Медицинское образование онлайн: практический обзор методов, для кого они предназначены и в каких случаях применяются
Проблематика
Все шире вводятся образовательные Интернет-курсы для врачей и студентов-медиков. Несмотря на многочисленные исследования, организаторы курсов точно не знают, что и каким образом пред
лагать для онлайн-обучения. Для потенциальных учащихся отсутствуют научно обоснованные рекомендации, как сделать выбор между предлагаемыми вариантами. Мы преследовали цель разработать теоретически обоснованные критерии для организации и оценки медицинских Интернет-курсов.
Методы
Практический обзор обеспечивает качество и отличается систематичностью, его цели - определить и объяснить взаимосвязь между контекстом, механизмом и результатом обучения. Мы исследовали 15 электронных баз данных и ссылки на включенные в них статьи, чтобы идентифицировать теоретические модели того, как Интернет обеспечивает обучение, исходя из эмпирических исследований, которые включали докторов и студентов-медиков, использовали Интернет для обеспечения обучения, регистрировали формальную оценку. Применяя иммерсию и интерпретацию, мы проверяли теории, учитывая, насколько хорошо они объясняли результаты, достигаемые в различных образовательных контекстах.
Результаты
Нашим критериям включения соответствовали 249 исследований. Мы определили 2 основные теории, объясняющие варьирования в удовлетворенности и результатах обучающихся: Davis’s Technology Acceptance Model и Laurillard’s Model of Interactive Dialogue. Обучающиеся предпочитали курс, предлагающий ощутимые преимущества по сравнению с не доступными онлайн альтернативами, являющийся простым в применении с технической точки зрения и отвечающий их ценностям и стандартам. "Интерактивность" эффективна только в том случае, когда обучающиеся способны вступать в диалог с преподавателем, сокурсниками и виртуальными обучающими программами и получать оценку своей деятельности.
Выводы
Для разных обучающихся в различных контекстах подходят разнообразные способы получения материалов курсов. При разработке и выборе Интернет-курса внимание следует заострить на соответствии его технических характеристик потребностям и приоритетам обучающихся и на способах обеспечения значимого взаимодействия. В статье авторы предлагают предварительный набор вопросов, чтобы помочь организаторам курсов и учащимся проверить соответствие курса перечисленным требованиям.
BMC Medical Education, 2010, 10:12