕНТАМ САМГМУ

Резюме

В представленной статье авторы анализируют опыт преподавания дисциплины "Инновационные технологии в медицине" студентам II курса Института клинической медицины и студентам V курса Института стоматологии ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, в том числе на основе проведенного социологического опроса среди студентов по итогам пройденного курса.

Итоги анализа позволяют определить некоторые достоинства и недостатки организации учебного процесса, качества учебного материала, а также обозначить направления совершенствования процесса обучения инновационным технологиям в медицине для будущих врачей и стоматологов.

Ключевые слова:инновации; инновационные технологии; медицина; инновационные технологии в медицине; институт клинической медицины; институт стоматологии

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Кшнякин П.А., Измайлов А.М. Анализ опыта преподавания инновационных технологий в медицине студентам СамГМУ // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2024. Т. 15, № 2. С. 72-85. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2024-15-2-72-85

В настоящее время мы живем в стремительно изменяющемся мире, где одним из ключевых элементов развития общественно-экономических отношений являются инновации. Современное образование немыслимо без изучения ключевых аспектов инновационного развития, в том числе и в медицине.

Студенческая молодежь относится к той группе населения, которая наиболее позитивно воспринимает все возможности применения своего творческого и научного потенциала, в том числе в рамках реализации различного рода инновационных проектов. Многие авторы отмечают высокую степень вовлеченности студенческой молодежи в процессы разработки инновационных технологий и продукции (Н.Г. Иванова, В.Н. Хребтищев [3], В.Ю. Сафанова, А.О. Беспалов, Д.Е. Рахманов [10], Г.М. Полетаев, Д.Д. Кабанов [8]).

Опыт показывает, что одним из эффективных инструментов развития инновационного мышления у молодежи является организация проектной деятельности в рамках отдельных дисциплин в период обучения в вузах. В настоящее время в открытом доступе имеется достаточно научных публикаций, отражающих различный опыт внедрения элементов проектной деятельности в университете. Например, А.В. Гордеева отмечает высокую пользу конкурса инновационных проектов "УМНИК" (наряду с конкурсами "Росмолодежь. Гранты", "Твой ход", "Студенческий стартап", "Молодежный бизнес в России" и др. в формировании проектного мышления у студенческой молодежи как одного из наиболее прогрессивных прослоек населения) [2]. В то же время авторы Н.М. Галимуллина, О.Н. Коршунова, Ю.А. Дианова, О.А. Вагаева приходят к выводу, что разработанные в системе высшего образования программы обучения навыкам управления проектами не совсем соответствуют тем требованиям, которые предъявляют работодатели будущим соискателям работы [9].

В настоящее время образовательные программы многих направлений в различных вузах предусматривают дисциплины, направленные на изучение инноваций. В ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России (далее - СамГМУ) на базе кафедры оперативной хирургии и клинической анатомии с курсом медицинских информационных технологий студенты II курса Института клинической медицины и студенты V курса Института стоматологии изучают курс инновационных технологий в медицине (в стоматологии). Данный курс организован на базе кафедры в 2020 г. Курс является обязательным, и его проходят все без исключения студенты II курса по специальности "Лечебное дело" и студенты V курса по специальности "Стоматология". В целях улучшения качества преподаваемого материала и оптимизации учебного процесса авторы статьи приняли решение об анализе опыта преподавания курса инновационных технологий в медицине. Исследование основывается на опыте преподавания дисциплины в рамках весеннего семестра 2022/2023 учебного года.

Цель исследования - выявление степени применимости и полезности подхода в образовательном процессе, при котором студенты медицинского вуза тренируют навыки формирования заявки на научно-инновационный конкурс "УМНИК". В данном случае, по мнению авторов исследования, "УМНИК" наиболее подходит для интеграции в образовательный процесс как один из наиболее успешных и перспективных, доказавших свою высокую эффективность преакселерационных программ (А.В. Микитась, А.Б. Сорокин, М.А. Цатурян, В.Ю. Киселев, В.Л. Нечаева, С.С. Ананий) [5, 7]. В круг задач исследования входили: 1) организация учебного процесса в виде синтеза лекционного материала и комплекса прак­тических заданий, освещающих ключевые аспекты развития инноваций в медицине; 2) наставничество при подготовке студенческими группами заявок для возможной подачи к участию в конкурсе "УМНИК"; 3) разработка анкеты-опросника для сбора первичной информации о степени усвояемости студентами знаний, умений и навыков для последующего использования в профессио­нальной деятельности.

Материал и методы

Использовали аналитический, статистический и социологический методы исследования. Авторы разработали анкету-опросник, включавшую в себя 10 вопросов закрытого типа. Однако некоторые вопросы предполагали возможность добавления своего варианта ответа, не определенного заранее. Анкета-опросник была адаптирована в электронный вид на платформе Google-формы, после чего ссылка на прохождение была распространена среди студентов. В качестве опрашиваемых выступили студенты Института клинической медицины СамГМУ II курса и Института стоматологии СамГМУ V курса. Социологический опрос, проведенный посредством электронного опроса, позволил набрать материал для исследования. Далее во время обработки полученных данных авторы применяли статистический метод исследования.

Результаты

В весеннем семестре 2021/2022 учебного года курс инновационных технологий в медицине изучали более 40 студенческих академических групп, обучающихся на бюджетной и коммерческой основе. Курс длился на протяжении всего весеннего семестра и был разделен на 2 составляющие: первая - это лекционный материал, представленный в электронной информационной образовательной среде вуза в виде лекций, подкрепленных слайдами. К тому же студентам дополнительно были представлены видеоматериалы, освещающие передовые инновационные разработки СамГМУ.

Лекционный материал, согласно утвержденной рабочей программе, был рассчитан на 6 ч и включал в себя 4 раздела теории: общие положения инновационной деятельности (включает терминологический аппарат дисциплины, обозначаются основные положения дисциплины); нововведения как объект инновационного управления (лекционный материал нацелен на раскрытие таких категорий, как инновационные потенциал, активность, процесс и его схема, виды и группы инноваций и нововведений); экспертиза инновационных проектов (лекционный материал содержит информацию по таким аспектам, как задачи, приемы и методы экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета, задачи и основные приемы экспертизы); теоретические аспекты подготовки заявок на финансирование инновационных проектов (лекционный материал содержит в себе информацию о структуре, разделах и форме подготовки и подачи заявки на конкурс инновационных проектов "УМНИК").

Вторая составляющая - практическая, заключалась в формировании заявки на конкурс "УМНИК", который регулярно организуется Фондом содействия инновациям и предоставляет грант в размере 500 тыс. рублей на развитие своего инновационного проекта, в том числе в сфере медицины.

Здесь следует сказать, что "УМНИК" - это всероссийский конкурс, направленный на предоставление возможности молодым людям, являющимся гражданами РФ в возрасте до 30 лет, в получении гранта в размере 500 тыс. рублей на реализацию своей инновационной идеи, в том числе в сфере медицины.

Суть выбранного подхода заключается в 2 аспектах:

· подробное информирование студентов о том, что любой из них при желании может самостоятельно сформировать и подать заявку на получение грантовой поддержки в вышеуказанном фонде (в случае соответствия предъявляемым требованиям);

· применение данного подхода преследует возможность привить навык формирования инновационной идеи с последующим оформлением в заявку для предоставления в фонд.

Главной задачей в рамках курса было именно привитие навыка правильного формирования заявки на конкурс, соблюдая все необходимые для этого требования. Принятие решения о реальной подаче заявки на конкурс оставалось за студентами.

Отметим, что все группы справились с поставленной задачей. Часть групп - существенно быстрее. Это было связано прежде всего с тем, что отдельные студенты уже имели опыт участия в вышеуказанном конкурсе в составах команд инновационных проектов.

На вводном занятии студентам подробно объяснили, чем именно они будут заниматься в рамках дисциплины на протяжении всего семестра и какие при этом должны быть получены результаты. После этого студентам давали время для обсуждения полученной информации и формирования проекта инновационной идеи в сфере медицины. При этом студентам рекомендовали ресурсы и источники информации с данными об уже существующих инновациях в сфере медицины и стоматологии.

После того как группа студентов определялась с тематикой выбранного проекта, идея согласовывалась с преподавательским составом. Отметим, что у преподавателей дисциплины есть собственный опыт участия в конкурсе инновационных проектов "УМНИК", а также опыт участия в экспертизе подаваемых проектов в рамках данного конкурса.

После согласования идеи проекта с преподавателями студенты получали указания о формировании заявки, реальные шаблоны и примеры заявок, подаваемых в рамках конкурса "УМНИК", а также дополнительные материалы, помогающие улучшить качество формирования заявки. Далее все последующие практические занятия были нацелены на поэтапное обсуждение формируемой студентами заявки. Сама форма заявки на конкурс "УМНИК" представлена в формате Excel и состоит из 28 пунктов, часть из которых содержит заранее предложенные варианты заполнения для выбора. 1-я половина заявки (п. с 1-го по 16-й) включает данные о проекте, при закрытии которых у студентов, как правило, не возникает никаких вопросов. Однако 2-я половина заявки (п. 17-28-й) должна отражать научно-техническую часть формируемой заявки, в рамках которой студенты и сталкиваются с основными трудностями. Несмотря на то что сама форма заявки содержит необходимые для работы подсказки под каждым пунктом, а также все студенческие группы получают равный доступ к вспомогательным материалам, позволяющим облегчить процесс заполнения заявки, все же студенты сталкиваются с достаточно большим кругом вопросов, которые решаются путем обсуж­дения на практических занятиях.

Практические занятия проходят по заранее обозначенному расписанию в учебных аудиториях, как правило, занимаются две академические группы одновременно. Проведение практических занятий с двумя академическими группами позволяет студентам получать обратную связь на формируемые ими заявки не только от преподавателя, но и от студентов соседней группы. На практических занятиях осуществляется разбор проблемных зон, которые возникают у студентов в процессе формирования заявки. Сложнее всего правильно заполнить удается такие пп., как: п. 21 (Основные технические параметры, определяющие количественные, качественные и стоимостные характеристики продукции (в сопоставлении с существующими аналогами, в том числе мировыми); п. 26 (Объем внебюджетных инвестиций или собственных средств, источники средств и формы их получения, распределение по статьям затрат); п. 28 (План коммерциализации проекта). На практических занятиях студентам даются дополнительные разъяснения, касающиеся ключевых аспектов заполнения наиболее сложных разделов заявки. Кроме того, студентам демонстрируют ранее принятые и защищенные заявки, содержащие в себе корректно заполненные пп.

Сам курс условно можно представить в виде схемы, отражающей ключевые этапы (рис. 1).

Как видно из рис. 1, на начальном этапе студенты получают постановку задачи и все необходимое для этого объяснение. После того как студенты обретают представление о том, что им необходимо сделать в течение семестра, начинается процесс выбора темы для проекта. Выбор темы осуществляется студентами самостоятельно путем коллективного обсуждения, исходя из анализа современных трендов развития инноваций в сфере медицины и здравоохранения, информация о которых изложена в открытом доступе в сети Интернет. Кроме того, студенты активно применяют подход, при котором анализируются ключевые проблемы развития отдельных отраслей медицины с последующими попытками предложить инновационные методы решения. Также студенты активно анализируют базы данных Фонда содействия инновациям (сайт фонда), в которых размещены списки проектов-победителей. Такой подход позволяет студентам лучше ориентироваться в вопросах наиболее актуальных областей медицины, в которых приживаются инновационные технологии.

Учитывая разную скорость подготовки проектов различными группами, преподаватели дисциплины допускали индивидуальное консультирование о ходе выполнения задания со студентами по мере их готовности. Связь осуществлялась через старост групп посредством социальных сетей либо по телефону.

На каждом этапе студенты подготавливали промежуточный отчет о выполнении проекта заявки с целью дополнительного контроля и устранения возможных ошибок. До завершения семестра студенты заблаговременно предоставляли преподавателям два файла в электронном виде: итоговый подготовленный файл проекта заявки на конкурс "УМНИК" и презентацию для выступления. Отметим, что шаблон презентации для защиты проекта предоставляется преподавателями в начале семестра. На завершающем занятии студенты защищали подготовленные проекты в формате, максимально приближенном к процедуре защиты проектов в Фонде содействия инновациям. Группам давали четкий регламент защиты, не превышающий 5 мин, после каждой из защит проводили коллективное обсуждение проекта.

После выполнения поставленной задачи студентам было предложено пройти онлайн социологический опрос по заранее разработанному опроснику в целях выявления отдельных аспектов учебного процесса. Анкетирование было добровольным, в связи с чем выборка представлена не всей совокупностью студентов, изучавших курс в весеннем семестре.

Общая выборка опрошенных составила 156 человек. Практически 3/4 (72,3%) опрошенных были студентами Института клинической медицины, остальные (27,7%) - студентами Института стоматологии. Гендерное соотношение имеет сильный уклон в сторону женской половины: 76,3% - девушки, 23,7% - юноши.

Половина опрошенных обучались на бюджетной основе. Вторая половина разделилась на две части, среди которых 20,5% обучались по целевому договору, а 29,5% опрошенных - на коммерческой.

Многие студенты к моменту начала курса инновационных технологий в медицине практически не сталкивались с дисциплинами, где затрагивались вопросы инноваций и инновационных технологий. К примеру, 44% опрошенных ранее вообще ни с чем подобным не сталкивались. Чуть большая доля (46%) студентов уже обладала определенными представлениями о сущности инноваций, так как ранее уже сталкивались с подобными теоретическими аспектами в школьных дисциплинах. Десятая часть опрошенных затруднилась дать ответ на поставленный вопрос.

Исходя из того, что практически половина студентов ранее не сталкивалась с понятием "инновации и инновационные технологии", следует сделать упор на ключевые теоретические положения в рамках рассматриваемой дисциплины, так как в том числе именно от этого будет зависеть дальнейший уровень усвояемости материала той частью обучающихся, которая впервые столкнулась с вопросами инноваций.

Как уже было отмечено выше, студентам был представлен лекционный курс, размещенный в электронной информационной образовательной среде вуза. В рамках анкетирования студентам был задан вопрос об их субъективной оценке касательно качества представленного лекционного материала. Полученные ответы перечислены в табл. 1.

Как видно из табл. 1, с точки зрения подавляющего большинства опрошенных, лекционный материал изложен достаточно подробно, понятно и интересно (85,3%). Однако встречались и иные ответы, среди которых респонденты указывали на недостаточную подробность излагаемого материала (1,3%), материал недостаточно понятен (0,6%) и материал недостаточно интересен (5,8%). Затруднились ответить на этот вопрос 7% опрошенных.

Исходя из полученных ответов, можно сделать вывод, что лекционный материал следовало бы насытить определенным объемом интересных фактов и ссылок, а также уделить внимание более подробному изложению определенных аспектов инновационных технологий.

Поскольку в центре всего курса по инновационным технологиям в медицине (стоматологии) находится задача правильного формировании заявки на конкурс инновационных проектов "УМНИК" для получения гранта, весьма важным представлялся вопрос о степени осведомленности студентов о самом конкурсе "УМНИК".

Согласно опросу выяснилось, что более чем половина (56%) студентов совершенно не знакома с данным конкурсом, и лишь 38% студентов слышали о нем. Некоторая доля участников опроса ранее уже принимала участие в данном конкурсе в составе команд инновационных проектов. Затруднились ответить на этот вопрос 4% опрошенных.

Исходя из результатов ответов, можно сделать вывод, что студентам необходимо максимально подробно и понятно доносить информацию о существовании этого конкурса, а также о возможности их перспективного участия в нем в инициативном порядке с целью привлечения грантового финансирования собственных инновационных проектов в медицине.

Говоря о важности донесения до студентов информации о существовании фондов и конкурсов, в которых можно получить стороннее финансирование инициативных инновационных проектов в медицине, следует иметь в виду, что сосредоточиваться следует не только на конкурсе "УМНИК", но и необходимо освещать целый спектр других существующих и функционирующих фондов, финансирующих инновационные проекты.

Знать, где в перспективе будущему врачу можно будет получить финансирование на развитие своего инновационного проекта, нужно в первую очередь для того, чтобы дать возможность молодым специалистам реализовывать в жизнь возникающие инновационные идеи. А роль инноваций в жизни будущего врача, согласно результатам анкетирования, весьма высокая (рис. 2).

Из рис. 2 видно, что больше половины опрошенных студентов оценивают роль инноваций в жизни врача как высокую. Другая половина (48%) опрошенных оценивают роль инноваций в жизни врача как значимую. Не отмечено ни одного ответа об отсутствии значимости инноваций в жизни врача. Затруднились ответить на предложенный вопрос 1% респондентов.

Для того чтобы углубить понимание точки зрения опрашиваемых студентов относительно инноваций в будущей профессиональной деятельности врача, респондентам был предложен вопрос, как они считают, будут ли они сами сталкиваться с инновационными технологиями в медицине после того, как завершат учебу и приступят к практике врачебной деятельности. Распределение ответов отражено на рис. 3.

Как видно из рис. 3, более чем половина (54%) опрошенных согласны с утверждением, что они будут сталкиваться с инновациями в практике врачебной деятельности. Около половины опрошенных ответили, что, скорее, будут сталкиваться с инновационными технологиями. Около 3% опрошенных отметили, что они, скорее, не будут сталкиваться с инновационными технологиями в медицине после начала практической деятельности. Не отмечено ни одного отрицательного ответа на поставленный вопрос. Затруднились ответить на данный вопрос 1% опрошенных респондентов.

Можно сделать вывод, что у большинства студентов существуют устойчивые представления о важности инноваций и инновационных технологий в будущей профессиональной деятельности.

Одной из ключевых причин выбора подхода к организации курса по инновационным технологиям в медицине (в стоматологии) для студентов СамГМУ заключается еще и в том, что в перспективе своей профессиональной деятельности многие из них будут сталкиваться с различного рода проблемами, решение которых может лежать в плоскости инноваций. А для того чтобы реализовать свои идеи, каждый из них уже будет обладать знаниями о том, куда и каким образом можно будет обратиться за финансовой поддержкой.

Респондентам был задан вопрос, возможно ли допустить такое, что в будущем они смогут предложить инновационную идею в медицине, тем самым улучшить процесс лечения пациентов.

Подавляющее большинство опрошенных (65%) допускают вероятность того, что они сами в перспективе смогут генерировать идею инновационных технологий для применения в сфере медицины. 1/10 опрошенных ответила отрицательно. Затруднились ответить на данный вопрос 24% респондентов.

Из полученных ответов можно сделать вывод, что организация курса инновационных технологий в медицине для студентов СамГМУ несет в себе существенную пользу в том плане, что у студентов после окончания курса будет сформировано представление о том, где и как можно получить финансовую поддержку для реализации инновационной идеи в жизнь.

Разумеется, фонд содействия инновациям, организующий конкурс "УМНИК", не является единственным в своем роде, однако именно он ориентирован на молодежный сегмент.

Участникам опроса был задан вопрос, как они считают, для чего будущему врачу знать о существовании инновационного конкурса "УМНИК" и уметь формировать заявку на конкурс? Полученные варианты ответов отражены на рис. 4.

Отметим, что на данный вопрос студенты могли давать несколько вариантов ответа. Наиболее популярным (113 ответов) стал такой - "Для расширения информационного кругозора". Далее по популярности расположились такие ответы, как: "Для тренировки навыков формирования проекта заявки" (94 ответа) и "Для саморазвития" (89 ответов). Затруднились ответить на предложенный вопрос 5 человек, и 24 опрошенных ответили, что они просто намеревались получить зачет по дисциплине.

Исходя из полученных ответов, можно сделать вывод, что студенты адекватно оценили цель курса инновационных технологий в медицине (стоматологии), заключавшуюся в развитии навыков формирования заявок для подачи на конкурс для получения финансирования.

Далее респондентам был задан вопрос, насколько трудно им было решать поставленную в рамках дисциплины задачу (рис. 5).

Большинство (52%) опрошенных сочли выполнение задания как средний уровень сложности, в то время как 2% посчитали выполнение задания очень сложным. Примерно 1/5 (19%) опрошенных посчитали его достаточно сложным процессом, и примерно такое же количество респондентов высказались за то, что задание было несложным. Более 14% опрошенных затруднились с ответом на данный вопрос.

Можно сделать вывод, что для облегчения выполнения предложенного задания студентам необходимо чаще взаимодействовать с преподавателями в рамках возникающих вопросов и проблем с выполнением задания.

Для уточнения, какие именно аспекты вызывали трудности в выполнении заданий, опрашиваемым была предложена возможность указать, с чем именно у них возникали проблемы (табл. 2).

На предложенный вопрос анкетируемые могли давать несколько разных ответов. Наиболее распространенными проблемами, с которыми чаще всего сталкивались студенты, были: трудности с формированием основной инновационной идеи (72 ответа); определение необходимых затрат на проект (61 ответ); сложности в расчетах (56 ответов), а также анализ существующих аналогов (49 ответов). Небольшие трудности были отмечены с формированием итоговой презентации (8 ответов).

Итак, видно, что наибольшие трудности у студентов вызывают вопрос формирования самой инновационной идеи и отдельные экономические составляющие формирования отчета.

Обсуждение

Проведенное исследование показывает, что студенты медицинского вуза достаточно хорошо знакомы с таким понятием, как "инновация", и ролью инноваций в сфере медицины.

Применение в образовательном процессе подхода, при котором студенты занимаются формированием заявки для возможной подачи в действующий фонд в целях получения финансирования, с точки зрения авторов исследования, несет в себе большую пользу, прежде всего за счет развития знаний, умений и навыков, позволяющих им в будущем самостоятельно и в инициативном порядке оформлять свои идеи в формате заявки и продвигать их в рамках определенных инновационных конкурсов для последующего получения финансирования.

Подобный подход частично рассмотрен некоторыми авторами. Например, роль стартап-проекта в образовательном проекте, а также вопросы, касающиеся организации стартап-проектов в вузе, рассмотрена авторами В.Л. Рупосовым, В.Ю. Конюховым, В.О. Уколовой и др. [1]. Общие аспекты, касающиеся роли программы "УМНИК" в подготовке современных кадров, рассмотрены в работах Л.М. Кузяковой [4]. Отдельные аспекты реализации творческого потенциала молодежи через программу "УМНИК" исследованы в работе Н.Г. Ивановой [6] С точки зрения авторов настоящей работы, достаточно вопрос развития навыков проектной деятельности представлен в работе Н.М. Галимуллиной, О.Н. Коршуновой, Ю.А. Диановой и др. [9].

Несмотря на то что авторы исследовали основные аспекты, касающиеся процесса формирования студентами заявок на инновационный конкурс "УМНИК", все же стоит отметить, что проведенное исследование можно расширить и продолжить по следующим направлениям: во‑первых, в сторону более подробного исследования вопросов и проблем, возникающих в процессе работы над проектом, и во‑вторых, в сторону исследования аспектов, касающихся самих инновационных идей. К примеру, подавляющее большинство подготовленных студентами проектов касались разработки медицинских мобильных приложений, что свидетельствует о популярности информационных технологий среди участников исследования.

Заключение

Подводя общий итог анализа опыта преподавания инновационных технологий в медицине студентам СамГМУ, можно сделать вывод, что в целом обучающиеся адекватно оценивают возлагаемые на них решения задачи и на достаточно хорошем уровне справляются с ними. Анализ итогов проведенного социологического опроса позволяет выявить определенные элементы учебного процесса, которые обладают потенциалом к дальнейшему совершенствованию.

Здесь речь идет прежде всего об обогащении лекционного курса, касающегося теоретических аспектов развития и управления инновациями. Стоит отметить, что основной сложностью, с которой столкнулись студенты в процессе подготовки инновационного проекта, является формирование самой инновационной идеи, отвечающей требованиям уникальности и инновационности. Отталкиваясь от этого, можно сделать вывод, что в лекционный курс можно было бы включить теоретический и практический блоки, касающиеся генерации новых идей (инструменты разработки новых идей).

В целом внедрение проектного подхода к освоению дисциплины "Инновационные технологии в медицине (стоматологии)" - важный элемент для формирования у студентов навыков самостоятельной работы в сфере подготовки и подачи заявок для финансирования своих разработок. Поэтому развитие данного подхода, с точки зрения автора, является достаточно перспективным направлением в организации учебного процесса у студентов медицинского вуза.

Литература

1. Рупосов В.Л., Конюхов В.Ю., Уколова Е.В., Демченко В.О. Анализ создания и реализации инновационных проектов в вузе // Инновации. 2016. № 7 (213). С. 20-23. EDN ZBTJGT.

2. Гордеева А.В. Государственная поддержка студенческих инициатив // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2023. № 1 (7). С. 104-109. DOI: https://doi.org/10.17072/sgn-2023-1-104-109 EDN SDPUUH.

3. Иванова Н.Г., Хребтищев В.Н. Реализация творческого и научного потенциала через молодежные инновационные проекты // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 3 (181). С. 173-177. DOI: https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p173-178 EDN NVBIGV.

4. Кузякова Л.М., Глижова Т.Н. Роль программы "УМНИК" в подготовке современных специалистов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 3 (78). С. 158-165. DOI: https://doi.org/10.37493/2307-907X.2020.3.18 EDN JKHZTL

5. Микитась А.В., Сорокин А.Б., Ананий С.С. О развитии программы "УМНИК" // Инновации. 2019. № 2 (244). С. 73-83. EDN YZBAAP.

6. Иванова Н.Г., Хребтищев В.Н. Реализация творческого и научного потенциала через молодежные инновационные проекты // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 3 (181). С. 173-177. DOI: https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p173-178 EDN NVBIGV.

7. Микитась А.В., Сорокин А.Б., Цатурян М.А. и др. Первые итоги массовой преакселерации участников программы "УМНИК" // Инновации. 2021. № 3 (269). С. 8-15. DOI: https://doi.org/10.26310/2071-3010.2021.269.3.00 EDN HVAFQT.

8. Полетаев Г.М., Кабанов Д.Д. Фонд содействия инновациям поддерживает лучших // Вестник Пермского федерального исследовательского центра. 2019. № 1. С. 80-82. EDN ZFBVFB.

9. Галимуллина Н.М., Коршунова О.Н., Дианова Ю.А., Вагаева О.А. Развитие навыков проектной деятельности в вузе: методический и организационный аспекты // ЦИТИСЭ. 2022. № 4 (34). С. 407-422. DOI: https://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.38 EDN VOXTUA.

10. Сафонова В.Ю., Беспалов А.О., Рахманов Д.Е. Конкурс "УМНИК" как эффективный инструмент мотивации студентов высших учебных заведений к занятию научно-исследовательской и проектной деятельностью competition // Информация и образование: границы коммуникаций. 2019. № 11 (19). С. 132-133. EDN FTLGZM.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»