Роль осознанной практики в приобретении клинических умений
Резюме
Введение
В исследовании была рассмотрена роль осознанной практики в профессиональном развитии студентов-медиков от уровня новичка до экспертного уровня на доклиническом уровне подготовки.
Методы
Учащиеся 1-3 года ответили на 34 вопроса анкеты типа Likert, адаптированной из анкеты об использовании осознанной практики в познавательном обучении. Для проверки анкеты были использованы поисковый факторный анализ и анализ надежности. При анализе отклонений рассматривались различия между годами и регрессионный анализ связи между осознанной практикой и результатами проверки умений.
Результаты
В исследовании приняли участие 875 студентов (90%). При анализе полученных данных было выделено четыре фактора: 1) планирование, 2) концентрация/самоотверженность, 3) повторение/пересмотр, 4) стиль обучения/самостоятельная рефлексия. Результаты по "планированию" увеличивались со временем, а по шкале "повторение/пересмотр" - снижались. Данные проверки клинических умений положительно коррелируют с оценками по шкалам "планирование" и "концентрация/самоотверженность" у студентов 1-го и 3-го, а по шкале "повторение/пересмотр" - у студентов 1-го года обучения.
Выводы
Положительное влияние осознанной практики на результаты испытаний доказывает, что ее роль в медицинском образовании заслуживает дальнейшего изучения. Исчезновение эффекта "повторение/пересмотр" может быть связано с недостаточной обратной связью. Осознанная практика повышает качество практики, устраняя недостатки, выявленные при само-, и формальной оценке и стимулирует обратную связь. Дальнейшие исследования должны использовать перспективный дизайн и расширить возможности для обогащения опыта при последипломной подготовке и за ее пределами.
BMC Medical Education. - 2011. - Vol. 11. - P. 101 (doi:10.1186/1472-6920-11-101).