Образование является одним из приоритетных направлений в работе государства и вектором развития общества. Происходящие в России в последние десятилетия изменения в характере образования, его направленности, целях и содержании, а также в построении новой модели образования на основе компетентностного подхода и расширение пространства педагогической деятельности актуализируют проблему формирования правовой компетенции студентов профессиональных образовательных организаций [1].
На протяжении многолетнего развития педагогических наук всегда являлся актуальным вопрос об эффективных технологиях обучения. Современный уровень развития общества побуждает специалистов в области образования к поиску новых, еще более эффективных образовательных технологий. С учетом обозначенных проблем встает вопрос, как организовать педагогический процесс, направленный на формирование правовых компетенций в профессиональных образовательных организациях, и каковы условия формирования таких компетенций.
Основная задача педагога в современной системе образования - организация условий, направленных на освоение студентами профессиональных компетенций, соответствующих определенной квалификации и уровню образования, что вызывает необходимость использования технологий, ориентированных на обучение через моделирование профессиональных затруднений и поиска путей их решения [2].
Концепцию "учения через деятельность" предложил американский ученый Дж. Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении:
- учет интересов студентов;
- учение через обучение мысли и действию;
- познание и знание - следствие преодоления трудностей;
- свободная творческая работа и сотрудничество [3].
В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности студентов, при котором они не являются пассивными "приемниками" информации, а сами активно участвуют в учебном процессе.
Деятельностный подход в обучении состоит в осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач, имеющих личностно-смысловой характер. Учебные задачи становятся интегративной частью деятельности. При этом важнейшей составляющей действий являются действия умственные. В этой связи особое внимание уделяется процессу выработки стратегий действования, учебным действиям, которые определяются как способы решения учебных задач. В теории учебной деятельности с позиции ее субъекта выделяются действия целеполагания, программирования, планирования, контроля, оценивания. А с позиции самой деятельности - преобразующие, исполнительские, контрольные. Большое внимание в общей структуре учебной деятельности отводится действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Самоконтроль и оценка преподавателя способствуют формированию самооценивания. Функция преподавателя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С. Выготский, "учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения" [4].
Профессиональные компетенции могут сформироваться только тогда, когда в обучении используются не только стандартные, но и нестандартные формы обучения, такие как ролевые игры, уроки-брифинги, круглые столы, уроки-состязания, пресс-конференции, деловые игры и др.
На таких занятиях трудно свести сущность образовательного процесса к передаче фактических данных и информации. Применяя компетентностный подход, мы вовлекаем студентов в процесс напряженных профессиональных поисков, исследований. Одной из технологий, которая отвечает обозначенным требованиям, является образовательная технология "Дебаты".
Слово "дебаты" (от фр. debats) обозначает прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании. Их задача - всесторонне обсудить проблему, чтобы разобраться в ее сути, сделать доступным понимание того или иного факта, события, точки зрения.
Образовательная технология "Дебаты" не только обеспечивает вовлечение студентов в интересную игру, но и представляет эффективное средство для их развития, формирования компетенций, необходимых для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества. "Дебаты" способствуют формированию критического мышления, собственной позиции, навыков системного анализа, искусства аргументации; развитию воли, памяти, умения сопоставлять, сравнивать, самостоятельно добывать различного рода информацию по актуальным для человека и общества проблемам. Они предполагают активное включение каждого студента в поисковую, познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации, организацию совместной деятельности, партнерских отношений в коллективе, а также обеспечение диалогичности общения и во внеурочной деятельности. Многолетний опыт нашей работы подтверждает возможность использования "Дебатов" при преподавании гуманитарных и обществоведческих дисциплин в системе среднего профессионального образования.
На сегодняшний день технология "Дебатов" получила статус педагогической образовательной технологии и активно используется в современной педагогике как отдельный метод на уроке или целое занятие. В "Дебатах" могут участвовать студенты и преподаватели, объединившись общим стремлением к знаниям и компетенциям [5].
Рассмотрим на примере образовательную технологию "Дебаты". Повторим, что "Дебаты" - это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть "Дебатов" заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы для защиты и опровержения предложенного тезиса, чтобы убедить присутствующих в своей правоте. Подобного рода формализованные обсуждения имели место в российской системе образования еще в XVIII в. и назывались диспутами. Использование "Дебатов" в процессе обучения способствует созданию устойчивой мотивации обучения, так как при этом достигается личностная значимость учебной информации для студента. Состязательность во время интеллектуальной игры стимулирует творческую, поисковую деятельность, а также тщательную проработку основного изучаемого профессионального материала. Студенты высказывают свои мнения, аргументируя их соответствующими ссылками на законы, другие нормативно-правовые акты. В конце занятия у всех сформирована конкретная позиция "за" или "против". Специфической особенностью "Дебатов" является преобладающий характер самообразования студентов, ведь для подготовки необходимо изучить соответствующую теоретическую базу. Такая система обучения, с одной стороны, охватывает подготовку к непосредственной практической деятельности, а с другой стороны, ориентирована на совершенствование личности, способной к самореализации. Она создает условия для осознания социальной значимости своей профессии, учит принимать решения в нестандартных ситуациях, работать в команде. Студентам интересно, когда получаемая информация имеет не только содержательный смысл, но и значимость. На теоретических занятиях в рамках учебных дисциплин студенты углубляют правовые знания правового информирования, правового воспитания и правового обучения; приобретают умения осуществлять отбор, обработку правовой информации, анализировать и решать правовые ситуации, составлять конспект занятия, направленного на правовое воспитание и правовое обучение; отрабатывают навыки работы с правовыми источниками [6].
Образовательная технология "Дебаты" базируется на таких педагогических принципах, как целостность, универсальность, вариативность, демократизация учебного процесса, личностная ориентированность обучения, развитие способности студентов к самообразованию. С позиции данной технологии учебный процесс рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств студента, а преподаватель выступает как координатор этого процесса.
Целесообразно использовать технологию "Дебаты" на занятиях гуманитарных и обществоведческих дисциплин, таких как "Правовые основы профессиональной деятельности", что дает прекрасную возможность для развития и совершенствования правовых компетенций у студентов. В нашей практике мы используем образовательную технологию "Дебаты" преимущественно на целом занятии, которое и превращается в занятие "Дебаты по заданной теме". Используемые правовые дисциплины ориентированы на гуманизацию обучения и ставят перед собой цель социализации человека в современном обществе. Именно поэтому и темы носят социально-правовой характер.
Примерные темы образовательной технологии "Дебаты", которые используются в нашей практике обучения студентов по специальности "сестринское дело" в медицинском колледже, следующие:
- права граждан Российской Федерации на охрану здоровья;
- права и обязанности граждан при оказании им медицинской помощи;
- права, обязанности и ответственность лечебных учреждений и медицинских работников в процессе оказания медицинской помощи и др.
Каждая тема дает толчок к продуктивной дискуссии. Качество образовательной технологии "Дебаты" определяется главным образом психофизическими особенностями студентов разновозрастной (от 19 до 60 лет) группы и общей подготовкой всех участников.
Сегодня существенно обострились проблемы эмоционального общения людей. Развитие коммуникативной культуры личности предполагает разработку системы средств, направленных на развитие мышления, речи, социальных установок и коммуникативных умений.
Анализируя опыт использования образовательной технологии "Дебаты" в педагогической деятельности, можно выделить следующие цели:
- мотивировать студентов к процессу обучения;
- актуализировать, систематизировать, повторять изучаемый материал;
- стимулировать студентов к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать способность выделять главное и умение концентрироваться на сути проблемы;
- развивать познавательную активность студентов;
- развивать и совершенствовать способность студентов мыслить критически и логически, рассуждать, высказывать и аргументировать собственную точку зрения;
- развивать коммуникативную культуру;
- овладевать навыками самопрезентации и публичного выступления;
- развивать способность студентов работать в команде;
- развивать творческий потенциал студентов.
Успехи студентов в образовательном процессе, их стремление к обучению и новым знаниям, а также многочисленные положительные отзывы работодателей убеждают нас в высокой эффективности образовательной технологии "Дебаты", что дает основания к ее широкому использованию в преподавательской практике в системе среднего профессионального образования.
Литература
1. Кузьминская А.В. Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях // Молодой ученый. 2014. № 16.
2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 г. М. : центр "Эйдос" (www.eidos.ru/news/compet.htm).
3. Дьюи Дж. Школа будущего. М. : Госиздат, 1926.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. : Педагогика-Пресс, 1996.
5. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспект лекций. М. : Юрайт, 2010.
6. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам. М. : Бонфи, 2001.