АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В ФОРМЕ СТАЖИРОВКИ: ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Резюме

Реализация проекта "Создание и апробация экспериментальной площадки по развитию академической мобильности обучающихся и научно-педагогических работников в форме стажировки" в ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России показала высокую востребованность такой формы мобильности. За 9 мес в сторонних образовательных и научных организациях стажировались 69 обучающихся и преподавателей (18 организаций-партнеров), во входящей мобильности приняли участие 395 человек из 21 вуза. Реализация организационной модели академической мобильности обучающихся и научно-профессорских работников в форме стажировки выявила ряд проблем: отсутствие программ стажировок; бюрократические преграды между вузами; отсутствие площадки для информирования академической общественности.

Ключевые слова:академическая мобильность; стажировки; программы стажировки; обучающиеся; научно-педагогические работники

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Поздеева Т.В., Носкова В.А., Поздеева А.Н. Академическая мобильность в форме стажировки: формирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся и возможности профессионального развития научно-педагогических работников // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2024. Т. 15, № 2. С. 64-70. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2024-15-2-64-70

С целью расширить возможности формирования индивидуальной образовательной траектории для обучающихся в медицинском вузе и профессионального развития для научно-педагогических работников (НПР) во ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России с 2023 г. стартовал проект "Создание и апробация экспериментальной площадки по развитию академической мобильности обучающихся и НПР в форме стажировки" в рамках программы "Приоритет‑2030". Толчком для проекта послужила реорганизация структуры университета с созданием новых исследовательских лабораторий и институтов. Приобретение современного оборудования, освоение новых технологий исследований и расширение возможностей для научного поиска заставили университет усилить подготовку преподавательских кадров. Инновации позволили вузу разработать как циклы для обучающихся в университете, так и программы стажировок для студентов, ординаторов, аспирантов и НПР из сторонних вузов.

Цель проекта - разработка и апробация организационной модели академической мобильности обучающихся и НПР в форме стажировки. Для достижения цели были разработаны следующие задачи.

1. Планирование, проектирование и организация системы академической мобильности в форме стажировок.

2. Реализация академической мобильности в форме стажировок.

3. Распространение опыта экспериментальной площадки по развитию академической мобильности обучающихся и НПР в форме стажировки.

Под академической мобильностью понимается обычно возможность для студентов, преподавателей, административно-управленческого персонала вузов перемещаться из одного вуза в другой. В рамках традиционной академической мобильности обучение длится один или несколько семестров, что нашло свое отражение в документах Болонского соглашения. Так, в Болонской декларации 1999 г. указывается, что "учащимся должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам" [1]. Адаптируя существующий опыт к действительности, академический обмен может результативно осуществляться между российскими вузами и вузами дружественных стран.

Обеспечение качества медицинской помощи связано с качеством подготовки выпускников медицинских вузов, а также с уровнем подготовки педагогических работников [2]. Общественный запрос состоит в том, что врач должен обладать современными знаниями о новейших технологиях, достижениях медицинской науки и техники, цифровизации здравоохранения. Для этого необходимы постоянное обновление теоретических знаний и приобретение практических компетенций как обучающимися, так и НПР. В соответствии с ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" инновационная деятельность в образовательной сфере должна обеспечить модернизацию системы образования, основываясь на ключевых направлениях социально-экономического развития Российской Федерации [3]. Вузам необходимо искать новые подходы к организации образовательной среды. Одним из таких подходов является развитие стажировочных площадок [4].

Рассматривая стажировку как инструмент мобильности, ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России учитывал, что программы стажировок обычно являются краткосрочными и предполагают изучение одного или нескольких курсов. Проект предусматривает стажировку для студентов, ординаторов, аспирантов, магистров и бакалавров и профессорско-преподавательского состава сторонних образовательных организаций в структурных подразделениях университета, а также организацию стажировок обучающихся и НПР университета в сторонних организациях.

Цель исследования - изучить возможности формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся и профессионального развития преподавателей медицинских вузов посредством реализации академической мобильности в форме стажировки.

Материал и методы

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России (Ниж­ний Новгород) в течение 9 мес (март-ноябрь 2023 г.). Изучались завершенные случаи академической мобильности в форме стажировок - всего 464 случая, в том числе 395 случаев входящей мобильности и 69 случаев исходящей мобильности.

На подготовительном этапе реализации проекта "Создание и апробация экспериментальной площадки по развитию академической мобильности обучающихся и НПР в форме стажировки" нами были разработаны и утверждены локальные нормативные акты, регламентирующие участие различных контингентов в программах академической мобильности; установлены критерии отбора обучающихся и НПР университета для участия в стажировках, сроки стажировок (в том числе международных), отчетные документы и источники финансирования.

Для реализации собственных программ стажировок структурными подразделениями университета были утверждены локальные нормативные акты, касающиеся разработки, утверждения и реализации программ стажировок на базе кафедр, лабораторий и институтов; разработаны и утверждены рабочие программы стажировок; была создана страница "Академическая мобильность в форме стажировок" на сайте университета.

Результаты и обсуждение

Первый опыт реализации проекта "Создание и апробация экспериментальной площадки по развитию академической мобильности обучающихся и НПР в форме стажировки" позволил выявить новые возможности для вузов:

· организовать взаимодействие между образовательными и научными организациями по распространению лучших практик;

· совершенствовать подготовку обучающихся, в том числе в ординатуре, магистратуре и аспирантуре;

· способствовать развитию профессиональных компетенций НПР;

· продвигать образовательные программы и результаты научно-исследовательских работ;

· способствовать культурно-патриотическому воспитанию обучающихся;

· использовать опыт международного образовательного пространства для развития компетенций НПР и обучающихся.

Маркетинговые исследования рынка стажировок показали отсутствие программ стажировок для обучающихся в большинстве образовательных организаций высшего медицинского образования. Образовательные организации в подавляющем своем большинстве предлагали программы профессиональной подготовки или повышения квалификации (включающие элементы получения практических навыков) для людей, имеющих диплом о профессиональном образовании. Программы для стажировок студентов медицинских вузов нами не обнаружены. Однако, учитывая заинтересованность образовательных и научных организаций к такой форме взаимодействия, заключались договоры о сотрудничестве, в рамках которых развивались связи, в том числе в форме академической мобильности.

9 мес реализации проекта академической мобильности продемонстрировали высокую востребованность программ ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России в форме стажировок. Университет стал центром притяжения для желающих получить уникальные компетенции в созданных и обновленных лабораториях и центрах. За 9 мес структурные подразделения приняли 395 стажирующихся по 25 программам. Программы предлагались на бесплатной основе для стажирующихся при условии соответствия установленным критериям отбора. Вопреки нашим ожиданиям, зарегистрирована низкая востребованность стажировок в каникулы. Стремление к академической мобильности обучающиеся проявляют в учебное время (см. рисунок).

Опыт показал востребованность программ для обучающихся, предлагаемых Институтом стоматологии университета. За прошедший период стажировку прошли 247 человек по 5 программам с отработкой практических навыков. Кафедра патологической анатомии на базе лаборатории цифровой микроскопии реализовала 7 программ и привлекла 68 стажеров (см. таблицу).

Во входящей мобильности участвовал 21 вуз России. Среди лидеров: ННГУ им. Н.И. Лобачевского (45 стажеров), ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России (37 стажеров), ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) (21 стажер), ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России (15 стажеров), ФГБОУ ВО ЯГМУ Минздрава России (10 стажеров). Для каждой группы стажирующихся были предложены и реализованы силами университета мероприятия по культурно-патриотическому воспитанию.

Возможность получить новые компетенции для профессионального развития в образовательных и медицинских организациях (исходящая мобильность) получили 69 обучающихся и НПР ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России, в том числе 22 ординатора, 14 студентов, 2 аспиранта и 31 преподаватель. 6 человек прошли стажировку в зарубежных вузах. В реализации программ мобильности приняли участие 18 организаций.

При реализации проекта университет столкнулся с рядом проблем:

· нечеткость формулировок понятий "стажировка", "мобильность в форме стажировки";

· отсутствие программ стажировок в сторонних организациях;

· длительные переговоры о проведении стажировки (бюрократические преграды между вузами);

· информирование академической общественности.

Заключение

Подводя итоги, следует отметить, что краткосрочные программы академической мобильности в форме стажировок имеют высокую востребованность среди обучающихся и находятся в приоритетной сфере внимания образовательных организаций для расширения возможностей профессионального развития преподавателей и мотивации обучающихся.

Реализация проекта позволила разработать пакет документов по организации академической мобильности в форме стажировки и образцы договоров о сотрудничестве, которые могут быть использованы и другими образовательными организациями для развития такой формы академической мобильности. Результатом исходящих стажировок стали новые программы повышения квалификации и внесение изменений в реализуемые программы.

Апробированный алгоритм организации академической мобильности обучающихся и педагогических работников в структурных подразделениях университета, включающий размещение стажирующихся в кампусе университета и краткую экскурсию по Нижегородскому кремлю, продемонстрировал свою актуальность.

Литература

1. Микова И.М. Понятие и сущность академической мобильности преподавателей и студентов // Модернизация образования: проблемы общего, среднего профессионального и высшего образования : материалы ХХVI Рязанских педагогических чтений, Рязань, 22 марта 2019 года. 2019. С. 166-170.

2. Балкизов З.З., Улумбекова Г.Э. Новое в развитии медицинского образования в РФ: непрерывность и аккредитация специалистов // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучения. Вестник ВШОУЗ. 2015. № 2. С. 55-68.

3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023). URL: http://www.consultant/ru (дата обращения: 05.01.2024).

4. Карпова О.В. Стажировочная площадка как инструмент формирования инновационной образовательной среды вуза // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023. № 4 (85). С. 29-38.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»