Система образования даже на небольшом историческом отрезке времени не может быть статичной. Подготовка по дисциплине "Медицина катастроф" призвана формировать личность медицинского работника как человека гуманистической и духовно-нравственной ориентации,способного быть полезным себе и окружающим, с осознанным безопасным поведением и повышенной работоспособностью в условиях крупных чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и антропогенного генеза, с необходимой квалификацией для оказания медицинской помощи лицам с острыми травмами, возникающими под воздействием поражающих факторов окружающей среды. Общая цель обучения дисциплине "Медицина катастроф" - дать слушателю знания теоретических основ безопасности жизнедеятельности в системе "человек - среда обитания в условиях ЧС", нормативно-правовых положений по оказанию медицинской помощи пострадавшим в ЧС, клинической картины последствий воздействия на человека поражающих факторов ЧС, методологии планирования, организации и проведения лечебно-эвакуационных мероприятий при ЧС. Безошибочным критерием профессиональной компетенции врача в области медицины катастроф служит глубина его специальной (предметной) подготовки.
В основу обучения дисциплине "Медицина катастроф" положен критерий снижения необоснованной смертности пострадавших в ЧС при отсутствии, запоздалом, ошибочном или неполном оказании им медицинской помощи. Необходимость обучения медицинского персонала вопросам медицины катастроф закреплено законодательно [1]. Подготовка руководящих кадров и медицинских работников к действиям в нестандартных ситуациях имеет первостепенное значение независимо от организационно-правовой формы учреждения, ведомственной подчиненности, уровня оказания медицинской помощи [2].
На наш взгляд, необходимо внести следующие изменения в традиционную систему подготовки, направленные на повышение квалификации медицинского персонала в области медицины катастроф [3].
Необходимость охвата обучением врачебных кадров всех специальностей. Это связано с тем, что любой врач в той или иной мере может быть привлечен к оказанию экстренной медицинской помощи (ЭМП) пострадавшим в ЧС. Возможны 3 варианта участия медработников в данном процессе.
Вариант 1 - работа в составе медицинских формирований вне медицинской организации: выездных бригад скорой медицинской помощи и территориальных центров медицины катастроф, нештатных врачебно-сестринских бригад медицинских организаций амбулаторного типа. Их задачи: организация работы пункта сбора пострадавших; медицинская сортировка по признаку опасности для окружающих; медицинская сортировка по лечебному признаку с целью формирования "красного" потока пострадавших; оказание ЭМП "красному" потоку; эвакуационная сортировка с последующей доставкой пострадавших по назначению с учетом очередности и порядка маршрутизации; проведение мероприятий по медицинской защите при ЧС радиационного и химического генеза и первичных противоэпидемических мероприятий при возникновении эпидемических очагов; медицинское обеспечение мест временного размещения эвакуированного населения; оказание медико-психологической помощи нуждающимся.
Вариант 2 - работа в медицинской организации в ходе ожидания и при поступлении пострадавших от факторов ЧС: экстренная подготовка структурных отделений к массовому поступлению пострадавших по строгому алгоритму; развертывание приемно-сортировочного отделения для проведения внутрипунктовой и эвакотранспортной медицинской сортировки, оказания ЭМП; проведение мероприятий по инфузионной, токсикологической и хирургической реанимации в реанимационных отделениях и противошоковых операционных; проведение мероприятий по медико-биологической защите (с участием сил и средств Роспотребнадзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - МЧС России) при поступлении пострадавших из очагов ЧС радиационного, химического и биологического профиля; оказание специализированной медицинской помощи в профильных отделениях; разработка порядка межбольничной эвакуации пострадавших по результатам эвакотранспортной сортировки; организация выезда бригад специализированной медицинской помощи для усиления других медицинских организаций, принимающих пострадавших.
Вариант 3 - оказание медицинской помощи при нештатной ситуации непосредственно в лечебной организации: теракте, взрыве или пожаре; обнаружении больного с опасным инфекционным заболеванием; возникновении жизнеугрожающего состояния у пациента в лечебно-диагностическом отделении. В этих случаях медработники проводят следующие соответствующие действия: используют табельные (технические и медицинские) средства индивидуальной защиты, оказывают ЭМП пострадавшим и участвуют в организации медицинской эвакуации;участвуют в проведении комплекса первичных противоэпидемических мероприятий и оказывают ЭМП пораженным биопатогенами; диагностируют жизнеугрожающие состояния у пациентов и оказывают им ЭМП с помощью синдромальных укладок непосредственно на месте [4].
В бытовых условиях при попадании в очаг поражения медицинский работник оказывает помощь пострадавшим в установленном объеме [5].
Следует особо отметить, что за обеспечение готовности медицинских работников и медицинских организаций в целом к реагированию в ЧС отвечает руководящий состав этих учреждений [2].
Учет профессиональных компетенций врачей в сфере медицины катастроф при разработке программ обучения. Вопросы оказания медицинской помощи пострадавшим закреплены в планах-заданиях объектам здравоохранения на случай возникновения ЧС согласно Федеральному закону № 68 [6], Постановлению Правительства РФ № 734 [7] и Плану медикосанитарного обеспечения населения региона в ЧС.
Реализация компетентностного подхода в качестве методологической основы обучения дисциплине "Медицина катастроф", предложенного академиком С.Ф. Гончаровым и соавт. [2, 8], предусматривает учет состава профессиональных компетенций по медицине катастроф для различных категорий специалистов. Предложения по их составу для включения в профессиональные стандарты по здравоохранению (для организаторов здравоохранения и врачей лечебных специальностей), разработанные провайдером образовательных программ по медицине катастроф - ФГБУ Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Минздрава России (ВЦМК "Защита"), в настоящее время рассматриваются в соответствующих структурах Минздрава России. Рекомендуется дополнить профессиональные стандарты следующими трудовыми функциями по медицине катастроф: "Организация и оказание специализированной медицинской помощи (по соответствующему профилю) пострадавшим в чрезвычайных и кризисных ситуациях" - в профессиональные стандарты врачей лечебных специальностей; "Организация приема и оказания медицинской помощи в медицинской организации пострадавшим в чрезвычайных и кризисных ситуациях", "Организация деятельности медицинской организации по приему и оказанию медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных и кризисных ситуациях" - в профессиональный стандарт специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья.
В обобщенном виде профессиональная компетенция включает готовность (способность) медицинских специалистов осуществлять профессиональную деятельность в чрезвычайных и кризисных ситуациях применительно к конкретной специальности; организовать (проводить) медицинскую сортировку (пункт сбора пострадавших, приемно-сортировочное или профильное отделение); оказывать ЭМП (пункт сбора пострадавших, санитарный транспорт, приемно-сортировочное или профильное отделение); участвовать в подготовке и медицинской эвакуации пострадавших (пациентов) в специализированные медицинские организации (догоспитальный период, приемно-сортировочное или профильное отделение); обеспечивать личную безопасность подчиненного коллектива и пострадавших (пациентов), в том числе при возникновении внутренней ЧС, оказывать первую помощь, применять медицинские и технические средства индивидуальной защиты, проводить экстренные первичные противоэпидемические мероприятия; участвовать в организации медицинского снабжения формирований и структурных отделений, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
В настоящее время на кафедре пересматриваются программы обучения с учетом профессиональных компетенций медицинских специалистов по медицине катастроф и наработок кафедры медицины катастроф ФГБОУ ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Минздрава России и учебно-методического центра ВЦМК "Защита".
1. Программы дополнительного профессионального образования (ДПО).
■ Обеспечение готовности медицинской организации к работе при ЧС и террористических актах (терактах) (для руководящего состава медицинских организаций).
■ Оказание медицинской помощи пострадавшим при ЧС и терактах в догоспитальном периоде (для врачей медицинских формирований, работающих вне медицинских организаций, фельдшеров выездных бригад скорой медицинской помощи).
■ Оказание медицинской помощи пострадавшим при ЧС и терактах в структурных отделениях медицинской организации (для врачей лечебных специальностей).
2. Рабочие программы.
■ Медицина чрезвычайных ситуаций (для ординаторов кафедр факультета усовершенствования врачей ГБУЗ Московской области"Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М. Ф. Владимирского").
■ Особенности оказания медицинской помощи пострадавшим при ЧС и терактах (для врачей, проходящих обучение на профильных кафедрах).
■ Особенности работы медицинской организации при ЧС и терактах (для специалистов, проходящих обучение на кафедре организации здравоохранения и общественного здоровья). Подготовка ординаторов и врачей, проходящих обучение по своей специальности на профильных кафедрах, проводится в заочной/очной форме с приоритетом самостоятельной подготовки.
Теоретическая подготовка по дисциплине "Медицина катастроф" предусматривает глубокое изучение вопросов нормативно-правового регулирования системы лечебно-эвакуационного обеспечения (ЛЭО) населения в ЧС и деятельности системы менеджмента качества (СМК) [1-24], в том числе порядков оказания различных видов медицинской помощи; профессиональных стандартов в здравоохранении; стандартов оказания скорой медицинской помощи; клинических рекомендаций по медицине катастроф;вопросов противоэпидемической, медицинской противохимической и медицинской противорадиационной защиты; состава, предназначения и порядка освежения медицинских изделий и лекарственных препаратов в интересах медицины катастроф; особенностей организации ЛЭО в медицинских округах Московской области; возможностей травматологических центров и маршрутизации при эвакуации пострадавших и некоторых других вопросов. Широко используются в ходе обучения материалы учебных пособий, разрабатываемых ВЦМК "Защита".
Особое место занимает формирование у медработников восприятия медицинской сортировки в качестве непрерывного процесса в ходе ЛЭО пострадавших, а мно-гоэтапности в оказании медицинской помощи - как вынужденной меры.
Подготовка руководящего состава медицинских организаций и их структурных отделений должна быть направлена на развитие способности к организации, планированию и управлению оказанием медицинской помощи пострадавшим в ЧС.
Основные компоненты такой подготовки [8, 25, 26]:
■ изучение принципиальной системы управления СМК;
■ разработка "Плана действий медицинской организации в ЧС" на основе полученного плана-задания, возможностей объекта здравоохранения и медикотактических особенностей проявления ЧС на конкретной территории;
■ ознакомление с базой данных о силах и средствах СМК области, предназначенной для рациональной и оперативной организации работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
■ приобретение навыков использования современных медицинских технологий при организации медицинской помощи пострадавшим, в том числе оказания экстренной консультативной медицинской помощи;
■ умение обосновывать готовность медицинской организации к работе в условиях ЧС;
■ изучение алгоритма действий в различных режимах деятельности с решением ситуационных задач;
■ участие в организации и проведении учений и тренировок.
Кроме того, обучение работе медицинской организации в ЧС должно проводиться в условиях реальной деятельности отделений травматологического центра I уровня и функционирования его защитного сооружения с целью отработки вопросов массового приема пострадавших из очагов ЧС различного генеза; защиты персонала и больных при угрозе возникновения ЧС в лечебном учреждении; инфузионной, токсикологической и хирургической реанимации пострадавших; возможностей других профильных отделений травматологического центра.
Более качественная подготовка по вопросам оказания ЭМП путем обязательного симуляционного обучения. ЭМП должна оказываться при следующих жизнеугрожающих состояниях пострадавших в ЧС [10, 13, 19-21]:
■ асфиксии (при травмах головы и шеи, ожогах лица);
■ острой дыхательной недостаточности: частота дыхательных движений >30 в минуту, сатурация ≤90% (отек легких, бронхоспазм, пневмоторакс, перелом ребер, шок различного генеза);
■ наружном кровотечении (нарастающая острая кровопотеря);
■ частоте сердечных сокращений >150 в минуту, систолическом артериальном давлении <90 мм рт. ст. (шок);
■ коме, судорожном синдроме;
■ клинической смерти;
■ переломах костей, ранениях суставов, обширных ожогах, неполных отрывах или разрушениях сегментов конечностей и повреждении мочевого пузыря (уретры);
■ автотравме, кататравме;
■ температуре тела >41 и <35°С;
■ интенсивной рвоте, диарейном синдроме;
■ менингеальном и геморрагическом синдроме;
■ интоксикационном психозе и остром психомоторном возбуждении;
■ химическом, радиоактивном и бактериальном загрязнении раны и кожного покрова;
■ остром коронарном синдроме, острой недостаточности мозгового кровообращения.
Жизнеугрожающие состояния у пациентов, требующие оказания ЭМП собственными силами и средствами в лечебнодиагностических отделениях медицинских организаций, как правило, включают: анафилактический, инфекционно-токсический, кардиогенный шок, судорожный синдром, менингеальный синдром, острый коронарный синдром, гипертонический криз.
Навыки в манипуляциях отрабатываются в ходе симуляционного обучения [27]. Набор симуляторов (тренажеров), линейка табельных медицинских изделий для оказания первой медицинской помощи и ЭМП (содержащиеся в индивидуальном медицинском комплекте гражданской защиты, сумке санитарной, укладке общепрофильной, наборе реанимационном, комплекте противоожоговом, наборе транспортных шин) и пакет методик обучения должны позволять проводить тренинги в необходимом объеме, включающем выполнение следующих манипуляций: приема лоб-подбородок, устойчивого дренажного бокового положения, искусственной вентиляции легких через лицевую маску мешком Амбу, наложение воротниковой шины, введение воздуховода ротового (назофарингеального), установку ларингеального воздуховода (при отсутствии сознания), наложение герметизирующей повязки, пункцию плевральной полости и выполнение коникотомии; выполнение тугой тампонады раны (давящей повязки) с использованием местных гемостатиков и наложение кровоостанавливающего жгута; установку внутривенного периферического катетера и применение инфузионной системы; проведение базовой сердечно-легочной реанимации и выполнение наружной дефибрилляции; подключение кислородного ингалятора и проведение оксигенотера-пии; проведение блокад и внутривенное введение лекарственных препаратов применение транспортного щита при травме позвоночника, наложение тазового пояса при переломе костей таза, установку тракционной шины при переломе бедренной кости, иммобилизацию стандартными транспортными шинами при переломах костей конечностей и аутоиммобилизацию; введение желудочного зонда; катетеризацию и пункцию мочевого пузыря; первичную обработку ран различной этиологии и наложение повязок, придание физиологического положения при переноске (перевозке).
Современная доктрина подготовки врачей предусматривает переход к системе непрерывного медицинского образования (НМО). Основной принцип НМО - ежегодное индивидуальное обучение специалистов с начислением баллов. С этой целью в институте проводится разработка краткосрочных учебных программ по различным медицинским специальностями и дисциплине "Медицина катастроф" с внедрением методов дистанционного обучения, создаются инфраструктуры для организации НМО и аккредитации специалистов: медицинский аккредитационно-симуляционный центр и центр компетенций.
Перечень разрабатываемых интерактивных образовательных модулей (с банком тестовых заданий и ситуационных задач) по дисциплине "Медицина катастроф" для НМО медицинских специалистов включает:
1. Организацию ЛЭО населения при ЧС и терактах.
2. Планирование и управление оказанием медицинской помощи пострадавшим при ЧС и терактах.
3. Организацию снабжения для медицинского обеспечения в ЧС.
4. Организацию и оказание медицинской помощи в догоспитальном периоде пострадавшим при ЧС и терактах.
5. Организацию работы лечебных учреждений при внешних и внутренних ЧС.
6. Основные жизнеугрожающие состояния при поражениях факторами ЧС: асфиксия, острая дыхательная недостаточность, кровотечение, шок и кома. Первая помощь и ЭМП: приказы, стандарты и клинические рекомендации.
7. Острая хирургическая травма. Медицинская помощь в догоспитальном и госпитальном периодах.
8. Терапевтические и психологические аспекты медицины катастроф. Медицинская помощь в догоспитальном и госпитальном периодах.
9. Радиационные и химические поражения. Порядок применения средств медицинской защиты, медицинская помощь в догоспитальном и госпитальном периодах.
10. Инфекционные болезни, вызывающие ЧС в области санитарно-эпидемиологического благополучия. Порядок применения средств индивидуальной защиты, экстренная профилактика и купирование синдромов поражения, маршрутизация при медицинской эвакуации.
Приведенные в статье пути реализации позволят реформировать систему подготовки медицинских кадров по дисциплине "Медицина катастроф" в ближайшей перспективе.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.