Приоритетной задачей высшего образовательного учреждения является подготовка компетентного, ответственного, квалифицированного специалиста, конкурентоспособного и востребованного на рынке труда, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессионально-личностному росту, социальной мобильности, инициативности, принятию самостоятельных решений и работе на качественно новом уровне [1]. Развитие личностного потенциала студента, реализация профессиональной составляющей будущего врача отражают критериальную суть эффективности высшего медицинского образования. В частности изменение содержания медицинского образования, его дифференциация, внедрение в учебный процесс инновационных образовательных, а в систему здравоохранения - медицинских технологий актуализируют задачу развития интеллектуальной, творчески мыслящей личности, грамотного специалиста в области здравоохранения. Реализация вышеперечисленных позитивных изменений в системе высшего образования возможна через провозглашение приоритета самостоятельной работы студентов в процессе обучения в условиях высшей школы [3], увеличение ее доли в учебных планах. Она предполагает совершенствование форм и методов работы преподавательского коллектива. В дидактическом аспекте самостоятельная работа выступает как один из основных методов приобретения полного набора компетенций, как одна из организационных форм обучения, и, кроме того, является одним из основных средств реализации студентом своих познавательных, творческих и рефлексивных способностей. Несомненно, ведущими факторами здесь остаются уровень подготовки и личность самого преподавателя, его готовность оперировать всеми методами и способами, направленными на повышение интереса к изучаемой дисциплине.
Актуальность настоящей работы обусловлена противоречиями между возрастающей потребностью и объективной необходимостью формирования у будущих врачей-клиницистов аналитических и практических умений, а также недостаточной разработанностью средств и собственно кейс-технологии для достижения поставленной цели.
Проблема совершенствования обучения медицинских специалистов высшего звена решается через реализацию в образовательной практике вуза Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования нового поколения. Инновации, обозначенные стандартами, заключаются в существенном перераспределении часов в пользу самостоятельной работы студентов, в обязательном применении интерактивных форм обучения, в подготовке пакета учебных пособий, дидактических материалов, учебно-методических комплексов, а также в использовании сформированности общекультурных и профессиональных компетенций для мониторинга и оценки достижений обучающихся. Ориентация на результаты обучения, представленные в форме компетенций, подразумевает существенную перестройку всего образовательного процесса в вузе. Особую роль при этом играют активные методы обучения, которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но и на творческое продуктивное мышление, поведение, общение. Современные активные методы обучения включают в себя игровое имитационное моделирование, деловые игры [3]. Метод кейс-анализа выступает в качестве значимого шага к компетентностному подходу в профессиональном образовании, подразумевающем получение определенных знаний, навыков, умений, приобретение ключевых компетенций, фундаментальную подготовку вначале по определенному направлению, а затем с приобретением узкой специализации, продолжению обучения в форме постдипломного образования и самообразования.
Кейс-метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач и может служить примером учебно-методического комплекса для проведения занятия по определенной теме [7]. Кейс-метод моделирует жизненно-профессиональную ситуацию, психолого-деонтологический аспект деятельности врача, способствует развитию аналитических, исследовательских, коммуникативных навыков, позволяет определить проблему, с которой придется столкнуться в будущей профессиональной деятельности, определяет степень и глубину освоения студентами общекультурных и профессиональных компетенций. Систематическая работа студентов по методу кейс-анализа помогает выработать стратегию поведения в конкретной профессиональной ситуации, учит принимать взвешенные решения. Получение знаний и формирование практических навыков при решении кейса сопровождается развитием у студентов профессионального интереса, мотивации, формированием системы ценностей, самостоятельного мышления, умения проникнуть в суть проблемы, навыков работы в команде, способности рассматривать и оценивать альтернативы, отстаивать собственную точку зрения. Решение кейса предъявляется и оценивается в форме открытой дискуссии (регламентированной, свободной), опроса (индивидуального, группового), поискового опыта с последующей презентацией результатов. В медицинском образовании кейс также применяют в процессе структурированного экзамена с предварительной подготовкой обучающегося или без нее. Критериями оценки решения кейса выступают соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам, креативность либо алгоритмичность подхода (в зависимости от содержания кейса новаторство может быть обоснованным или нет), обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов (комплексность решения), применимость решения на практике, прогнозирование возможных проблем, профилактика отдельных нежелательных последствий и выработка оптимального решения [2, 8].
Перспективным в обучении студентов медицинского вуза по направлению "Лечебное дело" нам представляется использование не просто метода кейс-анализа как средства текущей, промежуточной и итоговой аттестации студентов, а применение кейс-технологии (своего рода учебно-методического комплекса по отдельной теме). При этом цель обучения заключается в формировании специалиста, способного правильно и всесторонне анализировать ситуацию (распознавание симптомов болезни), выявлять возможные причины их появления (факторы риска), устанавливать истинную причину заболевания (постановка диагноза), анализировать возможные варианты решения проблемы (проведение лабораторного и инструментального обследования), выбирать наиболее информативные и глубокие из них, приводить их в действие (назначение адекватного лечения) и контролировать эффективность принятых мер (оценка самочувствия и состояния пациента, последующий мониторинг течения болезни) [1, 6].
Для успешного осуществления всех этапов указанной деятельности врачу нужны глубокие знания, владение определенной методологией и опыт. Обычно вуз дает студенту теоретические знания, в меньшей степени владение определенной методологией и гораздо реже практический опыт. Метод кейс-анализа позволяет в значительной степени устранить эти недостатки обучения, так как он нацелен и на использование полученных знаний, и на овладение методологией, и, особенно, - на приобретение опыта (решение задач, содержание которых максимально приближено к реальным ситуациям). Кейс выступает как объект изучения (клинический случай) и как эффективное средство обучения (алгоритмы диагностики). Как творческий процесс познания кейс-метод подразумевает коллективный характер познавательной деятельности, но не исключает актуализацию индивидуализации процесса обучения. Он обеспечивает имитацию творческой деятельности студентов по производству известного в медицинской науке знания, а также может использоваться для получения принципиально нового знания, призванного обогатить собственный практический опыт. Кейс-метод выступает как принципиально необходимое и важное дополнение к лекционной методике проведения занятий, требует временных затрат для подготовки занятия, способствует активизации познавательной деятельности студентов, развивает способность к решению социальных и профессиональных задач, поэтому мы использовали его при обучении студентов в группах на практических занятиях [1].
Если кейс-метод применяется многократно в течение всего учебного цикла, у будущих врачей вырабатывается определенный опыт решения профессиональных задач. Важная особенность метода кейсов заключается в том, что он способствует развитию у студентов способности к обоснованному, продуманному, аргументированному и осознанному выбору различных вариантов решения той или иной проблемы. При этом создаются предпосылки для формирования профессиональных ценностей, убеждений и, в конечном итоге, для акцентуализации ценностных ориентаций и их экстраполяции на профессиональную деятельность будущего врача. При систематическом применении ситуационных задач по методу кейсов на занятиях по клиническим дисциплинам наблюдается переход от пассивного к активному отношению к учебе, стимулируется интерес к изучаемой дисциплине, что позволяет студенту вести мониторинг собственных достижений и успехов, придает уверенность в своих силах.
В рамках нашего исследования мы изучили влияние кейс-метода на учебный процесс в медицинском вузе. Группа из 13 студентов прошла тест по определению уровней развития субъектности до занятия, организованного для студентов лечебного факультета по методу кейсов, и после. Результаты теста представлены в таблице. Мы проверили гипотезу о влиянии инновационного метода обучения на подготовку студентов лечебного факультета на уровне значимости 0,05. В данном случае представлены парные выборки.
ШАГ 1. Сформулируем проверяемую и альтернативную гипотезу:
ШАГ 2. Нами задан уровень значимости α=0,05.
ШАГ 3. Найдем критическое значение и построим критическую область. Так как число степеней свободы df=13 - 1=12 и α=0,05, критическое значение t=2,179. Критическая область t>2,179.
ШАГ 4. По выборке вычисляем среднее значение и стандартное отклонение выборочных разностей, а затем выборочное значение статистики:
Сравним полученное значение статистики с критической областью (критические точки распределения Стьюдента). Значение статистики попадает в критическую область: 2,42>2,179. На основании полученных расчетных данных можно сформулировать итоговый результат исследования. Мы имеем достаточные основания, чтобы отвергнуть нулевую гипотезу. Это означает, что влияние метода кейсов как инновационного метода обучения на развитие уровня субъектности является значимым на уровне 0,05 и полностью подтверждает необходимость и важность его применения в процессе преподавания как теоретических, так и клинических дисциплин.
Процесс подготовки кейсов выявляет умение работать с информационными технологиями, что позволяет актуализировать имеющиеся знания, активизировать учебно-исследовательскую деятельность студентов. Поэтому кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
- соответствовать поставленной цели (обследование больного, разработка алгоритма лечения и т.д.);
- иметь соответствующий уровень трудности (осложнения основного заболевания, наличие сопутствующей патологии);
- иллюстрировать типичные ситуации и несколько аспектов поставленной проблемы (влияние различных факторов риска, наличие разных сопутствующих заболеваний);
- быть актуальным;
- провоцировать дискуссию (целесообразность врачебных назначений);
- развивать аналитическое мышление;
- иметь несколько решений (альтернатива лекарственным препаратам с учетом противопоказаний или сопутствующей патологии).
Кейс-метод подразумевает обучение, при котором получение новой информации основывается на рассмотрении прецедентов, фактов, аргументов, симптомов, синдромов.
Кейс-технология представляет синтез проблемного обучения, специфическую разновидность исследовательской аналитической, проектной, информационно-коммуникативной технологий. К достоинству обучения с применением кейс-метода справедливо можно отнести представление о кейс-технологии как о совокупности других методов: моделирования, системного анализа, мысленного эксперимента, метода описания, классификации, дискуссии, игровых методов и др. [1, 3, 8]. По мнению ряда авторов, кейс-метод представляет синергетическую технологию, поскольку его суть сводится не просто к групповой деятельности, но к применению дифференцированного, индивидуального обучения и анализу всех выявленных результатов, что проявляется в виде эффекта умножения знания [6, 7].
Функция преподавателя заключается в разработке технологии обучения, представляющей анализ целей, выбор форм, способов, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию личностных способностей студентов. Любой кейс дает возможность преподавателю использовать его на различных этапах образовательного процесса: обучение, мониторинг, выполнение самостоятельной работы и контроль результатов. Задача преподавателя состоит в активизации дискуссии с помощью проблемных вопросов, проведении экспресс-тестов, контроле процесса дискуссии. При этом он выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, задающего проблемные вопросы, поддерживающего и направляющего дискуссию, т.е. в роли регулятора процесса сотрудничества и сотворчества. Студенты должны самостоятельно принимать решения (имитация реальной действительности), а преподаватель только разъясняет последствия риска (ухудшение состояния, смерть больного) принятия необдуманных решений. Работа с кейсами призвана научить студентов анализировать представленную информацию (история болезни), прослеживать причинно-следственные связи (осложнения основной патологии и коморбидных состояний), выделять ключевые проблемы (ведущие синдромы и особенности течения заболевания), принимать ответственные решения (выбор оптимальных методов лабораторной и инструментальной диагностики, назначение адекватного лечения). Материалами для создания кейса могут быть проблемные реальные ситуации в медицинской практике, вопросы психологии общения и деонтологии, интересные исторические факты из области медицины, литературные источники.
Мы согласны с мнением М.В. Антиповой о том, что актуальность внедрения метода кейс-анализа в практику высшего профессионального образования в настоящее обусловливается несколькими тенденциями. Первая характеризует общий вектор развития образования в сторону приобретения студентами навыков оперирования полученными знаниями и умениями, позволяющими оставаться компетентным специалистом в мире возрастающего объема информации, реализовывать стратегию непрерывного образования через всю жизнь. Вторая является следствием требований к личностно-профессиональному развитию специалиста, остающегося в любых, даже кризисных, условиях профессионалом [2]. Мы полагаем, что формирование профессиональных компетенций в обучении врачей-клиницистов будет результативным, если одним из системообразующих компонентов в учебной деятельности студентов будет применение метода кейс-анализа. Кейс-технология реализует свой потенциал, только если создано соответствующее методическое обеспечение - разработаны кейсы хорошего качества и структура их применения на каждом занятии [8]. Кейс представляет результат отражательной деятельности преподавателя. Как интеллектуальный продукт он имеет своего автора и свои источники. В реальной практике составления кейсов чаще всего доминирует один источник. Данный подход может быть положен в основу классификации кейсов по степени воздействия их основных источников:
- практикоориентированные кейсы, которые отражают реальные жизненные или профессиональные ситуации;
- обучающие (теоретические) кейсы, основной задачей которых является обучение;
- научно-исследовательские кейсы, ориентированные на исследовательскую деятельность.
Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить конкретную реальную ситуацию, создать по сути дела действующую модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такой кейс должен быть максимально наглядным и детальным, а основной его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной самостоятельной деятельности. Хотя каждый кейс несет обучающую функцию, степень выраженности всех оттенков этой функции в разных кейсах неодинакова.
Кейс с доминированием обучающей функции, во-первых, отражает типовые ситуации, наиболее часто встречающиеся в клинике, с которыми придется столкнуться молодому врачу в процессе профессионального становления, во-вторых, в обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем реальных фактов из клинической практики. Ситуация, проблема и сюжет в них представлены такими, какими они могут оказаться в повседневной работе. Они характеризуются искусственностью, сборностью из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такой кейс мало дает субъекту для понимания конкретного фрагмента жизни общества. Однако он всегда формирует подход к такому фрагменту. Он позволяет видеть в ситуациях типичные обстоятельства и предопределяет способность анализировать ситуации через аналогии (похожие клинические случаи).
Основной смысл исследовательского кейса заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Его обучающая функция сводится к выработке навыков научного исследования через применение метода моделирования (например, кейс "Вы назначены заведующим отделением, ваши действия по улучшению организации лечебной работы или оформлению медицинской документации"). Кейс, построенный по принципам создания исследовательской модели, следует применять не как метод общеобразовательного обучения, а как метод повышения квалификации врачей. Доминирование исследовательской функции в нем позволяет довольно эффективно использовать его в научно-исследовательской деятельности.
Выделенные выше типы и функции кейса следует называть базовыми, или первичными, поскольку они определяют наиболее значимые факторы воздействия на кейсы. Вместе стем можно выделить и вторичные источники формирования кейсов, которые носят производный характер от базовых источников. Это может быть художественная и публицистическая литература, которая подсказывает идеи, а в ряде случаев определяет сюжетную канву кейса (рассказы А.П. Чехова, повести М.А. Булгакова, романы Ф.М. Достоевского и др.). Эффективное использование фрагментов из художественной литературы и публицистики, которые благодаря таланту их авторов могут не только украсить кейс, но и сделать его интересным, динамичным, хорошо усваиваемым, фрагменты из публицистики, включение в кейс оперативной информации из СМИ (новое в медицинских технологиях, инновационные подходы к диагностике заболеваний, национальные и международные рекомендации по ведению пациентов) значительно актуализируют кейс, повышают интерес к нему со стороны студентов. Применение художественной литературы и публицистики придает кейсу культурологическую составляющую, стимулирует нравственное развитие личности.
Критическая масса кейсов, используемая в программах и курсах, может базироваться на местном материале. Например, в Самарском государственном медицинском университете были разработаны и применяются следующие кейсы для обучения студентов медицинского вуза [1].
Пример 1. В последние годы в медицинской практике увеличивается количество случаев тромбозов и эмболий, являющихся следствием коагуляции крови в сосудах. Особенно остро проблема тромбозов встает в реаниматологии.
Задания:
1) Что лежит в основе коагуляции крови?
2) Объясните механизм коагуляции форменных элементов крови.
3) Какие патологические состояния влияют на коллоидные свойства плазмы?
4) Какие лекарственные средства чаще всего являются коагулянтами крови?
5) Предложите возможные способы решения этой актуальной проблемы.
Другим вариантом сценария для кейсов являются сложные, иногда нетипичные клинические ситуации [5], требующие аналитического мышления, достаточно высокого уровня теоретической подготовки, глубоких знании смежных дисциплин, учета различных факторов, влияющих на течение того или иного заболевания. Студенту предлагается интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследований или предложить дополнительные методы исследования. Такие задания обычно обсуждаются коллективно, заслушиваются разные варианты решения, их обоснования, а затем выбирается оптимальное решение. Источниками таких кейсов являются случаи из собственной практики преподавателя, клинические ситуации, описанные в периодических и непериодических изданиях по клинической диагностике.
Пример 2. На приеме у врача больному бронхитом был назначении препарат олететрин (содержит тетрациклина гидрохлорид и олеандомицина фосфат), раствор хлорида кальция внутривенно и т.п. Больной, по образованию химик, ознакомившись с аннотацией лекарственнъх средств, возразил против совместного назначения указанных препаратов, объяснив свою точку зрения с позиции химических свойств веществ.
Задания:
1) Почему нельзя назначать такую комбинацию лекарственных средств?
2) Какие негативные последствия возможны для организма?
3) Какой орган окажется мишенью в этом случае?
4) Какие дополнительные знания необходимы врачу для более вдумчивого назначения лечения?
Использование различных клинических ситуаций и объемов заданий для построения кейсов позволило нам впервые в России создать 2 классификации кейсов по дисциплине "Клиническая медицина" [4, 5], которые могут быть с успехом применены в практике высшего профессионального образования для подготовки медицинских кадров. Кейс-метод выступает как образ мышления преподавателя, его ноу-хау, его творческий подход. Для использования кейс-метода необходимы широкая демократизация и модернизация учебного процесса, формирование у преподавателей прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации педагогической деятельности. Следует отметить, что применение кейс-метода требует наличия устудентов навыков самостоятельной работы, поскольку слабо развитая мотивация и неподготовленность могут приводить к поверхностному обсуждению кейса, ограничивают возможности участия в дискуссии.
Мы считаем, что воздействие кейс-метода на формирование личности специалиста нуждается в дополнительных исследованиях. Существует ряд проблем, которые требуют решения:
- комплексный подход к выбору форм и методов обучения;
- междисциплинарная и межкафедральная согласованность применяемых форм обучения;
- поиск, разработка и использование разных методических приемов и дидактических материалов, повышение педагогического мастерства преподавателей.
Последовательное усложнение кейсов, структурирование их в кейс-технологию способствует продуктивному субъект-субъектному взаимодействию по типу студент-студент и преподаватель-студент, помогает позиционировать образовательный процесс не только как практико-ориентированный (квазипрофессиональная деятельность при решении кейса воссоздает профессиональную атмосферу), но и как индивидуально ориентированный, создать условия для формирования и развития профессиональных компетенций будущих врачей, позволяет студентам объективно оценить качество своей подготовки и выработать программу самообразования. Пилотные исследования применения кейс-технологии в обучении студентов медицинских вузов свидетельствуют о широких возможностях предлагаемой технологии в оптимизации высшего профессионального образования.
Литература
1. Амиров А.Ф., Гаранина Р.М., Гаранин А.А. Активизация личностно-развивающего потенциала самостоятельной работы студентов вуза как условие развития их субъектной позиции : монография. Самара: Офорт, 2014. 516 с.
2. Антипова М.В. Метод кейсов (case study): методическое пособие для преподавателей. М. : Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО "МарГТУ", 2011. 20 с.
3. Варданян М.Р., Палихова Н.А., Черкасова И.И., Яркова Т.А. Практическая педагогика: учебно-методическое пособие на основе метода case-study. Тобольск : ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2009. 188 с.
4. Гаранин А.А., Гаранина Р.М. Классификация медицинских кейсов // Педагогика. 2015. № 5. С. 106-111.
5. Гаранин А.А., Гаранина Р.М. Классификация медицинских кейсов в зависимости от типа клинической ситуации // Alma mater (вестник высшей школы). 2015. № 7. С. 54-59.
6. Гаранина Р.М. Реализация личностно-развивающего потенциала самостоятельной работы студентов медицинского вуза в процессе освоения теоретических дисциплин // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 4 (35). С. 145-149.
7. Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. URL: http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600.
8. Еремин А.С. Разработка и апробация кейсов: особенности разработки кейсов, выбор главных особенностей, плана и текста кейса // Инновации в образовании. 2010. № 3. С. 15-36.