Оценка знаний с использованием концепт-карт в проблемно-ориентированном обучении медицине
Резюме
Предпосылки: при проблемно-ориентированном обучении медицине в Университете Персидского залива в Бахрейне студенты составляют концепт-карты для каждого случая, приведенного в пособиях по проблемно-ориентированному обучению.
Цель: оценка межэкспертной надежности и прогностической ценности шкал концепт-карты с использованием структурного анализа.
Методы: исследование концепт-карт одной и той же группы студентов в начале (2-й год) и в конце обучения (4-й год), при котором использовался основной проблемно-ориентированный способ обучения. 5 независимых экспертов оценивали концепт-карты на основании валидного выбора и иерархического распределения концепций, интеграции, взаимосвязи с содержанием проблемы и степени креативности студента. Для оценки каждого критерия применяли 5-сту-пенчатую шкалу Likert. Межэкспертную надежность инструмента определяли по коэффициенту внутригрупповой корреляции (ICC), а прогностическую ценность по измерению корреляций шкал концепт-карты с суммарными шкалами исследования.
Результаты: коэффициент внутригрупповой корреляции шкал концепт-карты на 2-м году составил 0,75 (95% ДИ, 0,67-0,81), а на 4-м году - 0,69 (95% ДИ, 0,59-0,77). Общие шкалы концепт-карт студентов 4-го курса значительно превышали результаты студентов 2-го курса (p<0,001, масштабный эффект =0,5). Взаимосвязь между шкалами студентов в концепт-картах и суммарными шкалами исследования колебалась от слабой корреляции до ее отсутствия.
Заключение: межэкспертная надежность шкал концепт-карт в данном исследовании изменялась от хорошей до отличной. Однако для оценки генерализуемости и валидности использования данного метода необходимы дальнейшие исследования.
Medical Teacher, Volume 32, No 11, 2010, pages 926-931.