В 2004 г. Россия присоединилась к Боллонскому соглашению, что привело к изменению системы высшего профессионального образования. Высокие требования к уровню подготовки студентов высшей медицинской школы диктует и современный уровень прогресса - внедрение инноваций во все сферы деятельности человека.
На смену традиционному представлению о квалифицированном специалисте как выпускнике вуза с определенным набором знаний, умений и навыков приходит понимание того, что в современном обществе, обладая багажом знаний и умений, молодой специалист должен успешно решать профессиональные задачи практической медицины. Следовательно, от знаний, умений и навыков мы переходим к компетенциям и компетентности как основным составляющим учебного процесса (Авдеев, 2005). Компетентностный подход играет ведущую роль в обучении студентов старших курсов навыкам ведения пациентов и неотъемлемо связан с педагогическими технологиями (Зимняя, 2003; Пестрожукова, 2011), одной из которых является учебно профессиональная модель обучения в медицинском вузе. Эта педагогическая технология нашла свое отражение в инновационном проекте кафедры поликлинической терапии и общей врачебной практики Воронежской государственной медицинской академии (ВГМА) им. Н.Н. Бурденко "Школа по профилактике курения табака и отказу от табакокурения".
Профилактика заболеваний, направленная на своевременное выявление и коррекцию факторов риска неинфекционных заболеваний (одним из которых является табакокурение), формирование культуры здорового образа жизни в студенческой среде - вот одно из приоритетных направлений профилактической стратегии ВГМА им. Н.Н. Бурденко на уровне кафедр, академии и на областном уровне в целом; а также той областью практической медицины, где молодой специалист должен прежде всего применить свои общеобразовательные и профессиональные компетенции.
Материалы работы школы были представлены на выставке-конференции инновационных проектов "Достижения талантливой молодежи", организованной ВГМА им. Н.Н. Бурденко в виде устного и стендового докладов: "Эффективность инновационного проекта“Учебно-профессиональная модель обучения в медицинском вузе "Школа для студентов по профилактике употребления табака и отказу от табакокурения" в работе с никотинзависимыми студентами ВГМА им. Н.Н. Бурденко”" и отмечены дипломами. В областном конкурсе "Лучшая инновационная идея" (1-31 января 2012 г.) проект занял 2-е место и отмечен благодарностью Воронежской областной Думы за разработку общественно-полезной идеи (признанной одной из лучших, по мнению экспертов и интернетпользователей) и готовность поделиться своими разработками; за понимание того, что прогресс и развитие государства начинается "в головах" и находит продолжение в реализации конкретных перспективных проектов.
Цели проекта - формирование общих и профессиональных компетенций в сфере профилактики курения у студентов медицинского вуза на основе реализации новейшей педагогической методики; сохранение и укрепление здоровья студентов ВГМА им. Н.Н. Бурденко путем снижения уровня табакокурения как важнейшего фактора риска развития неинфекционных заболеваний и формирования культуры здорового образа жизни.
Задачи проекта:
-реализация компетентностного подхода в обучении студентов навыкам профилактического консультирования курящих пациентов;
-оказание консультативной помощи всем курящим студентам ВГМА им. Н.Н. Бурденко, используя учебнопрофессиональную модель обучения основам профилактики табакокурения в сочетании с внеаудиторной самостоятельной работой;
-повышение доступности профилактической помощи студентам ВГМА им. Н.Н. Бурденко;
-поддержка бросивших курить студентов и снижение числа студентов, вновь возвратившихся к курению, особенно в течение 1-го года отказа от курения;
-снижение числа вновь закуривающих студентов ВГМА им. Н.Н. Бурденко;
-развитие и поддержка студенческой инициативы по оказанию консультативной помощи студентам других вузов г. Воронежа в борьбе с табакокурением;
-формирование и совершенствование системы мониторинга о распространенности табакокурения среди студентов ВГМА им. Н.Н. Бурденко.
Формы реализации проекта:
-организация школы по профилактике и отказу от табакокурения для студентов ВГМА им. Н.Н. Бурденко;
-проведение школы по профилактике и отказу от табакокурения для студентов других вузов г. Воронежа;
-рганизация (совместно с региональными органами управления здравоохранением) научно-практических конференций, семинаров и круглых столов по вопросам первичной и вторичной профилактики табакокурения в студенческой среде;
-осуществление выездных акций в районы Воронежской области с целью профилактики табакокурения среди молодежи области;
-содействие внедрению инновационных методик профилактики и отказа от табакокурения в студенческой среде.
Ожидаемые позитивные изменения:
-повышение качества учебного процесса на кафедре поликлинической терапии и общей врачебной практики ВГМА им. Н.Н. Бурденко;
-повышение уровня практических навыков студентов, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности;
-формирование мотивационной базы в студенческой и подростковой среде к неприятию табакокурения;
-создание негативного общественного мнения в отношении табакокурения;
-увеличение частоты публикаций в СМИ по борьбе с курением, увеличение объемов тематической социальной рекламы.
Проект "Школа по профилактике курения табака и отказу от табакокурения" состоит из 5 занятий. Учебно-методический комплекс "школы" включает методические указания для студента-ведущего школы и рекомендации для студента-слушателя, а также индивидуальную карту отказа от курения, основную и дополнительную литературу. В качестве основной литературы выступает практическое руководство по лечению табачной зависимости под редакцией академика А.Г. Чучалина (Чучалин, 2011) и учебно-методическое пособие с компакт-диском "Школа по профилактике курения табака и отказу от табакокурения", разработанное на кафедре поликлинической терапии и общей врачебной практики ВГМА им. Н.Н. Бурденко. Материал занятий представлен в виде мультимедийных презентаций. На каждом занятии демонстрируются социальные ролики по теме занятия.
На 1-м занятии "Школы по профилактике курения табака и отказу от табакокурения" обсуждается социальное значение табакокурения, а также приводится химический состав табачного дыма. Слушателям школы предлагается заполнить анкету и специальные опросники для определения типа курительного поведения (тест Д. Хорна), степени никотиновой зависимости (тест Фагенстрема) и готовности к отказу от курения. Кроме того, исследуется риск развития заболеваний, связанных с табакокурением: у всех студентов определяется функция внешнего дыхания на аппарате для комплексной детальной оценки функций дыхательной системы Spiro USB и исследуется уровень окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина на анализаторе Micro CO. Полученные результаты заносятся в индивидуальную карту отказа от курения, разработанную на кафедре поликлинической терапии и общей врачебной практики.
2-е занятие школы посвящено рассказу о болезнях, вызванным табакокурением. Ведущий школы акцентирует внимание студентов на курении как значимом факторе риска развития неинфекционных заболеваний, прежде всего, сердечно-сосудистых. Также, ведущий школы представляет результаты анкетирования, проведенного на 1-м занятии.
Механизм развития никотиновой зависимости раскрывается на 3-м занятии - разъясняется специфика действия никотина на никотиновые рецепторы, находящиеся в ЦНС, мозговом веществе надпочечников, нервно-мышечных синапсах и вегетативных ганглиях, а также на изменениях в работе сердечно-сосудистой, бронхолегочной систем и желудочно-кишечного тракта под влиянием стимулирующего эффекта никотина.
Большой интерес у студентов вызывает 4-е занятие, посвященное альтернативным методам табакокурения - электронной сигарете и кальяну. На этом занятии студенты также обсуждают наиболее интересующие их проблемы, связанные с отказом от табакокурения: прибавка в весе, усиление кашля, изменение настроения. Разбирается патогенез симптомов, составляющих синдром отмены и возможные варианты их коррекции.
5-е, заключительное, занятие посвящено лечению табачной зависимости. С учетом полученных индивидуальных данных, для каждого участника "Школы по профилактике курения табака и отказу от табакокурения", составляются персонализированные программы отказа от курения: 1) длительная - с целью полного отказа от курения - для студентов твердо желающих бросить курить; 2) короткая лечебная - с целью усиления мотивации и снижения интенсивности курения - для студентов, не готовых к отказу от курения, но не исключающих такую возможность в будущем. При отсутствии желании бросить курить и исключении такой возможности в будущем слушателю школы рекомендуется программа по снижению интенсивности курения. Рекомендации для всех студентов заносятся в индивидуальную карту отказа от курения. На 5-м занятии повторно исследуется уровень окиси углерода выдыхаемого воздуха и количество карбоксигемоглобина на анализаторе Micro CO.
Данные, полученные после проведения двух школ проекта, свидетельствуют об успешности проведения профилактических мероприятий школы: количество выкуриваемых сигарет сократилось в среднем с 19 до 6 в сут, а содержания монооксида углерода в выдыхаемом воздухе с 12 до 5 ед.
Таким образом, при проведении занятий школы отрабатываются такие общие компетенции, как:
-способность к анализу и синтезу;
-способность к организации и планированию;
-базовые знания в различных областях;
-тщательная подготовка по основам профессиональных знаний;
-навыки работы с компьютером; способность применять знания на практике;
-исследовательские навыки;
-способность к непрерывному обучению.
Особое значение придается развитию таких профессиональных компетенций, как:
- ясное и логичное изложение полученных базовых знаний;
- оценка новых сведений и интерпретации их в контексте знаний;
- точная реализация относящихся к дисциплине методик и технологий.
В результате студенты усваивают не отдельные знания, умения и навыки, а овладевают ими в комплексе для решения конкретной проблемы - первичной и вторичной профилактики табакокурения, целью которой является формирование негативного отношения к курению и пропаганда здорового образа жизни.
Таким образом, учитывая требования федерального государственного образовательного стандарта по специальности "лечебное дело", происходит реализация компетентностного подхода в области профилактики неинфекционных заболеваний с использованием новейшей педагогической методики - учебно-профессиональной модели обучения в вузе.