Образовательные и финансовые последствия использования пациентов-инструкторов во вводном обучении умениям физикального осмотра
Резюме
Предпосылки
Умение правильно проводить осмотр пациента является неотъемлемой частью профессиональной подготовки врачей. Все труднее становится найти время и финансы для обучения студентов преподавателями-клиницистами этому важному умению.
Цель
Цель данной работы - определить, является ли использование пациентов-инструкторов (симулированных пациентов) во вводном курсе клинической медицины: 1) таким же эффективным, как использование преподавателей-врачей в обучении физикальному осмотру; 2) влияющим на успеваемость учащихся по результатам итогового практического экзамена; 3) экономически обоснованным.
Методы
Модель обучения с использованием пациентов-инструкторов (PE) была введена на вводном курсе клинической медицины в университете Миннесоты с 2006 по 2008 г. Каждый год оценивалась способность студентов правильно проводить полный физикальный осмотр, а через 6 мес - с использованием Объективного структурированного клинического обследования (OSCE). Были определены различия результатов тестов за эти 2 года, а также ежегодное изменение общего бала. Была подсчитана стоимость расходов на обучение каждого студента путем определения размера почасовой оплаты труда преподавателей, стандартизированных пациентов и пациентов-инструкторов за каждый год.
Результаты
Средняя успеваемость студентов была статистически ниже при с использовании пациентов-инструкторов, но только на 2 процентных пункта. Вариативность знаний, полученных студентами в ходе занятий по отработке умений физикально-го осмотра, оставалась неизменной при увеличении использования РЕ. Расходы на заработную плату преподавателей в пересчете на 1 студента сократились с 449$ в 2006 г. до 196$ в 2008 г.
Заключение
С точки зрения достижения устойчивых знаний и успеваемости студента, использование специально подготовленных РЕ имеет сравнимые результаты и является менее затратным в преподавании физикального осмотра в первые годы обучения.
Medical Teacher. - 2011. - Vol. 33, N 11. - P. 911-918 (doi:10.3109/0142159X.2011.558139).