1. Введение
Непрерывное медицинское образование (далее НМО) - образование медицинских и фармацевтических работников, которое начинается после получения специальности и продолжается непрерывно, в течение всей жизни. В терминах существующей нормативно-правовой базы(Проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", постоянная ссылка: http://минобрнауки.рф/документы/1249) - это дополнительное профессиональное образование(Дополнительное образование - вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества и государства в интеллектуальном, нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, который не сопровождается повышением уровня образования), которое осуществляется посредством реализации программ повы шения квалификации и переподготовки.Программы повышения квалифика ции направлены на совершенствова ние имеющихся и (или) освоение новых компетенций, необходимых для профес сиональной деятельности, выполнения трудовых функций и (или) повышения профессионального уровня в рамках име ющейся квалификации медицинского и фармацевтического работника (далее - работник).
Настоящая Концепция предлагает повысить эффективность программ повышения квалификации (далее - Программа) путем:
- расширения участия профессиональных медицинских некоммерческих организаций по специальностям (и их ассоциаций) в формировании и реализации обучения по Программам;
- введения системы персонифицированного учета полученных знаний и навыков работников в форме зачетных единиц - кредитов (1 кредит присуждается за 1 час учебной деятельности);
- организации непрерывности обучения по Программам с установлением не менее 50 зачетных единиц (кредитов) для каждого работника ежегодно и не менее 250 кредитов за 5 лет;
- расширения видов учебной деятельности за счет включения в Программы дополнительных учебных мероприятий, в том числе: семинаров, конференций, электронного обучения и др.;
- применения инновационных образовательных технологий в обучении: электронных, дистанционных, телекоммуникационных, симуляционных;
- повышения качества обучения посредством проведения обязательной ежегодной и итоговой аттестации (1 раз в 5 лет) знаний и умений работников, а также введения общественно профессиональной аккредитации программ и видов учебной деятельности;
- повышения мотивации работников к прохождению программ повышения квалификации путем проведения аккредитации, аттестации, приема на работу и оплаты труда только с учетом ежегодного накопления установленного числа зачетных единиц (кредитов) и успешного прохождения ежегодной и итоговой аттестации (экзамена).
В Концепции изложены актуальность и предпосылки развития НМО в РФ, цели, основные принципы реализации и планируемые мероприятия по реализации НМО.
2. Актуальность и предпосылки развития НМО
Концепция развития непрерывного медицинского образования в РФ подготовлена во исполнение Указа Президента РФ № 598 от 07.05.2012, в котором поставлена задача разработки современной программы повышения квалификации и оценки уровня знаний медицинских работников, и в целях реализации положений Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (№ 323 от 21.11.2011). В этом законе установлено, что медицинские работники обязаны повышать свою квалификацию (статья 73) и не реже 1 раза в 5 лет проходить аккредитацию в соответствии с порядком, установленным Минздравом РФ (статья 69). Под аккредитацией понимается разрешительная процедура для продолжения практической деятельности по определенной специальности. При этом в статье 76 обсуждаемого закона написано, что профессиональные медицинские некоммерческие организации могут принимать участие в разработке программ повышения квалификации.
Необходимость дальнейшего совершенствования системы медицинского образования, в частности программ повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, обусловлена также следующими причинами:
1) Неудовлетворительные показатели качества и безопасности медицинской помощи. Например, по данным ФОМС, до 60% случаев оказания медицинской помощи, по результатам проведенной экспертизы качества медицинской помощи, имеют дефекты, т.е. почти каждый второй случай. Объективные показатели качества и безопасности медицинской помощи, такие как внутрибольничная летальность, доля пациентов, получивших инфекционные осложнения в стационарных условиях, доля пациентов, пролеченных в соответствии со стандартами медицинской помощи в РФ в 2 раза хуже, чем в развитых странах.
2) Неудовлетворенность пациентов качеством и доступностью медицинской помощи. По данным "Доклада о реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в 2011 г." таких пациентов - более 2/3.
3) Увеличение объемов медицинской ин формации и скорости ее обновления. По разным оценкам, сегодня медицинская информация удваивается почти каждые 3-5 лет.
4) Внедрение в практику новых сложных медицинских технологий, применение которых требует дополнительных знаний и умений от медицинских работников, в том числе для обеспечения безопасности пациентов.
5) Появление новых высокоэффективных информационных, телекоммуникационных и дистанционных технологий, внедрение которых в практику медицинского образования снижает издержки и предоставляет дополнительные возможности: мультимедийность (возможность представлять текст, аудио- и видеозаписи), быстрота обновления, тиражирование знаний лучших специалистов на большие территории, использование в удобное для работника время и без отрыва от практической деятельности, а также интерактивность, в том числе дистанционное взаимодействие с преподавателем и другими обучающимися, объективизация учета и контроля знаний.
Важнейшая предпосылка для развития НМО в РФ - широкое обсуждение общественностью и разработка проекта Федерального закона "Об образовании в РФ", который в ближайшее время поступит в Государственную Думу РФ. В этом законе предусмотрены следующие нормы в части дополнительного профессионального образования, т.е. образования после получения специальности по программам повышения квалификации (далее - Программа):
- Содержание, сроки и длительность обучения по Программам устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с типовой программой (статья 81). Эта типовая программа утверждается Минздравом РФ. Она должна учитывать требования профессиональных стандартов и квалификационные требования к специалистам. С учетом положений ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" (статья 73) профессиональные медицинские некоммерческие организации могут принимать участие в разработке таких типовых программ.
- Обучение может осуществляться посредством освоения отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, прохождения практик, а также посредством сетевых форм обучения, в порядке, установленном образовательной Программой и (или) договором об образовании, в том числе поэтапно (статья 81). Сетевой принцип реализации образовательных программ подразумевает совместное участие организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций (статья 15). Другими словами, в Программе могут быть предусмотрены самые различные образовательные мероприятия и (или) виды учебной деятельности (конференции, семинары, симуляционное и электронное обучение и др.), которые могут предоставляться не только образовательными организациями.
- В организации учебного процесса может быть предусмотрена кредитно-модульная система (статья 14). Это означает, что оценка трудоемкости учебной нагрузки по всем видам учебной деятельности (образовательным мероприятиям), может учитываться в зачетных единицах (кредитах).
- В обучении при всех формах могут использоваться дистанционные образовательные технологии и электронное обучение (статья 16). Причем соотношение между дистанционными и аудиторными занятиями устанавливается Программой.
- Контроль качества обучения могут осуществлять объединения профессиональных организаций (ассоциаций) и работодателей путем проведения профессионально-общественной аккредитации программ и видов учебной деятельности (статья 100).
Дополнительными предпосылками к развитию НМО являются: готовность Национальной медицинской палаты (НМП) и многих профессиональных медицинских организаций по специальностям к реализации обучения по программам повышения квалификации; наличие инфраструктуры в большинстве медицинских учреждений для обучения врачей без отрыва от практической деятельности (компьютеры, выход в Интернет); наличие отечественных электронных библиотечных систем, учебно-методических комплектов и программных комплексов для реализации образовательной среды.
3. Цели НМО
I. Обеспечение гарантии гражданам РФ, что в медицинских организациях оказывается качественная и безопасная медицинская по мощь в соответствии с международными показателями. К 2018 г. необходимо достигнуть следующих значений этих показателей:
- соответствие проводимого лечения пациентов клиническим рекомендациям профессиональных медицинских обществ (некоммерческих организаций) - не менее 90%;
- доля пациентов, получивших инфекционные осложнения в стационаре, - не более 4%;
- доля пациентов, заявивших о медицинской ошибке во время лечения, - не более 5%;
- стандартизованный (по полу, возрасту, диагнозу и длительности пребывания в стационаре) коэффициент летальности или отношение фактической летальности к установленной - не менее 85%;
- доля пациентов, госпитализированных в стационар, лечение которых можно было бы организовать в амбулаторных условиях, - не более 5%;
- доля пациентов, получивших на приеме у врача первичного звена рекомендации по ведению здорового образа жизни, - не менее 90%;
- снижение доли случаев, в которых выявлены дефекты по результатам экспертизы качества медицинской помощи, - не более 20%;
- снижение доли случаев расхождения диагнозов по результатам патологоанатомических вскрытий в первичном звене - не более 10%;
II. Повышение удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи с 33 до 60% к 2018 г.
III. Приведение квалификации медицинских и фармацевтических работников к международным стандартам к 2018 г.
4. Принципы развития НМО и механизмы их реализации
Таких принципов предложено 10.
4.1. Сохранение и развитие лучшего отечественного опыта:
- сохранение и развитие системы последипломного обучения врачей на базе ФУВов и ГИДУВов как составной части программ повышения квалификации;
- учет как вида учебной деятельности: наставничества опытных специалистов над молодыми врачами; стажировок специалистов в медицинских учреждениях вышестоящего уровня (например, врачей поликлиник в стационарах) и консультирования более опытными специалистами работников учреждений другого уровня (например, врачей ЦРБ специалистами ОКБ); участие в конференциях и семинарах, проводимых профессиональными медицинскими организациями и соответствующих установленным требованиям (см. п. 4.7).
4.2. Гармонизация требований к квалификации медицинских специалистов в РФ с требованиями в развитых странах и использование их передового опыта. Этот принцип достигается путем активного взаимодействия и обмена опытом с организациями, отвечающими за разработку и соблюдение требований к программам обязательного последипломного образования (ординатуре) и повышения квалификации (непрерывного медицинского образования - continuous medical education, CME) в странах ЕС и США. Среди них - Европейский совет медицинских специалистов (UEMS), Американская медицинская ассоциация (AMA), Федерация медицинских советов Штатов (FSMB) и др. А также путем проведения ежегодных международных конференций; стажировок профессорско преподавательского состава вузов и специалистов профессиональных медицинских организаций за рубежом, продолжения выпуска журнала "Медицинское образование и профессиональное развитие" (издание АСМОК) с публикацией статей на заданную тему.
4.3. Партнерство государства и профессиональных медицинских организаций и их ассоциаций в управлении последипломным медицинским образованием. Реализация этого принципа достигается путем создания Федерального совета и рабочей группы при Минздраве РФ, в состав которых войдут представители профессиональных организаций. В функции этих организаций будут входить разработка и утверждение нормативных документов по реализации НМО. Среди них - типовые программы повышения квалификации (с учетом положений настоящей Концепции); требования к реализации образовательных программ, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образователь ных технологий; критерии оценки трудоемкости учебной нагрузки, выраженные в зачетных единицах (кредитах); проект Приказа Минздрава РФ "О проведении пилотного проекта по повышению квалификации врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров с применением дистанционных образовательных технологий" и др. (подробно см. Приложения).
4.4. Комплексное обучение работников не только профессиональным, но и управленческим, экономическим, коммуникативным знаниям и умениям. Особый акцент в образовании должен быть сделан на этических принципах взаимоотношения медицинских работников с пациентами. Для этого необходимо провести ревизию типовых программ повышения квалификации на предмет включения соответствующих разделов.
4.5. Обязательный персонифицированный учет и ежегодный контроль знаний и практических умений специалистов (ежегодная и итоговая аттестация 1 раз в 5 лет). Трудоемкость учебной нагрузки должна оцениваться в форме кредитов, или зачетных единиц. При этом ежегодно каждый работник должен накопить не менее 50 кредитов, а за 5 лет - 250 кредитов. Пер сонифицированный учет может быть осуществлен путем внедрения электронных программ (образовательной среды), которая позволяет самим работникам вести учет своей учебной активности и итогов ежегодной аттестации, а руководителям медицинских учреждений и профессиональных медицинских организаций иметь постоянный доступ к этим данным.
4.6. Использование инновационных образовательных технологий: электронных, дистанционных, телекоммуникационных, симуляционных и современное учебно-методическое сопровождение процесса обучения. Для реализации этого принципа необходимо, чтобы профессиональные медицинские организации по специальностям подготовили (обновили) современные комплекты обучающих материалов: Национальные руководства, тестовые вопросы и разборы клинических ситуаций для проведения ежегодной и итоговой аттестации, модули по наиболее актуальным темам для дистанционного обучения работников, образовательные периодические издания, не реже 1 раза в 2 года обновляли Клинические рекомендации (протоколы) по специальностям. Большая часть этой работы профессиональными медицинскими организациями уже проделана. Дистанционные технологии позволят проводить обучение без отрыва от рабочего места, осуществить интерактивное взаимодействие педагога и специалиста, обеспечить для работника удобную форму представления информации.
4.7. Обязательный контроль качества программ и видов учебной деятельности (мероприятий) на соответствие установленным требованиям. Этот принцип реализуется путем создания системы общественно-профессиональной аккредитации программ и образовательных мероприятий для повышения квалификации. Для этого предлагается поручить Комиссии при НМП оценивать программы и виды обучения на соответствие установленным требованиям (требования устанавливает Совет при Минздраве РФ - см. п. 4.3.).
4.8. Независимость НМО от производителей медицинской и фармацевтической промышленности (отсутствие монорекламы). Этот принцип реализуется путем создания Кодекса этики участия спонсоров в НМО и учета положений этого кодекса при составлении требований к программам и образовательным мероприятиям НМО.
4.9. Высокая мотивация медицинских и фармацевтических работников к прохождению программ повышения квалификации. Для реализации этого принципа предлагается учитывать результаты обучения программам повышения квалификации при прохождении работниками аттестации, аккредитации (1 раз в 5 лет), при оплате труда и найме их на работу. Кроме того, программы обучения должны быть содержательными, современными, интересными и удобными в использовании для работников. Все это может быть реализовано путем использования инновационных технологий (см. п. 3.6).
4.10. Бесплатность большинства видов учебной деятельности (мероприятий) для медицинских и фармацевтических работников. Этот принцип реализуется путем включения отдельной статьи расходов на обучение работников в федеральный, региональный, муниципальный бюджеты и бюджет ОМС, а также путем привлечения средств спонсоров с учетом соблюдения кодекса этики участия медицинских и фармацевтических производителей в НМО.
5. Задачи и сроки их реализации