Неспящие в Сиэтле
Опубликовано 21.11.2016
Кстати, не совсем! Несмотря на 8-часовую разницу во времени, мне удалось неплохо поспать, благодаря мелатонину и насыщенному графику. Я приехал в Сиэтл на Ежегодную конференцию АММС - 2016. Удобно, что у British Airways есть прямой рейс Хитроу-Сиэтл. British Airways теперь записывает количество полетов для каждого клиента. Оказывается, что с того момента, как они начали фиксировать полеты, я побывал в 72 городах и 40 странах. Для наглядности они измеряют расстояния в... полетах на Луну! Между прочим, по их подсчетам, я слетал на Луну 11,5 раз.
На встрече большинство обсуждений касались недавних выборов Дональда Трампа. Darrell Kirch и Atul Gawande, оба сильные ораторы, подчеркивали роль фундаментальной медицины в укреплении общественного здоровья, когда доверие к лечебным учреждениям подорвано, а мнения о роли государства в здравоохранении резко расходятся. Они утверждали, что каждый из нас может изменить положение дел в своей области. Необходимость заботы о себе и своем здоровье обсуждалась уже на многих сессиях наряду с проблемами приспосабливаемости и дискриминации. Atul Gawande представил свою новую книгу "Смертный" ("Being Mortal"), посвященную тому, как медицина может улучшить не только саму жизнь, но и ее конец. Автор заставляет задуматься о том, что мы называем хорошим лечением?
Медицина, отмечает Gawande, становится все сложнее - в ней более 60 000 различных диагнозов, 6000 лекарств и 4000 возможных медицинских и хирургических манипуляций. Что из всего этого обязан знать студент?
Еще одна тема сессии - разрешеннная профессиональная деятельность (EPAs). В одной статье Olle ten Cate, первый выдвинувший данную концепцию, описал 5 EPAs в качестве основы для новой учебной программы в Утрехте. В каждом EPA заложены добавочные EPAs. Меня удивило, что 6-летний учебный план (3 года бакалавриата и 3 года магистратуры) делится на доклиническую и клиническую части, причем первые 3 года большинство предметов доклинические. Он принципиально отличается от 5-летнего учебного плана в Великобритании, где нет вертикальной интеграции и клинический опыт работы студенты приобретают уже с первого курса.
На встрече был стенд AMEE - это была прекрасная возможность ознакомиться с действующими членами AMEE и убедить других участников присоединиться к ним. Большое внимание привлек MedEdPublish. Многие посетители стенда высказали желание участвовать в конференция AMEE в Хельсинки.
Одна из сессий называлась "Отличники медицинского образования: стандарты для наилучшей практики" (Excellence in Medical Education: Standards for Best Practice). Председателем сессии был Dan Hunt, активное участие принимали также лауреаты премии ASPIRE Anna Cianciolo и Pedro Greer, а также председатель группы "социальная ответственность" в ASPIRE James Rourke. Я поделился своей оценкой инициативы по созданию ASPIRE и закончил выступление анализом полученного опыта и возможностей дальнейшего развития. Участники сессии предложили две дополнительные темы для обсуждения: образовательная среда и инновации и регулирование изменений в медицинских вузах. В январе эти и другие предложения, которые мы получили, станут темами для обсуждений на ASPIRE Board в Сингапуре. На сессии было более 400 участников и несколько факультетов выразили желание подать заявку на получение премии.
В своей вступительной презентации ASPIRE-to-Excellence я сослался на попытку оценить университеты в Великобритании на основе успехов в обучении. По этим результатам будет решено, насколько тому или иному английскому университету разрешено поднять плату за обучение. Изначально планировалось разделить вузы по следующим категориям: "соответствует ожиданиям", "отличный" и "выдающийся". Однако было решено, что категории "отличный" и "выдающийся" могут привести к определенной путанице, и название категорий заменили на "бронзу", "серебро" и "золото". Мне кажется, что различить "отличный" от "выдающийся" не составляет труда. В конкурсе ASPIRE-to-Excellent многие медицинские вузы продемонстрируют отличный результат в разных категориях, но лишь несколько из них будут выделяться на международной арене - и это выдающиеся вузы.
Я участвовал в еще одной сессии конференции, где 6 редакторов журналов о медицинском образовании поделились своим мнением о приоритетах для их журналов. Я выступал как редактор журнала "Medical Teacher" и говорил о необходимости устранить разобщение между исследованиями в медицинском образовании и педагогической практикой. Даже в медицинских вузах с всемирно признанными центрами медицинского образования учебная программа часто не соответствует передовым подходам. Возможно, еще более настойчиво я указывал на то, что в настоящее время существует элитизм в публикации статей. Как и Ричард Смит, ранее работавший в "Британском медицинском журнале", я выступил против того, что редактор и небольшое количество судей решают, что в итоге увидят читатели журнала. Каждую неделю мы получаем 30-35 статей для "Medical Teacher", но из них в печать пойдут только 3 или 4 - из-за ограниченного места. Для решения этой проблемы AMEE создала новый журнал, "MedEdPublish", в котором все статьи публикуются в день их получения, проходя лишь минимальную проверку. Открытая экспертиза проводится уже после публикации. Преимущество такого подхода заключается в более динамичном взаимодействии между авторами и медицинским образовательным сообществом. Как редакторов нас также спросили, чего, на наш взгляд, не хватает в литературе по медицинскому образованию. Я сказал, что недостаточное внимание уделяется работам, которые просто повторяют то, что уже было сделано или сообщают о неудачных исследованиях. Picho и Artino подчеркивали необходимость проведения большего количества репликативных исследований в образовательной литературе и комментариях в "Journal of Graduate Medical Education" (октябрь 2016 г.). Они писали: "Репликация остается недооцененной и сравнительно редкой отраслью". Они выражают озабоченность обоснованностью научных исследований, при условии, что "есть весомые доказательства того, что большинство опубликованных результатов исследований в области биомедицинских наук недостоверны". Из-за отсутствия репликативных исследований эти ошибки не исправляются. На мой взгляд, бесполезно читать систематические обзоры литературы, единственным выводом которой является фраза "требуются дальнейшие исследования". Кроме того, я высказал предположение, что мы слишком консервативны в медицинском образовании и традиционны в своих подходах, и это отражается в статьях, публикующихся в наших журналах. Мы должны бросить вызов сложившейся практике в медицинском образовании и обсудить такие вопросы, как "Нужно ли нам 13 лет, чтобы обучить ЛОР-хирурга?" или "Чем принципиально медицинская школа будущего будет отличаться от медицинской школы сегодня?".
http://v2.mededworld.org/reflections/reflection-items/November-2016/HARDEN-S-BLOG-Sleepless-in-Seattle.aspx
Хороший новый год!
Опубликовано 06.01.2017
С возвращением после праздников и мои наилучшие пожелания на 2017 г.!
В своем блоге от 28 декабря 2016 г., Stephen Downes отмечает статью Mark Lassoff "Поднимаем планку: YouTube - крупнейшая в мире система дистанционного обучения", опубликованную в "Learning Solutions Magazine" в тот же день. Видео "The WestJet 2013 Christmas Miracle" уже посмотрели более 45 млн раз (https://www.youtube.com/watch?v=zIEIvi2MuEk). Lassoff указывает на то, что YouTube сегодня - это намного больше, чем "хранилище для смешных видео с кошками". Сейчас это один самых популярных медиасайтов в мире, имеющий мощное влияние в сфере образования. Приведу несколько интересных фактов.
- Только через мобильные телефоны YouTube смотрят больше людей в возрасте от 18 до 49 лет, чем все крупнейшие телевизионные или кабельные сети.
- Когда вы прочитаете эту статью, более 3000 ч нового видео уже будут загружены на YouTube.
- За сегодня на YouTube будет 1 млрд просмотров.
В 2009 г. Wood и соавторы из Университета Сент-Эндрюс определил YouTube как информативный и точный источник для изучения гистопатологии студентами и аспирантами. А достаточно ли мы сегодня используем YouTube в медицинском образовании?
Недавно в своем блоге я писал, что исследователи для поиска теперь чаще используют Google и Google Scholar, а не PubMed. Возрастание поиска через Google отмечено в статье в "Times Higher Education" от 8 декабря 2016 г. Исследование, профинансированное Издательским исследовательским консорциумом (Publishing Research Consortium), показало, что для молодых исследователей Google в значительной степени заменил посещение библиотеки. Я помню, как, будучи стажером, писал свою первую работу о непрерывном внутривенном введении гепарина. Тогда старший сотрудник отдела медицины привел меня в библиотеку Королевского колледжа врачей и хирургов в Глазго и помог разобраться в теме. Подозреваю, что этого больше не потребуется.
Steve Downes в своем блоге также обращает внимание на 2 статьи о MOOK: Fergusson и соавт. и Iniesto и соавт., - опубликованные в специальном выпуске "Journal of Interactive Media in Education". Увидит ли в 2017 г. активное использование МООК в медицинском образовании? В 2013 г. Mehta и его коллеги в статье "Только представьте: новые парадигмы медицинского образования", опубликованной в "Academic Medicine" полагали, что инновации в медицинском образовании будут включать сотрудничество медицинских вузов в разработке МООК для дидактических материалов. Увидим ли мы более активное использование МООК в медицинском образовании в 2017 г.? Эта тема будет обсуждаться на симпозиуме АМЕЕ в августе 2017 г. в Хельсинки. Появляется все больше доказательств, что различные европейские модели МООК подают большие надежды, предполагает статья в OpenupEd (http://openuped.eu/). Она основывается на том, что высшие учебные заведения в Европе гораздо активнее используют МООК по сравнению с вузами США.
Количество новых медицинских вузов во всем мире продолжает расти. Я не могу понять, почему пока мы выступаем за принятие решений на основе доказательности - многие делают выбор в пользу программы последипломного образования, а не программы прямого поступления после школы. Нет доказательств того, что программы последипломного образования лучше программ прямого поступления. Исследование большого количества учебных заведений в Австралии не подтверждают гипотезу о том, что последипломное образование лучше, оценивая их по преимуществам, эффективности, выгоранию, эмпатии или употреблению алкоголя. Студенты прямого зачисления отличались большей эмпатией, а выпускники с дипломом чаще злоупотребляли алкоголем, вопреки гипотезе о том, что чем взрослее студент, тем лучше. Исследование показало, что студенты прямого зачисления справляются с рабочей нагрузкой и психосоциальными проблемами медицинского факультета не хуже студентов с дипломом. Учитывая отсутствие различий по успеваемости, странно, что во время экономического кризиса предпочтение не отдают более коротким учебным программам, в которой врачи заканчивают обучение раньше. Книга "Разумные инновации: от концепции к практике", опубликованная Wiley, рассматривает понятия разумных инноваций в бизнесе и на основе инновационных стратегий и процессов в бизнесе. Это заставило меня задаться вопросами, а существуют ли разумные инновации в медицинском образовании и как лучше применить эту идею. Это еще одна мысль на 2017 г.
http://v2.mededworld.org/reflections/reflection-items/January-2017/HARDEN-S-BLOG-A-good-new-year-.aspx