Уважаемые коллеги!
Только что завершилась очередная конференция АМЕЕ - Международной ассоциации по медицинскому образованию. В 2017 г. конференция прошла в Хельсинки и собрала рекордное количество участников - 3920 из 92 стран. Как всегда программа конференции была очень насыщенной и включала 12 пленарных выступлений, 26 симпозиумов, 442 секционных доклада, 64 мастер-класса. Традиционно в программе конференции выделяются секции для докладов о диссертациях в сфере медицинского образования, в этом году прозвучало 12 таких докладов. Новый формат презентации PechaKucha все чаще используется на конференциях АМЕЕ - спикер должен выступить с презентацией из 20 слайдов, автоматически переключающихся через 20 мин. Было представлено 852 постерных доклада и 77 электронных постеров, среди них жюри из 20 человек выбрало 3 лучших.
Одним из важных проектов АМЕЕ является ASPIRE - признание достижений в области медицинского образования. Комитет ASPIRE каждый год отбирает школы и отдельных преподавателей, достигших превосходства в различных категориях: повышение квалификации преподавателей, исследования в медицинском образовании, оценка знаний, вовлечение студентов, социальная ответственность, применение симуляционных технологий. В этом году первым из медицинских вузов постсоветского пространства премии ASPIRE удостоился Карагандинский государственный медицинский университет - за превосходные программы обучения в симуляционном центре.
Многие участники конференций АМЕЕ, помимо секций в основной сетке программы конференции, принимают участие в заседаниях групп по интересам и специальных комитетов по исследованиям в медицинском образовании, использованию симуляционных технологий, по преподаванию с использованием компьютерных технологий, повышению квалификации преподавателей и последипломному образованию. В 2017 г. дополнительно был учрежден комитет по непрерывному профессиональному развитию/непрерывному медицинскому образованию (НМО).
В этом году мы открываем российский офис АМЕЕ на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Его основными задачами станут повышение квалификации преподавателей российских медицинских вузов, обмен передовым опытом с коллегами со всего мира. Надеюсь, конференция АМЕЕ-2018 в Базеле привлечет еще больше российских участников.
Значительные перемены происходят и в российском медицинском образовании. Один из 4 приоритетных проектов в сфере здравоохранения напрямую связан с медицинским образованием - он предусматривает развитие симуляционных аккредитационных центров и развитие НМО. Проект предполагает создание большого количества электронных интерактивных модулей - 5000 единиц: по 1000 за каждый год проекта с публикацией на портале НМО Минздрава, однако никакого финансирования при создании модулей не предусматривается. Напомню, что в предыдущие годы в рамках реализации Модели отработки основных принципов НМО было создано около 1000 таких модулей, более 700 из них прошло процедуру рецензирования, и в настоящее время они доступны на портале http://www.sovetnmo.ru. В то же время проект предусматривает значительные объемы финансирования для оснащения аккредитационных центров симуляционным оборудованием. Так, в 2018 г. планируется дооснащение 97 уже созданных на базе образовательных и научных организаций аккредитационных центров, а в 2019- 2020 гг. - создание 17 независимых аккредитационных центров. Предполагается что управление независимыми центрами возьмут на себя региональные медицинские профессиональные некоммерческие организации - те, чьи полномочия определены в ст. 76 323-ФЗ "Об основах охраны граждан в Российской Федерации".
Предполагается, что оснащение в рамках проекта будет проводиться симуляционным оборудованием преимущественно отечественного производства, и в этой связи нужно отметить, что сегодня производством российских симуляторов для медицинского образования заняты не только "самоделкины", далекие от медицины и известные прежде всего агрессивным лоббированием своих интересов, но и серьезные российские компании, много лет глубоко погруженные в проблемы медицинского образования и на самом деле имеющие опыт комплексного оснащения симуляционных центров.
Проект очень нужный и важный, уже за первые 2 года первичная аккредитация заставила образовательные организации по-новому взглянуть на процессы подготовки студентов-медиков и значительно усилить акцент на обучении практическим умениям, важно не сбавлять темп и продолжать внедрение независимой оценки на всех этапах медицинского образования. Процесс внедрения НМО уже сегодня привлек более 230 тыс. медицинских работников с высшим образованием, которые с энтузиазмом участвуют в мероприятиях, осваивают интерактивные образовательные материалы и формируют свои портфолио.
Конечно, далеко не все складывается так гладко, как хотелось бы. Так, для НМО до сих пор не принята нормативная база, а первичную специализированную аккредитацию невозможно начать до утверждения профессиональных стандартов по всем специальностям. Все эти проблемы решаемы при нашем с вами активном участии, неравнодушном отношении к судьбе медицинского образования.
Дорогие коллеги, приглашаем вас активно высказывать свою точку зрения в нашем журнале и в дискуссиях на конференции "РОСМЕДОБР-2017", которая начнется совсем скоро - 5 октября!
Заместитель главного редактора
Залим Балкизов