Расширение номенклатуры медицинских специальностей
Номенклатура специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, вскоре расширится. Проект приказа Минздрава России предусматривает внесение новых специальностей: "лечебное дело", "медико-профилактическое дело", "сестринское дело", "медицинская биохимия", "медицинская биофизика", "медицинская кибернетика", "фармация".
Документ появился в связи с введением процедуры аккредитации специалистов, говорится в пояснительной записке. Проект приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в номенклатуру специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 октября 2015 г. № 700н".
Появление новых медицинских технологий и их повсеместное внедрение спровоцирует появление совершенно новых медицинских специальностей: консультанты по здоровой старости, эксперты по персонифицированной медицине, медицинские аналитики. В реалиях, когда секвенирование генома и вживление индивидуальных диагностических и контрольных чипов становится рутинной медицинской процедурой, медицина начнет все больше ориентироваться на индивидуальные запросы пользователей. При этом потребность в целых клинических подразделениях, которые существуют в современных медучреждениях, снизилась. По словам академика Вадима Говоруна, заместителя директора и руководителя лаборатории протеомики Института биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова, сейчас наиболее актуальным является создание индивидуальных, так называемых прикроватных тестов. По его мнению, уже через 5 лет лабораторной медицины не будет, и любая величина, которая сейчас измеряется в лаборатории, сможет быть измерена человеком самостоятельно либо младшим медперсоналом, и это не потребует специальной квалификации.
Кроме того, в России в 2016 г. появилась новая медицинская специальность - "бакалавр школьной медицины". Об этом сообщила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова 27 февраля на инвестиционном форуме "Сочи-2017".
Задачи новых специалистов - контролировать соблюдение санитарно-гигие-нических норм в российских школах и проводить мониторинг здоровья детей. Бакалавр школьной медицины следит за состоянием здоровья школьников по всем профилактическим направлениям. "Бакалавр школьной медицины - это медработник среднего звена, который получает совершенно особое образование", - считает глава Минздрава России. В 2017 г. планируется запуск первых образовательных потоков.
Источник: http://www.medvestnik.ru/content/news/ Nomenklatura-specialnostei-specialistov-s-vysshim-medobrazovaniem-rasshiritsya.html
Выступление главы Минздрава России Вероники Скворцовой на открытии Ассоциации "Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов"
По итогам 2016 г. в главном корпусе РУДН состоялось заседание Общего собрания Ассоциации "Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов" и Совета деканов медицинских факультетов и директоров медицинских институтов государственных университетов Минобрнауки России. На мероприятии с приветственным словом выступила министр здравоохранения Российской Федерации.
В своем выступлении Вероника Скворцова отметила, что внедрение инновационных методов диагностики и лечения заболеваний, а также развитие информационных технологий требуют пересмотра образовательных программ. Но для того чтобы теория была неразрывна с практикой, создается система непрерывного образования.
По итогам 2016 г. Минздравом России было подготовлено 6 тыс. образовательных программ для врачей, из них около 2 тыс. - для врачей первичного звена. Эти образовательные программы состоят из теоретического курса, выбора симуляционного или тренингового цикла и стажировок на рабочем месте.
Для решения проблем кадрового дисбаланса на местах министр предложила развивать целевой прием в медицинских вузах, что позволит эффективно закрывать дефицит кадров в регионах. "У нас огромная территория, люди проживают очень неравномерно: есть участки с низкой плотностью населения, труднодоступные, но там тоже должны быть медицинские работники, врачи. Мы должны адресно, по потребностям каждого региона готовить кадры. Это важнейшая задача", - сказала В. Скворцова.
"Мы увеличили квоту целевого приема, в 2016 г. она составила 56,8%, это +2% к показателям 2015 г. Причем это только специалитет, а интернатура и ординатура уже суммарно получают 52,1%. Почему это важно? Первый год - 2015 - позволил нам преодолеть многолетний дефицит подготовки врачей: в 2015 г. выпущено 900 онкологов, 450 неврологов, 450 анестезиологов-реаниматологов. Нам удалось преодолеть дисбаланс", - заявила Вероника Скворцова.
Кроме того, было компьютеризировано 65% рабочих мест, что позволяет развивать федеральный регистр медицинских работников и использовать дистанционные образовательные программы.
Источник: https://www.rosminzdrav.ru/news/2016/12/27/3363-ministr-veronika-skvortsova-vystupila-na-otkrytii-assotsiatsii-soveta-rektorov-meditsinskih-i-farmatsevticheskih-vuzov
Минздрав России завершил работу по подготовке национальных клинических руководств
Минздрав России завершил работу по подготовке национальных клинических руководств, начатую в 2013 г. Об этом заявила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова 13 января 2017 г. на прошедшем в Москве Гайдаровском форуме.
"Это был тяжелый труд, - сказала она, - потому что российское здравоохранение не было к этому приучено и ведущие медицинские школы одного профиля имели иногда прямо противоположные взгляды на лечение того или иного заболевания. Для того чтобы подойти к формированию национальных клинических руководств, мы изучили соответствующие рекомендации британской, австралийской, немецкой, канадской систем здравоохранения. И на основе полученных знаний создали типовую модель наших руководств, естественно, различающихся при разных медицинских профилях".
Как сообщила Вероника Скворцова, в настоящее время клинические руководства переведены в электронную форму, создан электронный рубрификатор, который будет встроен в каждое автоматизированное рабочее место врача в амбулаторном и стационарном звеньях. Врач по ключевым словам сможет быстро выйти на необходимые графологические структуры, связанные с диагностикой, получить нужную в каждой конкретной ситуации информацию.
Кроме того, начато прикрепление к клиническим руководствам протоколов конкретных манипуляций, прежде всего хирургических. Обязательным компонентом руководств стали критерии качества оказания медицинской помощи. "Мы взяли за основу британскую систему, наиболее продвинутую, как нам кажется, - сообщила министр. - Фактически по каждому законченному случаю лечения мы выставляем интегральный балл качества, состоящий как из процессуальных, так и из временных критериев. И эти критерии качества становятся основными регламентами проверок для наших контрольно-надзорных органов и страховых медицинских организаций".
Вероника Скворцова добавила, что сейчас в Главном правовом управлении Администрации Президента РФ находится на рассмотрении подготовленный Минздравом законопроект, который сделает клинические руководства обязательными к применению на всей территории РФ. "Это важнейший постулат, - отметила она. - При этом мы нашим оппонентам объясняем, что обязательность применения алгоритма не означает одинаковое лечение каждого пациента. Каждый пациент - как мир. Мы за индивидуализацию подхода при лечении, более того, мы уже на старте персонификации пациентов".
Источник: http://www.medvestnik.ru/content/news/Minzdrav-zavershil-rabotu-po-podgotovke-nacionalnyh-klinicheskih-rukovodstv.html
Мнение экспертов Общероссийского народного фронта: обучение студентов-медиков по-прежнему недостаточно финансируется
Эксперты Народного фронта считают, что Минздрав РФ использовал не все возможности, чтобы увеличить финансирование образовательных программ студентов-медиков. За 2016 г. финансирование на эти цели было увеличено, но незначительно - на 11,8%. В настоящее время на приоритетные медицинские специальности средств выделяется практически столько же, сколько, к примеру, на специальности лесной отрасли и библиотекаря. Проблема в том, что Минздрав РФ до сих пор не определил список медицинских специальностей, качественное обучение по которым невозможно без дополнительных финансовых вливаний.
Президент РФ и лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин по итогам форума ОНФ "За качественную и доступную медицину!", прошедшего в сентябре 2015 г., поручил правительству внести изменения в госпрограмму "Развитие здравоохранения" и в порядок формирования госзадания для образовательных организаций высшего и среднего медобразования, предусмотрев их дополнительное финансирование. Поручение должно было быть выполнено до 1 июня 2016 г.
Отметим, что Минобрнауки России ежегодно утверждает перечень и состав стоимостных групп специальностей и направлений образовательных программ высшего образования и подготовки научных кадров в докторантуре. В данном перечне определены 3 так называемые стоимостные группы специальностей и направлений подготовки, различия этих групп заключаются в стоимости обучения, заложенной на одного студента. В настоящее время специальности по здравоохранению относят ко 2-й стоимостной группе, финансирование которой в 2016 г. предусматривало от 70 тыс. до 81,74 тыс. руб. на одного студента. Столько же средств направляют, к примеру, на подготовку инженера, библиотекаря или специалиста лесной отрасли.
Но, как подчеркивают эксперты Народного фронта, очевидно, что подготовить студента-медика значительно дороже, в том числе из-за обучения на специальном высокотехнологичном симуляционном оборудовании, стоимость которого для медицинского вуза составляет около 400 млн руб., а на расходные материалы дополнительно требуется еще до трети от этой суммы в год.
В середине прошлого года эксперты ОНФ совместно с представителями Минздрава РФ пришли к выводу, что увеличить финансирование на обучение студентов-медиков позволит перевод медицинского образования в 3-ю стоимостную группу. В данном случае подушевое финансирование обучающихся увеличится на треть - до 114-133,74 тыс. руб. Однако переход всех медспециальностей по здравоохранению в 3-ю стоимостную группу будет стоить федеральному бюджету почти 5,7 млрд руб. ежегодно. Поэтому эксперты ОНФ предложили Минздраву РФ определить те из них, качественное обучение по которым невозможно без дополнительных финансовых вливаний.
В своем последнем докладе, поступившем в ОНФ в декабре 2016 г., правительство сообщает, что Минобрнауки России увеличил на 11,8% затраты на образовательные программы стоимостной группы, в которую входят в том числе укрупненные группы специальностей "клиническая медицина", "науки о здоровье и профилактическая медицина" и "фармация". В частности потому что стоимость реализации этих программ выше за счет расходов на содержание фантомно-симуляционного, высокотехнологичного медицинского и лабораторного оборудования, а также расходов на практическую подготовку специалистов. Однако это всего лишь часть специальностей, которые нуждаются в увеличении финансирования.
"Нужно четко обозначить, какие медспециальности в первую очередь должны быть переведены в 3-ю стоимостную группу. Для этого необходимо определить стоимость обучения одного студента, опираясь на все профессиональные стандарты в сфере здравоохранения. В настоящее время разработано только 6 стандартов: специалист по педиатрии, специалист в области медико-профилактического дела, младший медицинский персонал, специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик), провизор, врач-стоматолог", - сказал координатор Центра ОНФ по мониторингу качества и доступности здравоохранения, член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы РФ Николай Говорин.
Он подчеркнул, что профстандарты в сфере здравоохранения определяют содержание деятельности и трудовые обязанности медицинских кадров, влияют на структуру учебного процесса, в том числе на количество занятий, и, соответственно, на стоимость. "Только так можно обосновать переход медицинских специальностей в другую стоимостную группу. Эксперты неоднократно подчеркивали, что это первоочередная задача для повышения качества медпомощи", - считает Н. Говорин.
Кроме того, ранее эксперты ОНФ рекомендовали Минздраву РФ выделить покупку высокотехнологичного медоборудования и создание симуляционных центров в отдельную федеральную программу или включить траты на это в приоритетные проекты в сфере здравоохранения. Ведь стоимость обучения даже в третьей стоимостной группе не сможет покрыть расходы на медоборудование и симуляционные центры. Но пока ведомство разработало только проект, в котором заложены дополнительные средства на поддержание работы уже существующих симуляционных центров.
"Правительство не внесло изменения в госпрограмму "Развитие здравоохранения" в части финансирования, поскольку считает, что это должно делать Минобразования РФ в рамках своей программы "Развитие образования" на 2013-2020 гг. Пока договориться не получается. Необходимо продолжать работу в этом направлении, и ОНФ готов оказать любое содействие ведомствам для исполнения соответствующего поручения Президента РФ", - отметил Говорин.
Источник: http://onf.ru/2017/01/31/eksperty-onf-obuchenie-studentov-medikov-po-prezhnemu-nedostatochno-finansiruetsya/
Московских акушеров-гинекологов обучат бесконфликтному общению
В 2017 г. Московские акушеры-гинекологи пройдут обучение бесконфликтному общению в симуляционном центре при Городской клинической больнице им. С.П. Боткина. Об этом сообщил главный внештатный акушер-гинеколог Департамента здравоохранения г. Москвы Александр Коноплянников.
Он отметил, что занятия будут вестись не только по сценарию "врач-пациент", но и "врач-врач" - для более эффективного общения с коллегами. Осваивать эти навыки медикам помогут профессиональные актеры.
Специалист сообщил также, что в 2017 г. в рамках реформирования системы родовспоможения 132 женские консультации в Москве начнут работать в тесной связке с роддомами и станут едиными комплексами. После масштабного капремонта откроются родильный дом ГКБ № 40 (ранее 5-й роддом), родильный дом ГКБ им. С.И. Спасокукоцкого (ранее 27-й роддом) и большой перинатальный центр на базе ГКБ № 67. Готовится еще одно нововведение: в ближайшее время практически во всех роддомах будет доступен wi-fi.
Источник: http://www.medvestnik.ru/content/news/Moskovskih-akusherov-ginekologov-obuchat-beskonfliktnomu-obsheniu.html
Единая стратегия преподавания в ревматологии
Единые стандарты преподавания клинических, лабораторных и инструментальных методов диагностики в ревматологии будут разработаны и внедрены в обучение. Этот вопрос обсуждался на впервые прошедшем в России профессорском форуме "Вопросы преподавания ревматологии в XXI веке".
По словам главного внештатного специалиста ревматолога Минздрава России, президента Общероссийской общественной организации "Ассоциация ревматологов России", академика РАН Евгения Насонова, важнейшее значение имеет тот факт, что сегодня Минздрав и Минобрнауки России ставят во главу угла постдипломное образование врачей. В основу такого образования должны быть положены 2 принципа: повышение квалификации ревматологов и повышение квалификации врачей первичного звена, т.е. формирование у них достаточного объема знаний в области ревматологии.
"Мы должны донести до всех врачей, в первую очередь до терапевтов, важность проведения ранней диагностики ревматических заболеваний, рационального применения лекарственных препаратов", - сказал Евгений Насонов. И отметил, что знания по курсу преподавания необходимо стандартизировать и систематизировать, пока нет единого представления о том, какие вопросы наиболее важны. Он призвал объединить усилия преподавателей и врачей и разработать стандарты преподавания клинических, лабораторных и инструментальных методов диагностики в области ревматологии.
В рамках профессорского форума, который проходил 3-4 февраля 2017 г. в Ярославле, состоялись пленум правления Общероссийской общественной организации "Ассоциация ревматологов России" и заседание высшего совета Евразийской лиги ревматологов. Форум собрал около 100 ведущих профессоров и врачей ревматологов и терапевтов России.
Источник: http://www.rosmedlib.ru/news/8713.html
Визит делегации Медицинского института РУДН в Университет Земмельвейс
В рамках многолетнего научного сотрудничества между Национальным медицинским университетом Земмельвейс (Semmelweis, г Будапешт, Венгрия) и ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов" (РУДН) делегация Медицинского института РУДН посетила международную конференцию, прошедшую в Университете Земмельвейс в феврале 2017 г
В работе конференции приняли участие директор Медицинского института РУДН А.Ю. Абрамов, заведующая кафедрой пропедевтики внутренних заболеваний Ж.Д. Кобалава, заведующий кафедрой госпитальной хирургии с курсом детской хирургии А.Г Файбушевич, ассистент кафедры биохимии им. акад. Т.Т Березова М.М. Башаров.
С пленарной лекцией выступила Кобалава Ж.Д. 10 студентов и 1 ординатор представили на конференции научные работы и были отмечены дипломами победителей за I (2 студента) и III место (2 студента).
Делегация РУДН посетила клиники внутренних болезней № 1 и № 2, а также кардиоцентр Университета Земмельвейс. В рамках конференции прошла рабочая встреча с проректором по клиническим базам Университета Земмельвейс, директором кардиоцентра и Президентом научной студенческой ассоциации профессором Меркели Бела.
Стороны наметили пути и перспективы развития сотрудничества, договорились продолжать реализацию совместных обменов студентами, ординаторами, аспиратами и сотрудниками. Подписаны 3 рабочие программы сотрудничества на ближайшие 5 лет.
В рамках международного сотрудничества запланирован визит и участие профессора Бела Меркели в конференциях, которые пройдут на базе РУДН: "Интервенционная кардиоангиология" и "SCIENCE4HEALTH-2017" с пленарным докладом и проведением секций с 13 по 17 апреля 2017 г.
Источник: ФГБОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава России