ОЛИМПИАДА ПО ХИРУРГИИ - ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Резюме

Актуальность. Хирургические дисциплины являются важным блоком обучения студентов по специальности "Лечебное дело". В последнее время предъявляются высокие требования к выпускникам, что обусловлено быстро изменяющимися условиями трудовой деятельности врача-специалиста. Отмечается рост интереса к хирургическим дисциплинам у студентов, которые хотят углубленно изучать этот предмет. Один из вариантов оценки знаний - олимпиада. С одной стороны, это площадка для соревнования в навыках, инструмент самооценки полученных знаний, а также контроль уровня знаний и практических навыков, с другой - это мероприятие, создающее конкурентную среду для решения профессиональных задач.

Цель исследования - изучить уровень теоретической и практической подготовки студентов в области хирургии с помощью олимпиады по хирургическим дисциплинам среди студентов по специальности "Лечебное дело".

Материал и методы. Организована и проведена внутривузовская олимпиада "II Зимний квест по хирургии и экстренным состояниям" (далее - олимпиада) среди студентов III-V курсов специалитета по специальности 31.05.01 "Лечебное дело". В олимпиаде приняли участие 6 команд по 4 человека III-V курсов, из них 2 команды были сформированы из иностранных студентов IV-V курсов, обучающихся на английском языке. В мероприятие включены следующие конкурсные задания: "Хирургические инструменты"; "Десмургия"; "Подготовка операционного поля, перевязка послеоперационной раны"; "Хирургические швы"; "Базовая сердечно-легочная реанимация"; "FAST-протокол в неотложной хирургии"; "Стандартизированный пациент"; викторина "MedBox". Для каждого задания сформированы критерии оценки, по которым работали члены жюри. Цели проведения олимпиады - повышение интереса к практической деятельности в области хирургических дисциплин, создание условий для поддержки одаренных студентов, а также популяризация научных знаний и инновационных технологий в области хирургической практики. Задачи олимпиады: контроль знаний и практических навыков; повышение уровня освоения знаний и практических навыков в области хирургии.

Результаты. Участники продемонстрировали различный уровень подготовки в блоке "Практические навыки". Большинство команд успешно выполнили конкурсные задания этого блока, однако идентификация хирургических инструментов была затруднительной для многих. Практически все студенты продемонстрировали достойный уровень знаний асептики и антисептики, умение перевязывать различные раны и накладывать повязки. Владение техникой хирургических швов находится на разном уровне: 2 команды показали высокий технический уровень, 3 - средний и 1 - низкий. В блоке "Клиническое мышление", включавшем конкурсы "Базовая сердечно-легочная реанимация", "FAST-протокол в неотложной хирургии", "Стандартизированный пациент", участники показали высокий уровень подготовки, баллы в каждом конкурсе мало отличались между командами, что создавало условия для высокой конкуренции. В блоке "Теоретическая подготовка" викторина "MedBox" выявила разный уровень знаний между командами, 2 команды показали высокий уровень, набрав в общем зачете 40-49 баллов, 2 - средний, 35 баллов, и 2 - низкий, 19-25 баллов. В результате в общем зачете победила команда № 3, набрав суммарно 121,8 балла, на 2-м месте - команда № 2 с суммой баллов 119, на 3-м - команда № 4, у которой 104,4 балла.

Заключение. Олимпиада по хирургии является дополнительным образовательным мероприятием, направленным на совершенствование подготовки студентов и повышение мотивации к изучению не только хирургических, но и фундаментальных, смежных дисциплин. Элемент соревнования, присутствующий на мероприятии, создает позитивную конкуренцию, направленную на достижение поставленных образовательных целей и задач.

Ключевые слова:медицинское образование; хирургия; олимпиада; мотивация к обучению

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Перепелица С.А. Олимпиада по хирургии - дополнительный ресурс контроля знаний и практических навыков // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2024. Т. 15, № 2. С. 35-48. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2024-15-2-35-48

На современном этапе в медицинском образовании реализуется компетентностный подход, так как основной задачей обучения является подготовка врача, обладающего определенными компетенциями [1, 2]. Доктрина компетентностного подхода в обучении врачей привела к появлению новых требований к образовательным программам по специальности 31.05.01 "Лечебное дело", которые заключаются в формировании универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Цель обучения непосредственно связана с запросом работодателя - высококвалифицированный врач, обладающий определенными компетенциями, полностью готовый к выполнению профессиональной деятельности [3-5].

Для решения поставленных задач возникла необходимость модернизации медицинского образования, реформы образовательной стратегии, в том числе оптимизация работы педагога, переход со стандартной на инновационную деятельность, включающую изменение моделей обучения, разработку и апробацию современных образовательных продуктов [6].

Хирургические дисциплины - важный блок обучения, в котором появляются специализированные практические навыки, требующие новых условий обучения и методов контроля овладения. Для студентов, углубленно изучающих хирургию и планирующих в перспективе стать врачами-хирургами, недостаточно учебного времени, в связи с чем они самостоятельно занимаются во внеурочное время в симуляционном центре, клинике и принимают участие в олимпиадах. Приобретение хирургических навыков является сложной задачей обучения, требующей продолжительного времени, специфических ресурсов [7-9].

Углубленное изучение хирургии - инициатива студентов, которые хотят получить хорошие теоретические знания и практические навыки, занимаясь во внеурочное время. Олимпиада по хирургии является площадкой для соревнования в навыках и инструментом самооценки полученных знаний для участников. Также это инструмент контроля знаний и практических навыков. Олимпиада создает конкурентную среду для решения профессиональных задач и направлена на повышение мотивации к обучению, которая способствует совершенствованию хирургической помощи в системе здравоохранения [8-10].

Олимпиада должна стать площадкой для индивидуального развития возможностей студентов, что предполагает поиск инновационных научных подходов, которые позволят достичь поставленных целей [11, 12].

Цель исследования - изучить результаты проведения олимпиады по хирургическим дисциплинам среди студентов специалитета по специальности "Лечебное дело".

Материал и методы

Организована и проведена олимпиада по хирургии среди студентов III-V курсов по специальности 31.05.01 "Лечебное дело", для чего было разработано Положение о проведении внутривузовской олимпиады "II Зимний квест по хирургии и экстренным состояниям".

Цель проведения олимпиады - развитие интереса к практической деятельности в области хирургических дисциплин, создание условий для поддержки одаренных студентов, а также популяризация научных знаний и инновационных технологий в области хирургической практики.

Задачи олимпиады:

· контроль знаний и практических навыков;

· повышение уровня знаний и практических навыков в области хирургии.

Предложен следующий перечень конкурсных заданий/станций.

· "Хирургические инструменты".

· "Десмургия".

· "Подготовка операционного поля, перевязка послеоперационной раны".

· "Хирургические швы".

· "Базовая сердечно-легочная реанимация".

· "FAST-протокол в неотложной хирургии".

· "Стандартизированный пациент".

· Викторина "MedBox".

Для каждого конкурса разработаны объективные критерии оценки, включающие точность выполнения, соблюдение алгоритмов в соответствии с действующими клиническими рекомендациями, стандартами оказания медицинской помощи и другими законодательными актами, которые использовались членами жюри при оценке работы команды. Всем командам представлен перечень конкурсных заданий и критерии оценки. Языки проведения олимпиады: русский и английский.

В программу олимпиады включен конкурс "FAST-протокол в неотложной хирургии" как наиболее актуальный для диагностики жизнеугрожающих состояний. В этом конкурсе студенты с помощью ультразвукового исследования демонстрировали алгоритм обследования пациента с целью выявления кровотечений, повреждений внутренних органов. Также проведен конкурс "Симулированный пациент", в котором роль "пациентов" играли сами студенты хирургического научного общества. На каждой конкурсной станции автоматически проводилась видеозапись работы команды, о чем участники были уведомлены заблаго­временно. Олимпиада проводилась на территории Регионального ресурсного центра симуляционного обучения и аккредитации в медицине ФГАОУ ВО "БФУ им. И. Канта".

За месяц до начала олимпиады в социальных сетях высшей школы медицины были размещены анонс мероприятия, Положение о проведении внутривузовской олимпиады "II Зимний квест по хирургии и экстренным состояниям" и указана ссылка на регистрацию команд. После регистрации команды студенты начинали подготовку по индивидуальному плану в региональном ресурсном центре симуляционного обучения и аккредитации в медицине ФГАОУ ВО "БФУ им. И. Канта", согласованному с руководством центра.

Для участия в мероприятии сформированы 6 команд по 4 человека III-V курсов специалитета по специальности "Лечебное дело", из них 2 команды были сформированы из иностранных студентов IV-V курсов, обучающихся на английском языке.

Для каждой команды разработан план прохождения конкурсных станций.

В жюри приглашены преподаватели кафедры хирургических дисциплин Образовательного научного кластера "Институт медицины и наук о жизни" ФГАОУ ВО "БФУ им. И. Канта" и студенты - члены хирургического научного общества.

Результаты и обсуждение

Конкурсные станции представлены тремя блоками: практические навыки, теоретическая подготовка и клиническое мышление. В блок "Практические навыки" вошли следующие конкурсы: "Хирургические инструменты", "Подготовка операционного поля, перевязка послеоперационной раны", "Хирургические швы" и "Десмургия"; в блок "Теоретическая подготовка" - викторина "MedBox" и в раздел "Клиническое мышление" - "Базовая сердечно-легочная реанимация", "FAST-протокол в неотложной хирургии" и "Стандартизированный пациент".

Результаты выполнения заданий конкурсов практических навыков

Конкурсное задание "Хирургические инструменты". Команде демонстрируются хирургические инструменты и рисунки органов, на которых возможно выполнение оперативных вмешательств с использованием определенных инструментов. Необходимо правильно назвать хирургический инструмент, указать область применения и выбрать нужный рисунок.

Максимальное время выполнения - 10 мин.

Критерии оценки

Каждый правильно названный инструмент - 0,25 балла.

Указание правильной области применения - 0,25 балла.

Максимальный балл - 7,5 балла.

Уровень знаний хирургических инструментов в группах отличается и варьирует от 2 до 7,5 балла. Команды № 1 и 2 правильно назвали все инструменты, потратив на это соответственно 6,5 и 8,4 мин. Остальные команды правильно назвали меньшее количество инструментов (рис. 1).

Конкурсное задание "Подготовка операционного поля, перевязка послеоперационной раны". Команде необходимо имитировать подготовку операционного поля в симулированных условиях при различных операциях. Сначала участники проводили хирургическую обработку рук с использованием антисептических средств. Далее необходимо обработать операционное поле согласно правилам "неповрежденной кожи", объяснить, как обрабатывается операционное поле при гнойных ранах, а также рассказать, какими растворами необходимо пользоваться. После обработки проводят изоляцию операционного поля стерильными простынями и закрепление их цапками для белья.

Следующий этап конкурса - перевязка послеоперационной раны. Команда выполняет перевязку так называемой чистой раны, в которой находится турунда, и гнойной раны. При выполнении чистой перевязки также необходимо бинтовую турунду заменить на новую. При перевязке гнойной раны необходимо убрать загрязненный материал, промыть рану и наложить чистую повязку.

Выделяются 2 роли в команде: врач, который выполняет перевязку, и медицинская сестра, которая подготавливает необходимый материал, инструменты и ассистирует врачу во время перевязки.

Критерии оценки:

· соблюдение стерильности;

· правильная работа со стерильными инструментами;

· правильная последовательность обработки операционного поля;

· правильная последовательность перевязки послеоперационной раны;

· аккуратность при работе с тканями.

Команды № 2-4 получили по 8 баллов при выполнении этого конкурсного задания, команда № 1 - 9 баллов, а команда № 5 полностью его выполнила, не допустив ошибок, при этом в конкурсе "Хирургические инструменты" правильно назвала меньше половины инструментов. Участники команды № 6 имели низкие баллы в обоих конкурсах (см. рис. 1).

Конкурс "Хирургические швы". Участникам необходимо выполнить Z-образную пластику лоскута кожи. В данной технике верхнюю линию необходимо выполнить простым узловым швом, среднюю линию - швом по МакМиллану-Донати, нижнюю линию - швом по Альговеру.

Время выполнения - 15 мин. Учитывая сложность задания, в этой номинации отдельно награждалась победившая команда.

На рис. 1 видно, что максимальный балл за выполнение этого задания получила команда № 3, у команд № 2-6 количество баллов варьировало от 6,9 до 9,5, т.е уровень выполнения задания был достаточно высоким. Лишь команда № 1 получила за этот конкурс всего 4 балла, хотя в двух других конкурсах она занимала лидирующие позиции.

В конкурсное задание "Десмургия" входило наложение 3 повязок на пациента-волонтера, а также рассказ, в каких ситуациях и с какой целью они накладываются.

Время на каждую повязку - 5 мин.

Типы повязок: повязка Дезо; крестообразная повязка на голеностопный сустав; черепашья повязка на коленный сустав; гипсовая лонгета; чепец; пращевидная повязка на нижнюю челюсть; "варежка".

Критерии оценки:

· функциональность;

· правильная техника наложения повязки;

· время, затраченное на наложение повязки;

· качество;

· теория.

За правильное и качественное наложение повязок команда № 2 получила 14 баллов, что соответствует максимальному количеству, команды № 1 и 3 получили по 11 баллов, № 5 и 6 - по 9 баллов.

Результаты выполнения заданий конкурсов "Клиническое мышление"

Конкурсное задание "Базовая сердечно-легочная реанимация". Команде необходимо провести базовую сердечно-легочную реанимацию, имитируя компрессии грудной клетки, вдохи, соблюдая ритм 100-120 компрессий в минуту, с амплитудой движения грудной клетки при компрессиях 5-6 см. Участники выполняли непрерывно 90 компрессий грудной клетки. Использовали манекен BraydenPro (Innosian, Inc., Korea), имеющий функцию независимой оценки качества компрессий грудной клетки: правильность постановки рук, частоты и глубины компрессий, эффективность декомпрессий.

Критерии оценивания 91-100% - 10 баллов; 81-90% - 8 баллов; 71-80% - 7 баллов; <70% - 6 баллов.

Все участники олимпиады владеют методикой проведения сердечно-легочной реанимации на хорошем уровне. Три команды получили максимальный балл, остальные также продемонстрировали достаточный уровень техники проведения сердечно-легочной реанимации и получили от 9 до 7 баллов за конкурс.

Составители олимпиадных заданий после длительных консультаций и обсуждения приняли решение о включении станции "FAST-протокол" в программу олимпиады, так как в мероприятии принимали участие студенты различных курсов специалитета, а навык владения ультразвуком не предусмотрен учебным планом. Команде необходимо объяснить суть методики, показания к выполнению, цель исследования, а также провести в правильной последовательности установку ультразвукового датчика в 8 точек, которые используются для проведения FAST- протокола, визуализировать органы и структуры и ответить на уточняющие теоретические вопросы. Данный конкурс оценивался как в сумме баллов общего зачета, так и индивидуально.

Критерии оценивания:

· теоретические знания;

· правильная последовательность расположения ультразвукового датчика согласно FAST-протоколу;

· визуализация структур;

· правильная техника обследования.

Максимальное количество - 23 балла.

Общий балл выполнения конкурса "FAST-протокол" был достаточно высоким и находился в узком диапазоне от 20 до 23 баллов. В результате победила команда № 2, которая набрала максимальное количество баллов (рис. 2).

Конкурсное задание "Стандартизированный пациент". Волонтер - симулированный пациент моделирует клиническую картину острой хирургической патологии. Команде необходимо детализировать жалобы, собрать анамнез, провести обследование пациента, назначить необходимые лабораторные и инструментальные методы исследования и представить план дальнейшего лечения.

Критерии оценки:

· тщательный опрос пациента - выяснены жалобы, собран анамнез;

· правильный и целесообразный осмотр и обследование пациента;

· правильно выставленный предварительный диагноз;

· правильно и целесообразно назначены лабораторные и инструментальные методы исследования;

· описан дальнейший план лечения и маршрутизации пациента;

· слаженность и оперативность действий, работа в команде.

Результаты конкурса представлены на рис. 4. В результате выполнения задания лидером стала команда № 2, набрав максимальное количество баллов, ей немного уступила команда № 1, остальные команды имели примерно одинаковое количество баллов, в целом показав хороший уровень подготовки.

Результаты выполнения заданий конкурса "Теоретическая подготовка"

Отдельно была выделена теоретическая часть в виде "Викторины MedBox". Команды участвуют в игре-викторине по следующим разделам медицины:

· общая хирургия;

· сердечно-сосудистая хирургия;

· абдоминальная хирургия;

· нейрохирургия;

· травматология.

Перечень разделов и степень сложности вопроса закладывались на стадии создания викторины. Вопросы распределены по разделам хирургии и степени сложности. Легкий вопрос - 1, сложный - 5 (рис. 3). Время на обсуждение вопроса устанавливалось при создании викторины с учетом сложности вопроса. Для обсуждения вопроса, который оценивается в 1, дается 30 с на обсуждение; на вопрос, оцениваемый в 5 баллов, - 3 мин. Эта информация предоставляется участникам при знакомстве с правилами конкурса. Команды выбирают вопрос, в зависимости от его сложности определяется время для обсуждения. В случае правильного ответа начисляются баллы, соответствующие сложности вопроса.

Результаты конкурса варьируют в широком диапазоне от 19 до 49 баллов, что указывает на разный уровень теоретической подготовки участников. Максимальное количество баллов набрала команда № 3, на 2-м месте - № 6, имеющая 40 баллов, 3-е место разделили команды № 2 и 4, получив по 35 баллов. К сожалению, команда № 5 набрала 25 баллов, а № 1 - всего 19 баллов.

В общем зачете олимпиады победила команда № 3, набрав 121,8 балла, на 2-м месте - команда № 2 с суммой баллов 119, на 3-м месте - команда № 4, у которой 104,4 балла. Всего 0,4 балла не хватило команде № 5 до 3-го места (см. рис. 4). На графике видно, что общий балл находится в узком диапазоне, уровень подготовки студентов достаточно высокий, и команды очень качественно выполняли задания. Между 1-м и 2-м местом всего 2,8 балла. Аналогичная ситуация выявлена при подсчете баллов в командах № 4-6.

Олимпиада является дополнительным образовательным ресурсом как для студентов, так и для преподавателей [7-9, 13]. Участие в олимпиаде студенты рассматривают с точки зрения объективной оценки имеющихся у них теоретических знаний и практических навыков, сами они критически относятся к своим результатам [7, 13].

Разработанные конкурсные задания, с одной стороны, должны соответствовать задачам обучения на специалитете, с другой - иметь более широкое предназначение с учетом углубленного изучения хирургии. На первом этапе погружения в профессию студенты должны освоить базовые практические навыки: владение скальпелем; выполнение разреза; наложение различных видов швов, повязок. Среди участников олимпиады выявлен различный уровень практической подготовки. На этапе оценки практических навыков у студентов возник­ли трудности, связанные с недостаточным знанием хирургических инструментов. Выявленная проблема поднимает вопрос качества обучения таким смежным дисциплинам, как топографическая анатомия и оперативная хирургия, общая хирургия. Появляются публикации о необходимости междисциплинарного подхода в обучении студентов с целью повышения уровня знаний фундаментальных дисциплин, что будет влиять на качество подготовки студентов, в том числе тех, которые планируют выбрать хирургическую специальность [14].

Еще одним ключевым аспектом обучения является формирование у студентов культуры асептики и антисептики, которые лежат в основе профилактики внутрибольничных инфекций. Задача обучения - выработка стойкого алгоритма работы в стерильных условиях, последовательности обработки рук, операционного поля и других манипуляций в стерильных условиях.

Владение техническими навыками на высоком уровне - одна из ключевых задач обучения хирургии [7]. Также немаловажным условием успешности обучения является теоретическая подготовка, без которой невозможна качественная подготовка врача [15]. Теоретические аспекты изучаются как на занятиях в рамках преподаваемых дисциплин, так и самостоятельно. Включение в программу олимпиады викторины "MedBox" является хорошим дополнением к разработанным конкурсам практических навыков. Мозговой штурм на олимпиаде включал различные разделы хирургических дисциплин. При решении заданий викторины студенты отвечали на вопросы, связанные с анатомией и физиологией органов и систем, диагностикой заболеваний, размышляли над специфическими симптомами, проводили дифференциально-диагностический поиск в ограниченное время. Для успешного прохождения конкурса необходимо иметь глубокие знания, что позволяет отвечать на поставленные вопросы. Результаты конкурса показали, что 4 команды из 6 имеют хорошую теоретическую подготовку. По результатам ответов преподаватели предоставили участникам обратную связь и разобрали ситуации, которые вызвали затруднения при выполнении.

Особый интерес студенты проявили к конкурсному заданию "FAST-протокол", который выполнялся с помощью ультра­звуковой визуализации. Все команды имели высокий уровень подготовки, несмотря на сложность конкурсного задания и относительно короткий срок подготовки к олимпиаде. В настоящее время FAST-протокол является обязательным в практической деятельности не только врачей-хирургов, но и анестезиологов-реаниматологов, травматологов-ортопедов и др.

Понимание важности проведения ультразвукового исследования у пациентов хирургического профиля в нестабильном состоянии приводит к изменению мотивации к обучению [16-18]. На этот процесс оказывают влияние личные убеждения обучающегося, важность конкретного предмета изучения, но изучаемый контент должен быть связан с предыдущими знаниями [19], что еще больше мотивирует студента и расширяет его уровень знания. Мотивационными факторами к дальнейшему обучению являются альтруизм, личное удовлетворение при достижении поставленной цели, положительная обратная связь и др. [10, 18]. Кроме того, подготовка к олимпиаде дает им реальную возможность освоить азы ультра­звуковой диагностики и совершенствовать их в процессе обучения. Междисциплинарный подход этого конкурса заключается не только в оценке знаний жизнеугрожающих состояний, нормальной и топографической анатомии, а также в степени формирования клинического мышления. Результаты конкурса показали, что навык выполнения FAST-протокола у участников сформирован на высоком уровне.

Конкурс "Стандартизированный пациент" является распространенной педагогической практикой и широко используется не только на олимпиадах, но и на практических занятиях и при проведении первичной аккредитации специалистов здравоохранения [20]. Преимущество конкурса - выявление уровня комплексной подготовки студентов и оценки сформированности различных навыков: общение с пациентом, обследование, обоснование необходимых дифференциально-диагностических мероприятий, формулировки клинического диагноза и назначение лечения [21]. Уникальность конкурса заключается и в его подготовке, так как роль симулированного пациента играют студенты-кружковцы, которые на этапе подготовки к олимпиаде сначала обсуждали перечень клинических случаев, затем создавали стандартизированный клинический сценарий, сами репетировали роль, что также служит хорошим педагогическим приемом, способствующим повышению уровня знаний [22, 23]. Большинство участников олимпиады продемонстрировали высокий уровень подготовки, владение необходимыми знаниями, методиками. Команды III-IV курсов набрали меньшее количество баллов за этот конкурс, что может быть связано с недостаточным уровнем знаний в области диагностики широкого спектра хирургических заболеваний.

Заключение

Олимпиада по хирургии является дополнительным образовательным мероприятием, направленным на совершенствование подготовки студентов и повышение мотивации к изучению не только хирургических, но и фундаментальных, смежных дисциплин. Студенты были мотивированы выступить успешно, занимались дополнительно во внеурочное время, что отразилось на результатах как отдельных конкурсов, так и олимпиады в целом. Элемент соревнования, присутствующий на мероприятии, создает позитивную конкуренцию, направленную на достижение поставленных образовательных целей и задач. Проведенная олимпиада позволила оценить уровень знаний, практической подготовки и клинического мышления у студентов III-V курсов по специальности "Лечебное дело".

Литература

1. Звонников В.И., Свистунов А.А., Семенова Т.В. Оценка профессиональной готовности специалистов в системе здравоохранения / под ред. Т.В. Семеновой. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. 272 с.

2. Киясова Е.В., Гумерова А.А., Рашитов Л.Ф., Хасанова Р.Н. Технологии приобретения компетенций при подготовке врача (опыт Казанского федерального университета) // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. № 4. С. 57-64.

3. Борисова В.Л. Применение деловых игр в образовательном процессе // Международный журнал теории и научной практики. 2019. Т. 2, № 3. С. 131-134.

4. Извин А.И. Традиционные и инновационные технологии педагогического процесса в медицинских вузах // Вестник оториноларингологии. 2020. Т. 85, № 2. С. 84-87.

5. Семенова Т.В., Малахова Т.Н., Сизова Ж.М. Доказательный подход в создании оценочного инструментария для аккредитации специалистов здравоохранения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 1. С. 67-79.

6. Образовательная инженерия. Понятия. Подходы. Приложения / под ред. И.Д. Рудинского, Е.З. Власовой. Москва : Горячая линия-Телеком, 2021. 240 с.

7. Oberoi K.P.S., Caine A.D., Schwartzman J., Livingston D.H., Merchant A.M., Kunac A. Surgical skills olympiad: a 4-year experience in a general surgery residency program // Surg. J. (N. Y.). 2021. Vol. 7, N 3. e222-e225. DOI: https://doi.org/10.1055/s-0041-1733991

8. Малеев Ю.В., Черных А.В., Судаков Д.В., Шевцов А.Н., Белов Е.В. Значение внутривузовских и межвузовских студенческих олимпиад по хирургии в становлении будущего врача // Журнал анатомии и гистопатологии. Приложение. 2017. С. 27-28. DOI: https://doi.org/10.18499/2225-7357-2017-0-0-27-28

9. Дыдыкин С.С., Жмеренецкий К.В., Когут Б.М., Ташкинов Н.В., Бондарь В.Ю., Бояринцев Н.И. Пути улучшения хирургической подготовки студентов в России // Вестник хирургии имени И.И. Грекова. 2017. Т. 176, № 1. С. 97-101.

10. Hajinezhad M.E., Yousefi A., Jowkar F. The eleventh scientific Olympiad of Iranian medical students: challenges and solutions // J. Educ. Health Promot. 2021. Vol. 10. Р. 86. DOI: https://doi.org/10.4103/jehp.jehp_700_20

11. Алипов В.В. Студенческий научный кружок и олимпиада - эффективная форма подготовки молодых хирургов // Оперативная хирургия и клиническая анатомия. 2019. Т. 3, № 1. С. 27-31.

12. Monajemi A., Arabshahi K.S., Soltani A., Arbabi F., Akbari R., Custers E.et al. A comprehensive test of clinical reasoning for medical students: an Olympiad experience in Iran // J. Educ. Health Promot. 2012. Vol. 1. Р. 10.

13. Leraas H.J., Cox M.L., Bendersky V.A., Sprinkle S.S., Gilmore B.F., Gunasingha R.M. et al. Instituting a surgical skills competition increases technical performance of surgical clerkship students over time // J. Surg. Educ. 2018. Vol. 75, N 3. Р. 644-649. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsurg.2017.09.007

14. Галеева О.П., Сонголов Г.И., Юдин А.А. Олимпиадное движение по хирургии - локомотив повышения качества подготовки квалифицированных специалистов // Система менеджмента качества: опыт и перспективы 2016. № 5. С. 88-92.

15. Перепелица С.А., Мороз В.В., Долгих В.Т., Боева Е.А., Старостин Д.О., Милованова М.А. и др. Современные аспекты профессиональной подготовки анестезиологов-реаниматологов в ординатуре // Общая реаниматология. 2021. Т. 17, № 5. С. 80-95. DOI: https://doi.org/10.15360/1813-9779-2021-5-80-95

16. Yousefy A., Ghassemi G., Firouznia S. Motivation and academic achievement in medical students // J. Educ. Health Promot. 2012. Vol. 1. Р. 4. DOI: https://doi.org/10.4103/2277-9531.94412

17. Siqueira M.A.M., Gonçalves J.P., Mendonça V.S., Kobayasi R., Arantes-Costa F.M., Tempski P.Z. et al. Relationship between metacognitive awareness and motivation to learn in medical students // BMC Med. Educ. 2020. Vol. 20, N 1. Р. 393. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-020-02318-8

18. Trifunovic-Koenig M., Bushuven S., Gerber B., Baerbel O., Dettenkofer M., Salm F. et al. Correlation between overconfidence and learning motivation in postgraduate infection prevention and control training // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2022. Vol. 19, N 9. Р. 5763. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph19095763

19. Taylor D.C.M., Hamdy H. Adult learning theories: implications for learning and teaching in medical education: AMEE Guide No. 83 // Med. Teach. 2013. Vol. 35, N 11. e1561-e1572. DOI: https://doi.org/10.3109/0142159X.2013.828153

20. Давыдова Н.С., Собетова Г.В., Куликов А.В., Серкина А.В., Боттаев Н.А., Дьяченко Е.В. и др. Методические рекомендации по созданию сценариев по коммуникативным навыкам (навыкам общения) для симулированных пациентов при аккредитации специалистов здравоохранения. Москва, 2018. 20 с.

21. Кубышкин В.А., Емельянов С.И., Горшков М.Д. Симуляционное обучение хирургии. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2014. 264 с.

22. Gonullu I., Dogan C.D., Erden S., Gokmen D.A study on the standard setting, validity, and reliability of a standardized patient performance rating scale - student version // Ann. Med. 2023. Vol. 55, N 1. Р. 490-501. DOI: https://doi.org/10.1080/07853890.2023.2168744

23. Wang L., Wang Y., Wang X., Xue C. Effects of mind mapping based on standardized patient program in patient education among postgraduate nursing students in clinical setting // BMC Med. Educ. 2023. Vol. 23, N 1. Р. 982. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-023-04944-4

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»