Цена образования: стрессовые реакции у студентов-медиков, возникающие во время обучения в клинике
РезюмеВведение
Практикующие врачи, а также врачи-стажеры постоянно находятся в стрессовой ситуации, вследствие чего у них часто развивается синдром выгорания, появляются тревога, депрессия и суицидальные мысли. В этом исследовании изучали стрессовые ситуации, возникающие у студентов 3-го года во время обучения клиническим дисциплинам в медицинских школах США.
Методы
Во время успешного обучения по трем клиническим дисциплинам студенты приняли участие в анонимном модифицированном анкетировании, касающемся нервно-психического стресса, возникающего у медицинских работников, а также они по шкале Ликерта оценили в баллах (от 0 до 3) 6 факторов, приводящих к стрессу. Статистический анализ включал использование методов описательной статистики и линейного регрессионного моделирования с использованием независимых переменных.
Результаты
Всего собрано 29 заполненных анкет. В целом стресс, вызванный рабочей нагрузкой, неуверенностью в собственных профессиональных качествах и конфликтами во время выполнения домашней работы, был значительно более выраженным по сравнению со стрессом, обусловленным проблемами с пациентами, особенностями организационной структуры и проблемами, возникающими в процессе взаимодействия с другими работниками (во всех случаях p<0,05). Во время прохождения курса внутренних болезней и хирургии более чем в 75% случаев студенты работали более 60 ч в неделю, что сопровождалось наибольшим числом конфликтов во время работы на дому. У женщин количество баллов, которыми оценивались межличностные стрессовые ситуации, возникающие на работе, оказалось значительно меньше, чем у мужчин (p=0,04).
Вывод
Студенты-медики в процессе изучения клинических дисциплин встречаются с множеством факторов, провоцирующих возникновение стрессовой ситуации. Обсуждаются меры по возможному улучшению процесса обучения: сокращение рабочего времени, снижение нагрузки на работе, обучение навыкам рационального использования времени, воспитание способностей к управлению эмоциями, а также проведение мероприятий среди всех учащихся по сплочению команды.
Medical Science Educator. - 2011. - Vol. 21, N 4. - P. 360-366.