Редакционная статья
Резюме
Уважаемые коллеги!
Первый номер журнала в 2012 г. посвящен доказательной медицине и рациональному применению лекарственных средств в преподавании клинических дисциплин. Эти вопросы раскрывают 7 статей рубрики "Главная тема", а также 2 главы из книги "Основы доказательной медицины" Триши Гринхальх, опубликованные в этом номере.
Мы продолжаем публикацию серии статей профессора Тревора Гиббса о современных тенденциях в профессиональном развитии медицинских специалистов, а также - статей Фульвии Бальдассарре, посвященных сестринскому делу.
В феврале 2012 г. в Красноярском ГМУ состоялась научно-педагогическая конференция, посвященная развитию медицинского образования. В этом номере мы публикуем некоторые из тезисов выступлений.
Наш журнал продолжает освещать технологии и методики, применяемые в медицинском образовании, и в этом году мы планируем продолжить выпуск тематических номеров. Перечень таких тем читатели могут найти в рубрике "В следующих номерах".
Приглашаем вас принять активное участие в работе журнала и портала www.medobr.ru. Статьи для публикации, предложения по новым темам, и письма вы можете направлять по адресу редакции: 115035, г. Москва, ул. Садовническая, д. 4, стр. 9 редакция журнала "Медицинское образование и профессиональное развитие", е-mail: info@medobr.ru.
Редакция журнала
Современное медицинское образование и доказательная медицина
Мир все время меняется, меняется и наше представление о нем. Постоянно появляется новое знание, вытесняющее прежнее в яростной борьбе. Вся планета Земля сегодня - огромный рынок, и каждый человек, каждое профессиональное сообщество или социальная группа являются целью воздействия специалистов по маркетингу и рекламы всех мастей. Продумывающих и реализующих стратегии продвижения различных товаров, создаваемых все большим количеством производителей. Лекарственные средства и медицинская техника, изделия медицинского назначения и методы лечения заболеваний - не исключение. Являясь источниками дохода для их создателей и производителей, они продвигаются точно так же, как любой другой товар, путем внедрения в умы желаемых образов и навязывания своего мнения.
В таких условиях нам с вами приходится преподавать в высшей медицинской школе и системе среднего медицинского образования. Как суметь быть объективным в изложении фактов? Как отобрать лучшее из действительно доказанного? Как, описывая конкурирующие методы лечения, указать более предпочтительный? Как создать эффективную "прививку" нашим студентам, которая позволяла бы им "не заразиться" некачественным знанием, ложью, утверждениями, основанными на подтасованных и непроверенных фактах?
Рецепт есть. Мы не можем назвать его панацеей, у него - как у любого средства - есть показания и противопоказания, есть методика применения и дозировки, у него есть свои ограничения и есть своя цена. Имя ему - доказательная медицина (медицина, основанная на доказательствах). Возникнув в свое время как некий принцип отбора информации, доказательная медицина сегодня - это достаточно стройная система оценки и отбора информации, со своими общепринятыми методами и критериями, системой градации уровней доказательности и других важных характеристик. Она не идеальна, но она - лучшее на сегодня, что у нас есть.
И если доказательная медицина - это "добросовестное, точное и осмысленное использование лучших результатов клинических исследований для выбора лечения конкретного больного", то мы должны донести суть этого предмета до каждого студента медицинского вуза. Чтобы в конечном счете каждый наш больной смог получить надлежащее лечение.
Редактор номера, ректор Волгоградского ГМУ, академик РАМН В.И. Петров