Ментальная карта (син.: диаграмма связей, интеллект-карта, карта мыслей (англ. Mind map), ассоциативная карта/ диаграмма, карта памяти, схема мышления) - метод структуризации информации с использованием графической записи в виде диаграммы. Ментальная карта реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Методика была разработана психологом Тони Бьюзеном в конце 1960-х гг. [1].
Метод ментальных карт применим в любой сфере жизни, где бы ни требовалось развивать и совершенствовать интеллектуальные способности личности и решать разнообразные задачи [2]. В педагогическом процессе высшего медицинского образования использование данного метода, безусловно, имеет определенные преимущества перед традиционной медицинской учебной литературой. Известно, что медицинские знания постоянно обновляются и удваиваются по объему примерно раз в 5-10 лет. Это диктует необходимость периодического обновления базы учебной литературы, что не всегда осуществимо практически. В частности к преимуществам использования ментальных карт можно отнести их оперативную коррекцию, а также краткость, наглядность и информативность представляемой информации.
Таким образом, век информационных технологий предполагает применение новых педагогических приемов, способствующих лучшему усвоению специфической медицинской информации у студентов.
Цель - обосновать преимущества использования ментальных карт перед учебной студенческой литературой.
Материал и методы
В работе использованы конкретно-социологические методы - добровольное анонимное анкетирование и метод простого интервью с целью уточнения некоторых позиций [3]. В задачи исследования входили анкетирование и интервьюирование 72 студентов V и VI курсов лечебного и педиатрического факультетов, которые готовились к практическим занятиям с помощью разработанных нами ментальных карт. С учетом принятых в социологии требований к анкетированию первая часть вопросов носила нейтральный характер, затем предлагались более сложные, а вопросы социально-демографического блока завершали анкету. Отсутствовали пункты, характеризующиеся органической множественностью, составные вопросы и вопросы с двойным отрицанием, было минимизировано количество вопросов с числом альтернативных ответов >5 и другие. Была составлена и использована оригинальная анкета, которая включала 10 вопросов. Опрос проводили в течение одного учеб-ного дня, чтобы исключить повторное включение респондентов.
Анализ паспортной части анкеты показал, что среди респондентов преобладали девушки-студенты в возрастной когорте 20-29 лет, учащиеся на хорошо и отлично.
Результаты
При анкетировании респондентов оказалось, что только 23 (31,9%) студента регулярно используют учебную литературу, полученную в библиотеке. При выборочном интервьюировании выяснилось, что студенты не желают пользоваться учебной литературой, так как удобнее использовать электронные версии учебников. Кроме того, часть респондентов заявила о неактуальности учебной литературы.
При ответе на вопрос анкеты "Какими источниками информации Вы готовы пользоваться при подготовке к практическим занятиям, кроме учебной литературы?" абсолютное большинство (55 студентов, 76,4%) отметили интернет-ресурсы. Остальные варианты ответов набрали значительно меньше голосов: лекционный материал - 9 (12,5%), научная литература - 5 (6,9%), остальные 3 (4,2%) готовиться к занятиям самостоятельно не планируют. Примечательно, что среди предложенных вариантов ментальные карты не выбрал ни один студент.
Все 72 (100%) студента заявили о готовности использовать ментальные карты вместо учебной литературы в случае их предоставления студентам.
Что касается достоинств метода, студенты чаще всего отмечали информативность ментальных карт (43 респондента, 59,7%). При интервьюировании студенты определяли информативность как достаточный объем знаний при минимальном количестве текста. Также из преимуществ студенты указали на высокую структурированность информации (15 респондентов, 20,8%). Позднее они пояснили это легкостью получения общего представления о конкретных нозологиях. Еще 2 (2,8%) студента не смогли сформулировать позитивные черты использования ментальных карт.
Тех, кто негативно отнесся к данному методу, было существенно меньше (5 студентов, 6,9%). Все они указали на недостаточный объем знаний, который может быть извлечен из конкретной ментальной карты. Оставшиеся 7 (9,8%) студентов не смогли четко обозначить свое отношение к ментальным картам.
Обсуждение
Исходя из полученных результатов можно заключить следующее. Во-первых, в настоящее время студенты старших курсов зачастую не желают использовать учебную литературу при подготовке к практическим занятиям, предпочитая интернет-ресурсы. Учитывая, что в Интернете много противоречивой, а часто даже ложной информации, существует объективная необходимость в подготовке методически выверенных материалов, которые могли бы стать альтернативой учебникам.
Во-вторых, в век информационных технологий педагогические методы и методики должны соответствовать современной конъюнктуре. Несмотря на то что никто из респондентов не сталкивался с ментальными картами ранее, все студенты продемонстрировали готовность к их использованию при подготовке к занятиям. Абсолютное большинство студентов (83,3%) оценили работу по данному методу позитивно, и лишь 6,9% респондентов были недовольны работой с ментальными картами.
В-третьих, необходимо детально проанализировать причины негативного отношения к данному методу изложения специфической медицинской информации для их возможной минимизации. Студенты указывают на недостаточный объем знаний, который может быть получен из конкретной ментальной карты. Действительно, схемы мышления не могут содержать сопоставимый по глубине объем информации по сравнению с учебной литературой. И если у студента нет полноценной базы клинических знаний, ему будет очень трудно выстроить необходимый ассоциативный ряд, который лежит в основе любой интеллект-карты. В таком случае уместно предположить, что в ряде случаев использовать ментальные карты целесообразно при подготовке к итоговым или зачетным занятиям, а также к экзамену по дисциплине, т.е. после использования учебной литературы.
Заключение
Использование ментальных карт в высшем медицинском образовании пока не получило широкого распространения. При этом процесс их создания интерактивен, прост и доступен широкому кругу преподавателей. Известно, что данный метод имеет ряд преимуществ: ".Можно быстро и без больших усилий составлять аккуратные и многоцветные интеллект-карты, а также по желанию редактировать и улучшать уже созданные; анализировать информацию и управлять данными на разных уровнях с помощью большого набора инструментов; распространять и демонстрировать интеллект-карты в разных режимах, переводить их в различные коммуникационные и отчетные форматы (доклады, презентации, планы проектов и электронные таблицы); развивать групповые идеи и замечания в ходе совместной работы; организовывать, осуществлять и отслеживать проекты от начала до конца; повышать эффективность управления знаниями благодаря подключению к внешним источникам информации" [4].
Также хотелось бы отметить, что ментальные карты, по мнению студентов, могут стать современной альтернативой учебной литературе при подготовке к практическим занятиям, т.е. их использование целесообразно и оправдано. Наиболее значительным ограничением их применения может стать низкий уровень базовой подготовки студента, не позволяющий выстраивать нужный ассоциативный ряд. В таком случае можно рекомендовать использовать ментальные карты при подготовке к итоговым, зачетным занятиям или экзаменам, т.е. после ознакомления с учебной литературой.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов и источников внешнего финансирования.
Авторы выражают благодарность коллективу кафедры социальной работы с курсом педагогики и образовательных технологий ДПО ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский университет" за методическую помощь в работе.
Литература
1. Андрюхина Л.М. Ментальные карты (интеллект-карты) как контрольно-оценивающее средство по дисциплине "История и методология педагогической науки" // Сборник научных трудов IX Международной научно-практической конференции "Формирование кадрового потенциала СПО - инновационные процессы на производстве и в профессиональном образовании". Екатеринбург, 2016. С. 78-86.
2. Мюллер Х. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей. М. : Омега-Л, 2007. 126 с.
3. Каплунов К.О. Особенности применения методик социологии медицины в условиях детского инфекционного стационара // Менеджер здравоохр. 2015. № 1. С. 35-39.
4. Бьюзен Т., Гриффитс К. Интеллект-карты для бизнеса. Минск : Попурри, 2011. 320 с.