В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО), выпускник медицинского вуза, помимо теоретических знаний, должен овладеть регламентируемым объемом практических умений. За период обучения в вузе студент лечебного факультета овладевает 22 профессиональными, а также общекультурными и общепрофессиональными компетенциями, в рамках которых формируются нетехнические навыки.
Специфика врачебной профессии предполагает знание характерного свода этических требований,запретов и ограничений, которые должны приниматься теми, кто по роду своей деятельности вмешивается в жизнь другого человека. Подготовка медицинских специалистов в наши дни требует не только профессиональной компетентности как одной из главных составляющих, но и формирования профессиональносоциальной культуры специалиста. В процессе подготовки специалистов в вузе особое внимание следует уделять развитию не только универсальных знаний, нужных для выполнения той или иной деятельности, но и - в первую очередь - освоению корпоративных компетенций. У каждой сферы своя кадровая политика, свои особенности, и для того чтобы выпускник смог достаточно легко и полноценно включиться в профессиональную деятельность, ему необходимы мотивация, соответствующая квалификация, личностные и деловые качества, а также овладение корпоративными компетенциями, специфичными для каждой сферы деятельности [1].
Материал и методы
Цель работы - определить значение нетехнических навыков в профессиональной компетентности врача и провести анализ формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций на примере одной медицинской специальности.
Задачи
1. Определить, что входит в понятие "нетехнические навыки" (soft skills).
2. Определить значение нетехнических навыков для профессиональной компетентности врача.
3. Определить компетенции по ФГОС ВО, ответственные за формирование нетехнических навыков.
4. Проанализировать, какое количество дисциплин формирует компетенции, связанные с нетехническими навыками, на примере специальности "лечебное дело".
5. Определить роль преподавателя высшей школы в формировании нетехнических навыков.
6. Определить значение симуляционных технологий в отработке нетехнических навыков.
Результаты
Профессионально-социальную культуру врача можно определить как совокупность знаний, умений, а также интеграцию личностных качеств, основанных на толерантных, гуманистических, этических принципах в процесс коммуникации с пациентами. Именно на уровне профессионально-социальной культуры может выразиться человеческая индивидуальность специалиста медицинского профиля. Компетентность и образованность человека проявляются в системноценностном подходе в процессе подготовки специалиста [4].
В зарубежной образовательной практике эмоциональные и коммуникативные качества рассматриваются как soft skills, или "мягкие" навыки, которые дополняют hard skills - технические/"твердые"/ профессиональные навыки. В отличие от последних, которые, как правило, хорошо измеримы, устойчивы, отождествляются с конкретными манипуляциями, а также входят в состав должностных инструкций и квалификационных характеристик, soft skills носят универсальный характер, важны для успешного профессионального и жизненного самоопределения любого человека, независимо от профессии. К их числу относят способность к коммуникации, лидерству, кооперации, дипломатии, выстраиванию отношений; командные, публичные навыки; умения презентовать свои идеи, креативно решать открытые задачи, в том числе социального плана, и др. Данные компетенции в современном мире рассматриваются в качестве важного образовательного результата наряду с профессиональными компетенциями.
Насколько они важны для будущих врачей? Ряд врачебных специальностей являются публичными, что делает особо важными такие умения, как презентовать себя и свои идеи, выстраивать отношения с различными субъектами здравоохранения - обучающимися (ординаторами, курсантами), родителями (для врачей-педиатров), родственниками, пациентами, социальными партнерами, кооперировать свои действия с другими участниками лечебного процесса; проявлять лидерские качества и др.
"Мягкие" навыки - это набор личностных характеристик, повышающих эффективность взаимодействия с другими людьми в рабочем пространстве и эффективность работы. Таким образом, для достижения высокого уровня конкурентоспособности потенциальному выпускнику вуза необходимо обладать не только развитыми техническими навыками, но и рядом soft skills [5].
Логически размышляя, нетрудно понять: раз есть soft skills, то существуют и hard skills, т.е. те профессиональные компетенции, которые не просто существуют одновременно с soft skills, а жизненно необходимы, должны быть взаимосвязаны, взаимозависимы [8]. Мировой опыт свидетельствует об ориентации профессионального образования на формирование гибких и твердых навыков в их единстве.
В соответствии с требованиями ФГОС ВО III поколения, выпускник медицинского вуза, помимо теоретических знаний, должен овладеть регламентируемым объемом практических умений и опытом практической деятельности. За период обучения в вузе студент лечебного факультета овладевает 41 компетенцией, среди них 8 общекультурных и 11 общепрофессиональных, часть их (ОК-4, ОК-5, ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4) напрямую связана с формированием нетехнических навыков (soft skills).
По специальности "лечебное дело" формирование нетехнических навыков в рамках общекультурных компетенций происходит на 115 дисциплинах, а в рамках общепрофессиональных компетенций - на 94 (см. таблицу).
Сегодня вузы переходят от трансля-тивной (лекционно-семинарской) модели к интегрированной, включающей проектирование, разбор кейсов и практические занятия, предполагающие использование симуляторов (манекенов, тренажеров). В качестве важного результата наряду с профессиональными компетенциями рассматривается развитие у студентов способностей к коммуникации, лидерству, кооперации, выстраиванию отношений, формирование командных, публичных навыков, умений презентовать свои идеи, принять решение, креативно решить открытые задачи, в том числе социального плана. Эти компетенции относят к "мягким" навыкам, владение которыми во многом определяет успех будущей профессиональной деятельности [3].
Современные студенты вузов имеют серьезные проблемы с устным изложением материала в силу неумения грамотно выражать любые мысли. Это следует из того, что в школе их почти не учат рассуждать устно. Кроме того, приходя на практику в медицинские организации, студенты оказываются в среде, где наряду с профессиональными задачами требуется решать коммуникативные проблемы. В силу этих причин аудиторная подготовка студентов к профессиональной деятельности требует очень серьезного подхода [7].
Ключевой фигурой образовательного процесса является преподаватель, поэтому политика обеспечения качества подготовки студентов начинается с формирования преподавательского состава [2].
Большим потенциалом в развитии soft skills обладают педагогика как учебная дисциплина, а также внеучебная воспитательная работа (студенческие олимпиады, конкурсы), в том числе неформальное общение (школы студенческого актива, общественные молодежные организации).
Одним из эффективных способов обучения, широко используемых для формирования коммуникативных и профессиональных умений обучаемых, являются интерактивные симуляционные технологии, моделирующие реальную профессиональную деятельность. В учебном процессе используют деловую игру, позволяющую студенту освоить профессиональные компетенции в условиях имитации профессиональной деятельности. Деловая игра - обучение через деятельность, направленная на активизацию профессиональных знаний, на повышение познавательной мотивации в овладении навыками профессиональной речи [8].
Симуляционные технологии в обучении студентов являются не только составной частью клинической подготовки, но и одним из механизмов, запускающим и формирующим клиническое мышление на высоком и мотивированном уровне. Симуляция в медицинском образовании позволяет закрепить необходимые теоретические знания и практические умения, довести их до автоматизма, научить действовать системно: планировать, организовывать, корректировать и анализировать свою деятельность. Преимущество симуляционных технологий заключается в обучении без нанесения вреда пациенту, в устранении у обучающихся тревоги совершить непоправимую ошибку.
Выводы
1. "Мягкие" навыки - это набор личностных характеристик, повышающих эффективность взаимодействия с другими людьми в рабочем пространстве и эффективность работы. В профессии врача к ним относятся умение презентовать себя и свои идеи, выстраивать отношения с различными субъектами здравоохранения, кооперировать свои действия с другими участниками лечебного процесса, проявлять лидерские качества.
2. Профессия врача выдвигает достаточно высокие требования к умениям, навыкам, личностным качествам, и, для того чтобы им соответствовать, необходимо эффективно взаимодействовать, планировать свою деятельность на этапе обучения, понимать и уметь прогнози-ровать поступки и поведение других людей, распознавать эмоциональные реакции, особенности социальной ситуации. Вследствие постоянной модернизации в сфере здравоохранения, повышения качества оказания медицинских услуг, требования к профессиональным и индивидуально-личностным качествам возрастают, поэтому формирование социального интеллекта также имеет практическую значимость [9].
3. В соответствии с ФГОС ВО, выпускник медицинского вуза по специальности "лечебное дело" должен овладеть 41 компетенцией, среди них 8 общекультурных и 11 общепрофессиональных, часть их (ОК-4, ОК-5, ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4) напрямую связана с формированием нетехнических навыков.
4. По специальности "лечебное дело" формирование нетехнических навыков у обучающихся происходит в рамках 3 общекультурных компетенций (ОК-4, ОК-5, ОК-8) на 115 дисциплинах и в рамках 3 общепрофессиональных компетенций (ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4) на 94 дисциплинах.
5. Ключевой фигурой образовательного процесса является преподаватель. Современная система высшего образования формирует новый образ педагога-консультанта, соратника, воспитателя, руководителя проектов, коммуникатора, исследователя, инноватора. Осуществляется переход от транслятивной (лекционно-семинарской) модели к интегрированной, включающей решение ситуационных задач, разбор клинических случаев, отработку практических и коммуникативных навыков.
6. Симуляционные технологии имеют большое значение в отработке нетехнических навыков. Они позволяют отработать такие общие компетенции, как соблюдение правил личной безопасности на рабочем месте и безопасности пациента, повысить уровень профессионального мастерства и практических навыков молодых специалистов на этапе учебной практики, обеспечивая им более эффективный, плавный и безопасный переход к производственной практике и будущей профессиональной деятельности [10].