Уважаемые коллеги!
Первый номер в 2017 г. освещает вопросы, связанные с современными технологиями в медицинском образовании: применение моделирования и симуляции в самых разных специальностях - от травматологии и нейрохирургии до организации здравоохранения.
Статья группы авторов из Первого Московского государственного медицинского университета описывает опыт использования имитации работы главного врача, заместителя, заведующего отделением, врача-методиста или врача-статистика и отрабатывает практические задания по различным направлениям: выступление перед коллективом, прием посетителя, постановка задач по телефону, проверка у исполнителя отработанного документа.
Еще более востребованы симуляционные технологии в хирургических специальностях, ведь хирургическая симуляция позволяет сократить разрыв между теоретическими знаниями и практическими умениями, объединить их в единые компетенции, связанные с оказанием медицинской помощи. В номере мы публикуем статьи, посвященные методам подготовки нейрохирургов с применением симуляции рентгенэндоваскулярных вмешательств, обучению ортопедов артроскопиче-ским вмешательствам с использованием виртуальных симуляторов с хептикой.
Австралия - континент, где бурно развивается медицинское образование, создаются новые школы, привлекаются ведущие европейские и североамериканские специалисты. В статье авторов из университета Флиндерс описывается модель длительной интегрированной субординатуры на первом году клинической подготовки студентов-медиков.
Авторы отмечают, что такая подготовка в некоторых областях даже более эффективна, чем традиционный цикловой подход, общепринятый в клинической подготовке.
Еще один пример ранней интеграции клинических знаний в подготовку будущих врачей приводится в статье авторов из Тамил-Наду, Индия, которые применяют КТ-изображения для преподавания топографической анатомии, предлагая студентам самостоятельно определить контуры анатомических структур.
Важные изменения в медицинском образовании происходят и в нашей стране - статья группы авторов из Уральского ГМУ раскрывает опыт создания системы оценочных средств в ходе преподавания поликлинической терапии в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и профессиональным стандартом специалиста по терапии.
Традиционно мы завершаем номер выдержками из блога Рональда Хардена - основателя и генерального секретаря АМЕЕ.
Уважаемые коллеги, ваш опыт в сфере медицинского образования и ваши идеи очень важны для нас. Приглашаю вас к активному участию в работе журнала, присылайте статьи для публикации, предложения по новым темам и письма в адрес редакции: 115035, г. Москва, ул. Садовническая, д. 9, стр. 4, редакция журнала "Медицинское образование и профессиональное развитие" или на электронный адрес info@medobr.ru и не забывайте про наш сайт medobr.ru, где мы стараемся публиковать все материалы, изданные в журнале.
Залим Балкизов