Целенаправленность и эффективность комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, способного реализовать санитарно-эпидемиологическое благополучие и биологическую безопасность населения во время возникновения инфекционных болезней, вызывающих чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обеспечивается не только готовностью санитарно-эпидемиологических и медицинских учреждений, но и требует высокого уровня профессиональной компетенции специалистов. В связи с этим организация и проведение дополнительного профессионального образования по вопросам обеспечения биологической безопасности, готовности к отражению внешних и внутренних эпидемиологических рисков, диагностики актуальных инфекционных болезней были и остаются одними из приоритетных направлений деятельности образовательных и медицинских организаций [1]. Специалисты со средним медицинским образованием - самая многочисленная группа медицинских работников системы здравоохранения страны. Они принимают самое активное участие в ликвидации пандемии COVID-19 в регионах Российской Федерации. От организации системы безопасности их труда во многом зависит, насколько успешной будет борьба с текущей эпидемией и каковы окажутся результаты лечения больных коронавирусной инфекцией.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Анализ опыта организации непрерывного профессионального образования младшего и среднего медицинского персонала проведен по результатам обучения медицинских работников ГБУЗ "ООКИБ".
Одномоментное сплошное исследование с 1 по 30 сентября 2020 г. проведено среди 374 медицинских работников медицинских организаций Оренбургской области онлайн-опросом с помощью Google-форм, где был сформирован опросник, включающий 3 вопроса по данным самого респондента: возраст, пол, территория проживания и работы; и 3 вопроса об активности на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМФО).
Эффективность обучения медицинского персонала оценивали путем сравнения результатов компьютерного тестирования до и после прохождения циклов повышения квалификации с использованием банка тестовых заданий по темам: "Медицинская помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19" (1); "Тактика младшего медицинского персонала в условиях пандемии COVID-19" (2); "Актуальные вопросы новой коронавирусной инфекции COVID-19 в практической деятельности специалистов со средним профессиональным образованием" (3); "Современные аспекты в практическом деятельности специалистов со средним профессиональным образованием в условиях фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП)" (4); "Тактика специалистов со средним медицинским образованием в условиях пандемии COVID-19" (5).
Анализ современной нормативно-методической базы, регулирующей вопросы профессионального образования, квалификации и профессиональных действий медицинских работников, проведен в соответствии со справочно-правовыми системами по законодательству Российской Федерации "Гарант" и "Консультант+".
РЕЗУЛЬТАТЫ
ГБУЗ "ООКИБ" - это современное медицинское учреждение, рассчитанное на 312 коек круглосуточного пребывания. Больница включает круглосуточный и дневной стационар со всеми вспомогательными подразделениями для оказания качественной специализированной медицинской помощи инфекционным больным. Больница является госпитальной базой по диагностике, лечению, режиму биологической безопасности работы при заболеваниях, представляющих опасность для окружающих. В случае возникновения необходимости на базе площадей больницы предусмотрено развертывание чумного и холерного госпиталей на 200 коек.
Целью проведения обучения медицинского персонала по вопросам организации работы в условиях поступления больного с подозрением на заболевание, представляющее опасность для окружающих, является выработка стойкой профессиональной компетенции у медицинских работников при проведении лечебно-диагностических, профилактических и противоэпидемических мероприятий в случае выявления и поступления больного с подозрением на заболевание, представляющее опасность для окружающих, в условиях инфекционного стационара.
Основными задачами обучения были повышение уровня теоретической подготовки медицинского персонала по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи больным с подозрением на заболевание, представляющее опасность для окружающих (1), выработка стойких практических навыков и умений у медицинского персонала при единичном и массовом поступлении больных с заболеванием, представляющим опасность для окружающих, в ГБУЗ "ООКИБ" (2).
При организации и реализации обучения учитывались принципы непрерывности профессионального образования медицинского персонала (1); создания собственных и адаптация уже имеющихся технологических стандартов, что позволяло значительно сократить число ошибок и несоответствий, повысив качество медицинских услуг, оказываемых пациентам с заболеванием, представляющим опасность для окружающих (2); создания алгоритмов деятельности медицинского персонала при единичном и массовом поступлении больных с заболеванием, представляющим опасность для окружающих в условиях ГБУЗ "ООКИБ" (3); отработки системы взаимодействия медицинских работников различных отделений и служб больницы (4); отработки системы взаимодействия медицинских работников больницы с санитарно-эпидемиологическими и дезинфекционными службами (5).
В настоящий момент в условиях резкого подъема заболеваемости новой коронавирусной инфекцией COVID-19 с целью повышения квалификации медицинских работников по вопросам, связанным с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 27.03.2020 № 246 н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № 198 н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19", все средние медицинские работники ГБУЗ "ООКИБ" прошли освоение информационных материалов и интерактивных образовательных модулей по актуальным вопросам новой коронавирусной инфекции, которые размещены на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, а также прошли обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Тактика специалистов со средним медицинским образованием в условиях пандемии COVID-19" в объеме 36 ч с получением удостоверения о повышении квалификации и 36 ЗЕТ на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России.
В техническом плане организация образовательной деятельности медицинских работников не составила труда, так как большинство из них (97%) были зарегистрированы на портале НМФО. Однако среди них 77,6% - медицинские работники, проживающие и работающие в городах, что диктует необходимость более активной работы с медицинским персоналом в районах для их активизации на образовательном портале (рис. 1).
Рис. 1. Распределение медицинских работников, зарегистрированных на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования, в зависимости от территории проживания, работы и возрастной группы
В возрастной структуре практически одинаковое количество медицинских работников имели регистрацию на портале НМФО, а именно 47,6% медицинских работников в возрасте до 40 лет и 52,4% в возрасте 41-60 лет. При этом среди 389 зарегистрированных активно пользовались порталом для образовательных услуг лишь 52,7% респондентов. Низкая активность портала выявлена среди пользователей, проживающих в районах, в возрасте до 40 лет и старше 61 года (рис. 2).
Рис. 2. Распределение медицинских работников в зависимости от территории проживания работы и возрастной группы
Наиболее сложной задачей стала подготовка средних и младших медицинских работников медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, специально созданных для лечения новой коронавирусной инфекции (SARS-CoV-2) ("Ковид-Центр"), а также медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сотрудников скорой медицинской помощи и фельдшерско-акушерских пунктов по вопросам работы с пациентами с заболеванием, представляющим опасность для окружающих. К сожалению, данная профессиональная группа не имела достаточной подготовки по этим вопросам, так как в программах дополнительного профессионального образования для данной категории специалистов не предусмотрено обучение по организации работы в условиях эпидемического распространения инфекционных заболеваний, а на рабочих местах данное обучение либо не проводили, либо проводили формально, без должной практической отработки навыков. Это подтверждается ранее проведенными исследованиями, в процессе которых определяли, насколько медицинские сестры знакомы с особо опасными инфекциями и мерами по профилактике профессионального инфицирования особо опасными инфекциями при использовании современных средств индивидуальной защиты. Так, по результатам проведенных исследований было установлено, что из 200 опрошенных средних медицинских работников первичного звена 83% из перечня особо опасных инфекций называют только чуму и холеру. Анализируя ответы на вопросы о современных средствах индивидуальной защиты, было установлено, что 43% опрошенных медицинских сестер не знают о защитных костюмах "Кварц" и "Тайкем С". Также установлено, что медицинские сестры недостаточно ориентируются в правилах надевания и снятия защитных костюмов, так как занятия с ними в медицинских организациях проводятся только чисто теоретически, без отработки практических навыков. Причем уровень знаний медицинских сестер среди респондентов тем ниже, чем меньше стаж практической работы [2]. Второй проблемой при организации подготовки средних и младших медицинских работников медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, специально созданных для лечения новой коронавирусной инфекции (SARS-CoV-2) ("Ковид-Центр"), а также медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сотрудников скорой медицинской помощи и фельдшерско-акушерских пунктов по вопросам работы с больными новой коронавирусной инфекцией (SARS-CoV-2) стали: большое количество специалистов (15 550 человек со всех медицинских организаций Оренбургской области), сжатые сроки для организации образовательных мероприятий, невозможность очного обучения в связи с эпидемиологической ситуацией, а также возросшая рабочая нагрузка на данных специалистов в связи с изменениями условий труда.
Анализ данных тестирования медицинских работников до начала обучения показал, что минимальный уровень знаний на уровне 53,9±9,34% регистрировался по вопросам тактики специалистов со средним медицинским образованием в условиях пандемии COVID-19 и на уровне 54,9±11,51% по теме "Современные аспекты в практической деятельности специалистов со средним профессиональным образованием в условиях фельдшерско-акушерских пунктов" (рис. 3). В целом исходный уровень знаний по актуальным вопросам новой коронавирусной инфекции был достаточно низким и составлял 56,6±8,25%.
Рис. 3. Показатели исходного уровня знаний у медицинских работников по актуальным вопросам новой коронавирусной инфекции
А - медицинская помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Б - тактика младшего медицинского персонала в условиях пандемии COVID-19.
В - актуальные вопросы новой коронавирусной инфекции COVID-19 в практической деятельности специалистов со средним профессиональным образованием.
Г - современные аспекты в практической деятельности специалистов со средним профессиональным образованием в условиях фельдшерско-акушерского пункта.
Д - тактика специалистов со средним медицинским образованием в условиях пандемии COVID-19.
Для организации обучения средних и младших медицинских работников Министерством здравоохранения Оренбургской области были привлечены сотрудники Института профессионального образования и кафедры сестринского дела ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России.
На первом этапе проведения образовательных мероприятий по подготовке средних и младших медицинских работников по работе в условиях новой коронавирусной инфекции (SARS-CoV-2) были организованы онлайн-вебинары с использованием информационных площадок ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России и канала YouTube, которые позволили обеспечить максимальную аудиторию слушателей не только на территории Оренбургской области, но и других регионов Российской Федерации [3, 4]. Были подготовлены и проведены онлайн-вебинары по следующим темам: "Тактика среднего медицинского персонала при оказании медицинской помощи в условиях скорой медицинский помощи с клиническими признаками коронавирусной инфекции" (1); "Тактика среднего медицинского персонала при оказании медицинской помощи в условиях поликлиники и стационара больным с клиническими признаками коронавирусной инфекции" (2); "Тактика среднего медицинского персонала при оказании медицинской помощи в условиях поликлиники и стационара больным с клиническими признаками коронавирусной инфекции" (3). Тематика вебинаров была определена с учетом особенностей выполнения производственных функций средними медицинскими работниками, которые отличались при работе в условиях стационара, скорой медицинской помощи и фельдшерско-акушерских пунктов.
Записи всех вебинаров находятся в свободном доступе на площадке Института профессионального образования ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России и канале YouTube, и каждый медицинский работник имеет возможность прослушать их в удобное для себя время, что немаловажно при увеличении интенсивности использования рабочего времени медицинскими работниками и, как следствие, при увеличении физической усталости на основном месте работы при выполнении производственных функций в условиях новой коронавирусной инфекции (SARS-CoV-2).
Для совершенствования профессиональных действий средних медицинских работников организаций социальной защиты населения в соответствии с поручением Министерства социального развития Оренбургской области был проведен вебинар на тему "Актуальные аспекты новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", в котором освещали особенности работы среднего и младшего медицинского персонала, работающего в системе социальной защиты населения в условиях новой коронавирусной инфекции (SARS-CoV-2).
На втором этапе проведения образовательных мероприятий по подготовке средних и младших медицинских работников по работе в условиях новой коронавирусной инфекции (SARS-CoV-2) были подготовлены, утверждены и наполнены учебными материалами дополнительные профессиональные программы повышения квалификации программы "Актуальные вопросы новой коронавирусной инфекции COVID-19 в практической деятельности специалистов со средним медицинским образованием" в объеме 18 ч; "Тактика специалистов со средним медицинским образованием в условиях пандемии COVID-19" в объеме 36 ч; "Современные аспекты в практической деятельности специалистов со средним медицинским образованием в условиях фельдшерско-акушерского пункта (фельдшерского здравпункта)" в объеме 36 ч; "Тактика младших медицинских работников в условиях пандемии COVID-19" в объеме 18 ч. Все дополнительные профессиональные программы повышения квалификации прошли экспертизу и были размещены на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России.
В целях реализации требований приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.04.2020 № 327 н "Об особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста" для осуществления допуска к практической деятельности в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь больным с новой коронавирусной инфекцией (SARS-CoV-2), лиц, освоивших образовательную программу высшего медицинского или фармацевтического образования в объеме трех курсов и более (по специальности "Сестринское дело" в объеме двух курсов и более), лиц, обучающихся на выпускных курсах по программам среднего медицинского образования, а также лиц, имеющих медицинское образование, не работавших по своей специальности более 5 лет в соответствии с ранее полученной специальностью на должности специалистов со средним медицинским или фармацевтическим образованием под контролем старшей медицинской сестры без сдачи экзамена по допуску к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского либо среднего фармацевтического персонала, предусмотренного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 419 н "Об утверждении Порядка допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июля 2016 г., регистрационный № 42977), была подготовлена, утверждена и наполнена учебными материалами дополнительная профессиональная программа повышения квалификации "Медицинская помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19". Данная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации прошла экспертизу и была размещена на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России.
Все учебные материалы, используемые для реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, направлены на приобретение новой компетенции по оказанию сестринской помощи при профилактике, диагностике и лечению COVID-19. При их наполнении использовались только официальные источники и требования, изложенные в нормативно-правовых актах Российской Федерации по актуальным вопросам новой коронавирусной инфекции [5-62].
При наполнении данных образовательных программ прежде всего преследовалась цель - создать практико-ориентированный учебный материал, который позволит в короткие сроки, с минимальным использованием учебного времени, с учетом возросшей трудовой и психоэмоциональной нагрузки средним и младшим медицинским работникам провести совершенствование профессиональных компетенций (упорядочение имеющихся) и приобретение новых знаний, умений и навыков по реализации мер по профилактике и снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 у взрослых и детей в практической деятельности, необходимых для самостоятельной профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации. Учитывался также тот факт, что нормативно-правовая база по новой коронавирусной инфекции COVID-19, методики ведения больных, методов лечения, специфические мероприятия по профилактике заражения, включая профессиональные, меняются очень динамично, и наполнение учебных программ подвергается постоянной корректировке в связи с меняющимися требованиями.
Анализ данных эффективности проведенного обучения показал достоверное увеличение уровня знаний медицинских работников с 56,6±3,25 до 76,2±5,31 % (р≤0,05). При этом достоверная эффективность обучения определена по всем проведенным циклам, где максимальные результаты эффективности обучения были достигнуты на циклах по тактике младшего персонала в условиях пандемии COVID-19 и по современным аспектам в практической деятельности специалистов со средним профессиональным образованием в условиях ФАП (рис. 4).
Рис. 4. Показатели эффективности обучения медицинских работников на циклах по актуальным вопросам новой коронавирусной инфекции COVID-19
А - медицинская помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Б - тактика младшего медицинского персонала в условиях пандемии COVID-19.
В - актуальные вопросы новой коронавирусной инфекции COVID-19 в практической деятельности специалистов со средним профессиональным образованием.
Г - современные аспекты в практической деятельности специалистов со средним профессиональным образованием в условиях фельдшерско-акушерских пунктов.
Д - тактика специалистов со средним медицинским образованием в условиях пандемии COVID-19.
ОБСУЖДЕНИЕ
В данный момент в мире отказались от термина "особо опасные инфекции", есть лишь инфекционные заболевания, которые могут вызвать чрезвычайную ситуацию в мировых масштабах. В соответствии с Международными медико-санитарными правилами (2005), санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.4.2318-08 "Санитарная охрана территории Российской Федерации" и СП 3.4.2366-08 "Изменения и дополнения № 1 к санитарно-эпидемиологическим правилам "Санитарная охрана территории Российской Федерации СП 3.4.2318-08"" перечень инфекционных (паразитарных) болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, включает такие заболевания, как: оспа; полиомиелит, вызванный диким полиовирусом; человеческий грипп, вызванный новым подтипом вируса; тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС), холера, чума, желтая лихорадка, лихорадка Ласса; болезнь, вызванная вирусом Марбург; болезнь, вызванная вирусом Эбола; малярия, лихорадка Западного Нила, крымская геморрагическая лихорадка, лихорадка Денге, менингококковая инфекция, лихорадка Рифт-Валле. Кроме того, имеет значение также выявление неэндемичных для данной местности инфекций невыясненной этиологии с необычно высокими показателями заболеваемости и летальности.
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" в этот перечень заболеваний была включена новая коронавирусная инфекция (SARS-CoV-2). Сеть медицинских организаций, предназначенных для лечения новой коронавирусной инфекции (SARS-CoV-2), в основном состоит из 2 типов: это специализированные инфекционные больницы, которые изначально предназначались для лечения больных с инфекционной патологией, включая больных с подозрением на наличие заболевания, представляющего опасность для окружающих; и второй - это медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях, специально созданные для лечения новой коронавирусной инфекции (SARS-CoV-2) ("Ковид-Центр"). В связи с этим уровень специальной теоретической и практической подготовки средних и младших медицинских работников по вопросам работы с пациентами с установленным заболеванием, представляющим опасность для окружающих, был различным.
Средние медицинские работники инфекционных стационаров, которые являются членами личного и приписного состава госпитальной базы по диагностике, лечению, режиму биологической безопасности работы при заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, имели более стойкие профессиональные компетенции при проведении лечебно-диагностических, профилактических и противоэпидемических мероприятий в условиях работы чумного и холерного госпиталей, а также в случае выявления и поступления больного с подозрением на заболевание, представляющее опасность для окружающих в условиях инфекционного стационара.
Система подготовки данной группы специалистов сформирована в нашей стране за многие десятилетия и включает подготовку медицинского персонала по вопросам диагностики, лечения и проведения первичных санитарно-противоэпидемических мероприятий при выявлении пациента (подозрительного) чумой, холерой, контагиозными вирусными геморрагическими лихорадками, другими болезнями и синдромами.
Опыт реализации обучения показал, что у средних медицинских работников и у руководителей медицинских организаций не сложилось верного понимания необходимости обучения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, так как считается, что прохождение только информационных материалов и интерактивных образовательных модулей по актуальным вопросам новой коронавирусной инфекции, которые размещены на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, и получение зачетных единиц по данной тематике освобождают их от прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, с последующим получением удостоверения о повышении квалификации, что противоречит требованиям приказа Минздрава России от 19.03.2020 № 198 н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" и приказа Минздрава России от 27.03.2020 № 246 н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № 198 н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19"".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время появляются публикации о реализации опыта обучения медицинского персонала в период коронавирусной инфекции (SARS-CoV-2), которые в большей части имеют высокое практическое значение для совершенствования системы обучения медицинского персонала новым компетенциям в условиях коронавирусной инфекции (SARS-CoV-2) и облегчения понимания самими медицинскими работниками необходимости в своевременном и качественном профессиональном обучении по вопросам лечения, профилактики, диагностики [64].