Инициатива Минздрава России о повышении качества подготовки студентов-медиков поддержана экспертами Общероссийского народного фронта
Совершенствованию качества подготовки кадров для здравоохранения было посвящено заседание рабочей группы Общероссийского народного фронта (ОНФ) "Социальная справедливость". Эксперты Общероссийского народного фронта поддержали инициативу Минздрава России о необходимости планомерного повышения финансирования процесса подготовки студентов-медиков, а также обсудили с представителями Минобразования возможности совершенствования методико-технологической базы профильных вузов.
На площадке ОНФ собрались представители Минздрава России, Минобрнауки России, комитета Госдумы по охране здоровья, эксперты Народного фронта, чтобы обсудить исполнение поручения президента, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина о внесении изменений в госпрограмму "Развитие здравоохранения" и в порядок формирования госзадания для образовательных организаций высшего и среднего медобразования, предусмотрев их дополнительное финансирование. Данное поручение глава государства дал по итогам форума ОНФ "За качественную и доступную медицину!", прошедшего в сентябре прошлого года.
Отметим, что Минобрнауки России ежегодно утверждает перечень и состав стоимостных групп специальностей и направлений образовательных программ высшего образования и подготовки научных кадров в докторантуре. В данном перечне определены 3 так называемые стоимостные группы специальностей и направлений подготовки, различия этих групп заключаются в стоимости обучения, заложенной на одного студента. В настоящее время специальности по здравоохранению относят ко 2-й стоимостной группе, финансирование которой предусматривает от 70 тыс. до 81,74 тыс. руб. на одного студента. Такие же средства направляются, к примеру, на подготовку инженера, библиотекаря или же специалиста лесной отрасли. Очевидно, что подготовить студента-медика значительно дороже, в том числе из-за обучения на специальном высотехнологичном симуляционном оборудовании, стоимость которого для медицинского вуза составляет около 400 млн руб., а на расходные материалы требуется еще дополнительно до трети от этой суммы в год.
Поэтому эксперты предлагают перевести медицинское образование в третью стоимостную группу, что позволит увеличить подушевое финансирование обучающихся более чем на 1/з - до 114-133,74 тыс. руб. В целом переход специальностей по здравоохранению в 3-ю стоимостную группу позволит дополнительно получать почти 5,7 млрд руб. на обучение студентов медвузов ежегодно.
"Наша главная цель - обезопасить пациента от врачебных ошибок. Для этого студенты медвузов и проходят обучение на симуляционном оборудовании. За последние 6 лет были пересмотрены стандарты медицинского образования, семинарские часы были заменены на обучение на симуляционном оборудовании. В настоящее время зачастую такое дорогостоящее оборудование приобретается за счет коммерческого набора студентов, но этих средств не хватает, так как 90% студентов в медвузах, подведомственных Минздраву России, обучаются за счет бюджетных средств. Перевод специальностей по здравоохранению из второй в третью стоимостную группу позволит закупать тренажеры для студентов, расходные материалы для их обучения и оплачивать работу преподавателей", - сообщила директор департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Татьяна Семенова.
Она напомнила, что в июне Минздрав России направил письмо в адрес Минобрнауки России с предложением о переводе специальностей по здравоохранению в третью стоимостную группу, однако ответа от чиновников системы образования пока не последовало. На экспертном совещании, организованном ОНФ, представители Минобрнауки России высказали свою точку зрения по этому поводу
"Наше ведомство сегодня недополучает 15% денежных средств на реализацию госзадания по обучению всем специальностям. Кроме того, у нас много заявок на перевод в третью стоимостную группу других специальностей, в частности по информационной безопасности", - заметил заместитель руководителя департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Сергей Пилипенко. Он отметил, что переводить все специальности, на которые приходят заявки, в третью стоимостную группу возможности нет.
Руководитель рабочей группы ОНФ "Социальная справедливость", председатель общественной организации "Федерация независимых профсоюзов России" (ФНПР) Михаил Шмаков отметил, что необходимость в увеличении финансирования специальностей по здравоохранению назрела давно, поскольку речь идет о здоровье граждан, и перевод медиков на более дорогое обучение отражен в поручении президента России. Он предложил направлять на обучение студентов-медиков и повышение квалификации практикующих врачей, в том числе суммы штрафов, наложенные на медицинские учреждения страховыми медицинскими компаниями.
Председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК), ответственный секретарь Российского общества по организации здравоохранения и общественного здоровья Гузель Улумбекова подчеркнула, что вложение в подготовку медицинских кадров впоследствии может окупиться в 7 раз, поскольку хорошо подготовленный специалист сможет оказать пациенту более качественную помощь на более ранних стадиях заболевания, что в свою очередь приведет к снижению смертности населения и последующему сокращению расходов на высокотехнологичную медицинскую помощь.
В нашей стране уже созданы отечественные аналоги высотехнологичного симуляционного оборудования для медицинских студентов, и оно значительно дешевле, чем зарубежное. Так, чтобы создать симуляционный центр в среднем необходимо 450 млн руб., но некоторые отечественные вузы при закупке российского оборудования смогли сэкономить около 70 млн руб.
"Повышение качества подготовки и квалификации медицинских кадров - высокоэффективная статья расходов в системе здравоохранения. Это связано с тем, что предотвратимые ошибки медицинского персонала приносят колоссальный урон. Например, в США от этой причины погибают как минимум 210 тыс. пациентов, или 8% от всех умерших. Если экстраполировать эти данные напрямую на РФ, то это не менее 150 тыс. человек, что сопоставимо с числом умерших от внешних причин в 2015 г. (164 тыс. человек)", - сказала Гузель Улумбекова.
Эксперт ОНФ, депутат Госдумы Разиет Натхо подчеркнула, что вопрос о переведении медспециальностей, в частности клинической медицины, в третью стоимостную группу нужно рассматривать приоритетно.
"Переход может осуществляться постепенно: в этом году - наиболее значимые специальности, в следующем - остальные. Главное - запустить процесс. Сомнений в том, что тянуть с этим нельзя, нет", - сказала она.
Подводя итоги встречи, эксперты договорились о том, что в ближайшее время Минздрав России и Минобрнауки России проработают вопрос о поэтапном увеличении базового норматива затрат на оказание гос-услуг по подготовке студентов медвузов, предусмотрев ежегодный прирост указанного норматива на 10%. Минздрав в свою очередь должен определить приоритетные медицинские специальности, которые в первую очередь будут переведены в третью стоимостную группу. Средства будут направлены именно на подготовку таких студентов и преподавателей по этому направлению, а также на приобретение расходных материалов для этого оборудования.
Член Центрального штаба ОНФ, заместитель руководителя Исполкома ОНФ Наталья Костенко предложила, учитывая, что симуляционное медицинское оборудование очень дорогое и переведение медобразования в третью стоимостную группу полностью не покроет затраты на его приобретение, выделить покупку такого оборудования в отдельную федеральную программу и включить в программу нового национального проекта в сфере здравоохранения, формирование которого сейчас обсуждается. С этой целью ОНФ обратится в Совет при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, после того как Минобрнауки России и Минздрав России вместе с экспертами ОНФ сформируют финансовое и методическое предложение в этой сфере.
http://onf.ru/2016/08/26/eksperty-onf-podderzhivayut-iniciativu-minzdrava-o-povyshenii-kachestva-podgotovki/
Создан Медицинский Сеченовский предуниверсарий
В Первом МГМУ им. И.М. Сеченова создан ресурный центр в сети профильной подготовки - Медицинский предуниверсарий. Об этом сообщил на открывшейся 27 сентября VII Общероссийской конференции "Неделя медицинского образования - 2016" ректор вуза Петр Глыбочко.
Он отметил успешный опыт выстраивания вузом системы "школа-университет-клиника" как базиса подготовки специалистов современного уровня. При поддержке Департамента образования Москвы в городе успешно реализуется и развивается проект создания профильных медико-биологических классов "Медицинский класс в московской школе", который уже доказал свою практическую результативность. "Если 4 года назад мы начинали совместную работу с 10 школами Москвы, то сейчас в этом проекте 73 школы, и есть еще желающие, - сказал он. - Но главное - не количество участников, а качество подготовки школьников. Так, если в 2011 г у выпускников профильных медицинских классов, поступающих в наш университет, средний балл ЕГЭ составлял 82, то сейчас - 94. Безусловно, помимо школьных учителей на этот результат сработала система совместных усилий с профильными фундаментальными кафедрами университета".
По словам Петра Глыбочко, Медицинский Сеченовский предуниверсарий позволит сделать проект открытым, объединить профильные медицинские классы, обеспечить подготовку школьников в формате университетской интеграции. Он напомнил, что на базе Сеченовского университета уже работают Московский медицинский волонтерский центр школьников, клуб "Первые шаги в медицине", Молодежный медицинский центр социокультурных инициатив и другие объединения, призванные прививать основы врачебной профессии.
http://www.medvestnik.ru/content/news/Sozdan-Medicinskii-sechenovskii-preduniversarii.html