Основная образовательная программа, реализуемая в ФГБОУ ВО ПИМУ Минздрава России (далее - ПИМУ) по направлению подготовки (специальности) 31.05.01 "Лечебное дело", представляет собой систему документов, разработанную с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки и профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 марта 2017 г. № 293н. В результате освоения образовательной программы специалитета у выпускника должны быть сформированы компетенции, в том числе профессиональные, содержание которых определяется образовательной организацией самостоятельно на основе профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)".
Согласно основной образовательной программе и учебному плану1, преподавание дисциплины "Общественное здоровье и здравоохранение" на лечебном факультете проводится на III-IV курсах. Однако в настоящее время информация по организации медицинской помощи населению, применяемым методам и технологиям обновляется столь быстро, что имеется объективная необходимость актуализации ряда компетенций у студентов-выпускников [1].
1 URL: http://eos.pimunn.ru/specialities/specialty/78/documents
В 2018 г. кафедрой социальной медицины и организации здравоохранения была предложена идея дополнительного образовательного модуля на старших курсах, целью которого является преподавание наиболее важных знаний, умений и навыков в области организации здравоохранения и практической работы врача первичного звена здравоохранения - врача-терапевта участкового. Основной акцент делался на инновациях, внедренных в систему здравоохранения в период обучения студентов в вузе, их использовании в практической деятельности врача. Поэтому в ПИМУ на VI курсе лечебного факультета был введен модуль "Организационные аспекты деятельности врача-терапевта участкового" объемом 36 ч.
В модуле были реализованы следующие принципы преподавания:
- комплексное использование традиционных, интерактивных, информационно-коммуникативных методов преподавания;
- принцип наставничества - занятия ведут специалисты, имеющие большой опыт практической работы по организации здравоохранения, а также разработчики медицинских информационных систем;
- оценка выживаемости знаний и определение индивидуальной образовательной траектории на основании данных входного тестового контроля (так как часть материалов модуля является логическим развитием знаний предмета "Общественное здоровье и здравоохранение", преподаваемого студентам на III-IV курсах, а также частично получаемых на клинических кафедрах);
- обучение в аудитории, оборудованной компьютеризированными рабочими местами студентов с выходом в Интернет, в том числе на Портал дистанционного образования ПИМУ, с возможностью организации телемедицинских консультаций и проведением дистанционного тестирования. Цифровая трансформация системы здравоохранения диктует необходимость приобретения и повышения компетенций в области цифровых технологий каждым выпускником медицинского вуза. Студенты должны владеть терминологией, связанной с современными цифровыми технологиями в здравоохранении, навыками ведения и заполнения медицинской документации в электронном виде, проведения телемедицинских консультаций, навыками анализа данных с применением программ [2, 3].
Поэтому на каждом практическом занятии курса рассматриваются вопросы цифровизации - изменения и дополнения, внесенные в последние годы в различные нормативные документы, вопросы обмена информацией с пациентами, медицинскими, страховыми и социальными организациями, классификация, назначение и описание медицинских информационных систем, информационная безопасность, стандарты обмена цифровыми медицинскими данными и т.д. [4, 5].
В рамках модуля подробно изучаются положения федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)", входящего в Национальный проект "Здравоохранение", которым предусмотрено создание механизмов цифрового взаимодействия медицинских организаций на основе внедрения и развития медицинских информационных систем (МИС) во всех медицинских организациях, применения систем электронного документооборота между всеми медицинскими организациями, органами управления здравоохранением [6, 7].
Цель - разработка, апробация и внедрение в учебный процесс образовательного модуля, нацеленного на приобретение и актуализацию компетенций в области организации медицинской помощи и цифровых технологий.
Задачи:
- разработка концепции модуля, определение актуальных тем;
- разработка контента и выбор образовательных технологий, подготовка рабочей программы дисциплины;
- апробация модуля с анализом его эффективности по результатам оценочных средств и анкетирования;
- коррекция модуля на основании полученной информации;
- полноформатная реализация модуля.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Рабочая программа курса "Организационные аспекты деятельности врача-терапевта участкового" была актуализирована в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по специальности 31.05.01 "Лечебное дело", утвержденным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 988 от 12 августа 2020 г.
При подготовке контента модуля были использованы материалы нормативных документов, относящихся к первичной медико-санитарной помощи, контролю качества и безопасности медицинской помощи, цифровой трансформации здравоохранения, демонстрационные версии медицинских информационных систем: Федеральные законы РФ ("Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 № 323-ФЗ; "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 № 326-ФЗ; "О применении информационных технологий в сфере охраны здоровья" от 29.07.2017 № 242-ФЗ; "О персональных данных" от 27.07.2006 № 152-ФЗ), постановление Правительства РФ от 05.05.2018 № 555 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения" и Федеральный проект "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)", приказы Минздрав-соцразвития России (от 07.12.2005 № 765 "Об организации деятельности врача-терапевта участкового"; от 19.04.2007 № 282 "Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача-терапевта участкового"; от 23.07.2010 № 541н "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"; от 23.03. 2012 № 252н "Об утверждении порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты"; от 05.05.2012 № 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации"), приказы Минздрава России (от 15.05.2012 № 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" (с изменениями и дополнениями); от 06.08.2013 № 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций"; от 15.12.2014 № 834н "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению" (с изменениями и дополнениями); от 02.06.2015 № 290н "Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача акушера-гинеколога"; от 10.05.2017 № 203н "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи"; от 30.11.2017 № 965н "Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий"; от 14.01.2019 № 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения"; от 31.07.2020 № 785н "Об утверждении требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности"; от 01.09.2020 № 925н "Об утверждении порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа"; от 07.09.2020 № 947н "Об утверждении Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов").
При изложении материала модуля были подготовлены видеолекции, презентации в формате PowerPoint, деловые игры. Фонд оценочных средств включал тесты, ситуационные задачи (кейсы), темы рефератов и научно-исследовательских работ. Материалы модуля были размещены на портале дистанционного обучения на платформе Moodle, что позволило проводить обучение в условиях пандемии в дистанционной форме.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Формирование и развитие компетенций, необходимых в практической деятельности врача-терапевта участкового, включая нормативную базу здравоохранения, актуальные вопросы организации первичной медико-санитарной помощи, применение медицинских, организационных и информационно-коммуникационных технологий, послужили основанием для создания модуля "Организационные аспекты деятельности врача-терапевта участкового".
Ввиду краткой продолжительности модуля немаловажными были определение круга рассматриваемых вопросов и выбор наиболее эффективных методов преподавания дисциплины. В результате в модуль были включены разделы нормативного регулирования оказания первичной медико-санитарной помощи, вопросы стандартизации в здравоохранении, качества и безопасности медицинской деятельности, а также вопросы цифровизации первичной медико-санитарной помощи.
Большое внимание уделено раскрытию понятий порядков, стандартов оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций, качества и безопасности медицинской помощи, управлению качеством медицинской помощи. Кроме того, программа была дополнена изучением федеральных законов, содержащих положения о применении цифровых и телемедицинских технологий, федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ", основными понятиями о сквозных цифровых технологиях.
В программе модуля предусмотрены входное тестирование, основной образовательный модуль, итоговое тестирование, зачет.
Основной образовательный модуль содержит 4 раздела:
- нормативно-правовая база, регламентирующая организацию медицинской помощи;
- качество и безопасность медицинской деятельности;
- организация первичной медико-санитарной помощи;
- введение в цифровое здравоохранение, медицинские информационные системы.
По результатам освоения тем курса в качестве элементов текущего контроля знаний студентам предлагаются тесты, ситуационные задачи, кейсы. Так, проводится деловая игра на знание Федерального закона № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", используются ситуационные задачи на назначение и выписывание льготных лекарственных препаратов по всем 5 льготным категориям, практикуется заполнение электронного листка нетрудоспособности, организуется проведение учебных телеконсультаций.
Внедрение информационных систем в повседневную деятельность медицинских организаций подразумевает создание централизованных сервисов, которые должны обеспечить преемственность медицинской помощи, маршрутизацию пациентов и мониторинг оказания медицинской помощи по отдельным профилям заболеваний, организацию телемедицинских консультаций и автоматизированную диспетчеризацию санитарного транспорта, в связи с чем во всех темах модуля особое внимание уделялось применению цифровых технологий, в том числе в амбулаторно-поликлиническом звене. Раздел "Введение в цифровое здравоохранение, медицинские информационные системы" был введен в программу курса в 2020/2021 учебном году.
В части практических навыков во время изучения модуля ведется работа с различными электронными ресурсами - от поисковых систем до заполнения форм электронного больничного листа, электронного рецепта, ведения карты пациента. На занятиях студенты получают практические умения и навыки при работе с медицинскими информационными системами, применяемыми в университетской клинике ПИМУ, а также в медицинских организациях региона. Студенты работают с блоками МИС медицинской организации: "Электронная медицинская карта", "АРМ врача амбулаторного приема", "АРМ стационара", "Электронный рецепт", "Электронный больничный лист".
Цифровые технологии выступают не только как предмет обучения, но и как инструмент педагогического процесса,- на портале дистанционного образования ПИМУ (платформа Moodle) размещены учебно-методические материалы модуля, видеолекции сотрудников кафедры и видеоматериалы из открытых источников, тестовые задания. По эпидемиологическим показаниям во время пиков пандемии общение со студентами было организовано с применением интерактивных площадок Megafon, Cisco.
Самостоятельная работа студентов также включает освоение материалов по цифровым технологиям - работа в поисковых системах и изучение электронных источников по всем темам курса, освоение демонстрационных версий МИС.
Для обеспечения интерактивного обмена информацией проводится анкетирование студентов, что позволяет оценивать и корректировать применяемые методики и обсуждаемые материалы.
ОБСУЖДЕНИЕ
Владение цифровыми компетенциями выпускниками медицинских вузов диктуется цифровизацией всех сфер деятельности, в том числе системы здравоохранения.
На различных курсах и кафедрах студенты изучают теоретические и практические основы медицинской информатики, телемедицины, учатся создавать и использовать визуальные изображения исследований лучевой, морфологической, функциональной, лабораторной диагностики, работать с медицинскими информационными системами. Однако, по нашему мнению, именно кафедры общественного здоровья, социальной медицины и организации здравоохранения могут стать интеграторами кафедральных и междисциплинарных программ в области цифровой медицины, объединяя полученные ранее знания, умения и навыки, формируя цельные компетенции для реальной работы в МИС, телемедицинских сервисах, системах электронного документооборота медицинских организаций. Основная задача - вооружить выпускников практическими навыками для работы на цифровом рабочем месте, в единой цифровой среде здравоохранения, и это объединение логично проводить именно на старших курсах.
С этих позиций интересен полученный опыт привлечения к преподаванию курса не только основных сотрудников кафедры, но и организаторов здравоохранения, и специалистов в области информационных технологий, что позволило погрузить студентов в практические аспекты рассматриваемых вопросов. Этому же способствовало проведение занятий в аудитории с оборудованными компьютеризированными рабочими местами студентов с выходом в Интернет, в том числе на портал дистанционного образования ПИМУ, с возможностью организации телемедицинских консультаций и проведением дистанционного тестирования.
По нашему мнению, с учетом прогнозируемого углубления процессов цифровой трансформации здравоохранения целесообразно в будущем расширение программы подобных модулей с введением в них новых актуальных тем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нарастающие темпы обновления информации (нормативное регулирование оказания первичной медико-санитарной помощи, вопросы стандартизации в здравоохранении, качества и безопасности медицинской деятельности), а также внедрение цифровых технологий в систему организации медицинской помощи населению требует актуализации ряда компетенций у студентов-выпускников медицинского вуза.
Разработанный модуль "Организационные аспекты деятельности врача-терапевта участкового" направлен на развитие знаний, умений и навыков, необходимых для практической работы врача первичного звена здравоохранения, и приобретение цифровых компетенций, имеющих особую актуальность в условиях цифровой трансформации отрасли.
Литература
1. Цветкова Е.А., Титкова Ю.С. Методология преподавания элективного курса "Управление качеством медицинской помощи" у студентов ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018. № 1 (31). С. 141-148.
2. Владзимирский А.В., Андреев А.И. Образовательные аспекты телемедицины // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2018. № 1-2 (6-7). С. 43-54.
3. Смирнова Е.А., Шишанова А.А. Телемедицина в новых правовых реалиях // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2018. № 3 (8). С. 91-97.
4. Карякин Н.Н., Богомолова Е.С., Горский М.Д., Минеев В.Н., Шарова О.В., Лебедева Ю.И. "ЭОС" (Электронная образовательная среда). Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2018662070, 26.09.2018. Дата гос. регистрации: 26 сентября 2018 г.
5. Леванов В.М., Никонов А.Ю. Опыт преподавания элективного учебного курса "Основы телемедицины и электронного здравоохранения" // Медицинский альманах. 2015. № 4 (39). С. 24-26.
6. Паспорт Федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)" [Электронный ресурс] URL: https://static-3.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches (дата обращения: 29.06.2021)
7. Леванов В.М., Переслегина И.А., Перевезенцев Е.А., Юрченко М.А. К вопросу о преподавании положений Федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" при обучении студентов на кафедре социальной медицины и организации здравоохранения // Актуальные проблемы управления здоровьем населения : Тематический сборник научных трудов по результатам Третьей всероссийской научно-практической конференции "Медицина и право в современных условиях". Выпуск XIII. Нижний Новгород : ПИМУ, 2020. Т. II. C. 295-299.