Конференция AMEE-2010
Ассоциация медицинского образования в Европе (AMEE) была основана в 1972 г. в г. Копенгагене. Цель данной ассоциации - способствовать коммуникации среди медицинских преподавателей и оказывать помощь в развитии национальных ассоциаций по вопросам медицинского образования по всей Европе. AMEE является Европейской региональной ассоциацией Всемирной федерации медицинского образования и членом Исполнительного совета ВФМО. Ряд европейских национальных медицинских ассоциаций являются корпоративными членами AMEE, в их число входит и АСМОК. За последние десятилетия постоянно увеличивается география и расширяется сфера деятельности AMEE, в настоящее время она является всемирной ассоциацией с членами и контактами более чем в 90 странах. Начиная с 1973 г. AMEE организует ежегодную конференцию в различных европейских городах. Конференции AMEE в последние годы регулярно привлекают более 1800 участников со всего мира, мероприятие стало основным местом сбора всех заинтересованных в образовании в области здравоохранения, местом установления связей, обмена идеями, местом, где можно узнать лучшее из того, что происходит в медицинском образовании во всем мире. Девиз конференции в этом году: "Inspire and be inspired!" - "Вдохновляй и вдохновляйся!"
Осенью этого года состоялась очередная ежегодная конференция Ассоциации медицинского образования в Европе (Association for Medical Education in Europe - AMEE), посвященная различным аспектам медицинского образования. Время ее проведения - с 4 по 8 сентября 2010 г., место - г. Глазго, Великобритания.
В качестве площадки для конференции был выбран Шотландский выставочный центр - Scottish Exhibition and Conference Centre (SECC), огромный комплекс, располагающий 31 аудиторией, 2 залами, вмещающими по 624 и 3000 делегатов, и выставочными холлами общей площадью более 22 000 квадратных метров. Одно из зданий SECC, Clyde auditorium, расположенное на берегу реки Клайд, cтало символом Глазго. Здесь проходили пленарные заседания. Следует отметить, что организаторы конференции сознательно ограничивают число участников, так как довольно сложно найти удобное для конференции помещение, способное вместить одновременно более 3000 человек.
eLearning-симпозиум
В этом году состоялся 2-дневный eLearning-симпозиум, который проводится в рамках конференций AMEE раз в 4 года. Для 2-дневного симпозиума организаторами была выбрана медицинская школа Университета Глазго. Большое количество участников приехало только для участия в этом мероприятии без посещения самой конференции. Открыла симпозиум Jill Morrison (Университет Глазго, Великобритания), профессор общей практики, декан по обучению преподавателей в медицинской школе. Тема 1-й пленарной сессии - "Киборги - преподаватели и студенты - вызовы медицинскому образованию". Докладчикам на сессии были John Sandars (Медицинская школа, Университет Leeds, Великобритания), Rachel Ellaway (Северная школа Медицины Онтарио, Садбери, Канада), David Kennedy (Университет Глазго, Великобритания).
Докладчики обсуждали особенности взаимодействия студентов и преподавателей в электронной среде, в том числе этические вопросы и методы повышения эффективности обучения.
На второй пленарной сессии, прошедшей в этот же день обсуждалась тема "Виртуальные пациенты для обучения и оценки знаний". Председателем сессии был Martin Fischer (университет Witten/Herdecke, Witten, Germany), докладчики - Terry Poulton (St George’s, University of London, UK) и Norman Berman (Dartmouth Medical School, USA)
Второй день симпозиума начался с конкурирующих сессий и семинаров, с утра прошло 2 семинара - "Проект “Многоязычные виртуальные симулированные пациенты”", который вели Vince Ion, Clare De Normanville, Carrie Wardle, David Riley (IAVANTE Foundation, Granada, Spain), и "Цифровой профессионализм", ведущая - Rachel Ellaway (Northern Ontario School of Medicine, Sudbury, Canada).
Тема пленарной сессии второго дня - "eLearning на практике", докладчиками были Paul Anderson (Digital Design Studio, Glasgow, UK), Paul Rea (University of Glasgow, UK) с докладом "Передовые примеры разработки и доставки электронного обучения высокого качества" и Peter de Jong (Leiden University Medical Centre, Leiden, Netherlands) - "Описания и тематические исследования по развитию электронного обучения в Нидерландах". Peter de Jong - один из ведущих специалистов в области использования eLearning в медицинском образовании и главный редактор журнала JIAMSE, посвященного преподаванию фундаментальных дисциплин. В своем докладе он привел примеры использования ресурса Medicaleducation.nl, предназначенного для обмена электронными образовательными ресурсами между медицинскими школами Нидерландов.
Конференция
Первый день конференции начался с приветственных речей генерального секретаря AMEE Ronald Harden, президента университета Глазго Sir Kenneth Calman, вице-премьера и генерального секретаря кабинета министров Шотландии по вопросам здравоохранения и благополучия Nicola Sturgeon. Выступавшие вышли на сцену в сопровождении шотландских волынщиков в национальных костюмах, исполняющих традиционные шотландские мелодии.
Открыл программу конференции Itiel Dror, нейрофизиолог, профессор Института когнитивной неврологии (Institute of Cognitive Neuroscience, UCL, UK) лекцией по минимизации ошибок в принятии клинических решений.
Клинические решения принимаются в сложной распределенной когнитивной среде и часто сопряжены с риском и нехваткой времени. Эти факторы, а также ощущения и суждения, предшествующие выбору конкретного решения, потенциально предрасполагают к ошибкам. Для предотвращения ошибок профессиональная подготовка и образование должны быть сосредоточены на стратегиях когнитивного информирования. Однако, поскольку ошибки не могут быть искоренены, а только минимизированы, необходимо также готовить и обучать специалистов исправлению неизбежных ошибок. Понимание процессов принятия решений позволяет разработать способы подготовки специалистов, направленные на улучшение качества и эффективности принимаемых решений, а также на уменьшение числа ошибок. Во время своего выступления Itiel Dror представил ряд иллюстраций, демонстрирующих особенности человеческого восприятия.
Название следующей сессии было весьма интригующим: "Новое в медицинском образовании - что вам действительно нужно знать". На сессии рассматривались 3 основные темы:
• Совершенствование образования для улучшения здоровья - Bill Burdick (FAIMER, США).
• Совершенствование преподавания фундаментальных дисциплин - Geoff Norman (McMaster University, Канада).
• Лидерство в медицинском образовании - Dr. Bente Malling (Aarhus University Hospital Skejby, Department of Human Resources).
Программу продолжил симпозиум "Контексту
альное моделирование: новые пути продвижения вперед". Ряд докладов - R. Kneebone (Imperial College London, UK) (Chair); F. Bello (Imperial College London, UK); D. Nestel (Gippsland Medical School, Monash University, Australia); I. Curran (London Deanery, London, UK) - был посвящен опыту работы с инновационными подходами к моделированию. На предыдущей конференции была представлена
концепция распределенного моделирования. Был продемонстрирован мобильный надувной модуль, имитирующий операционную с высокой степенью реалистичности и погружения в ситуацию. За прошедшее время фокус исследований был расширен и включал не только хирургов, но и всю операционную бригаду. Основным принципом при этом стала селективная абстракция, фокусирующая ресурсы там, где они наиболее эффективны, для воссоздания ключевых элементов клинических условий экономически наиболее эффективным способом. На симпозиуме рассматривалось применение этого принципа в анестезиологии с демонстрацией того, как "достаточно хорошее" моделирование может симулировать физические взаимодействия, необходимые для эффективной работы.
Программу 2-го дня открыла Elizabeth Farmer (Университет Woilongong, Австралия) с докладом "Построение учебного плана будущего: перспектива из новой австралийской медицинской школы".
Создание новой медицинской школы "с нуля" предоставляет уникальные и захватывающие возможности для инноваций. В докладе были рассмотрены различные аспекты разработки учебного плана и доставки знаний в Высшей медицинской школе нового университета Woilongong. Рассматривались обучение на основе компетентностного подхода с электронным картографированием учебных программ и использованием клинических E-портфолио, протяженные модели обучения по месту жительства с упором на непрерывность медицинской помощи и интеграции студентов во все аспекты местной системы здравоохранения в географически отдаленных местах.
Продолжил программу доклад David Irby (Университет Калифорнии, Сан-Франциско, США) "Обучение врачей для будущего: призыв к реформе Фонда Кар-неги по совершенствованию преподавания".
Дважды за последние 100 лет Фонд Карнеги по совершенствованию преподавания призывал к реформе медицинского образования. В 1910 г. Авраам Флекснер в своем знаменитом Докладе Флекснера (Flexner Report) подчеркнул важность научных исследований и образовательного опыта, теперь же в новом докладе (Cooke M., Irby D.M., O’Brien B.
Educating Physicians: A Call for Reform. San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 2010) говорится о необходимости дополнительных реформ:
• использование оценки знаний на основе компетентности для стандартизации результатов обучения и возможность индивидуализации темпа обучения;
• интеграция клинического опыта и изучения фундаментальных наук, в том числе раннее клиническое погружение;
• выработка навыков исследования и развития как средств достижения совершенства и постоянного продвижения в своей области знаний;
• фокусировка внимания на формировании личности и профессиональное развитие учащихся. Далее в течение дня прошло 7 симпозиумов,
по 2-3 одновременно:
• Обучение студента-медика в XXI веке.
• Студент-преподаватель, отношения в XXI веке: клиент или партнер по обучению?
• Совершенствование преподавателей и обновление знаний в области обучения работников здравоохранения.
• Международная аккредитация в медицинском образовании: VIII Иберо-Американская сессия.
• Исследования в медицинском образовании и их вклад в будущее развитие.
• Будущее фундаментальных наук в подготовке работников здравоохранения
• Доктор, которого мы обучаем для будущего. Одновременно с симпозиумами проводилось
множество сессий и семинаров. На сайте конференции есть специальный сервис, позволяющий спланировать посещение различных мероприятий с контролем отсутствия временных накладок, но выбрать из огромного количества конкурирующих секций непросто. В то же время, сделав эти мероприятия последовательными, организаторы растянули бы конференцию на месяц. Сессии 2-го дня конференции:
• Междисциплинарное образование.
• Моделирование.
• еLearning примеры: базовое обучение.
• Письменная оценка знаний.
• Обучение на основе компетентностного подхода: учебный план базового образования.
• Клиническое мышление.
• Планирование учебных программ.
• Безопасность пациентов.
• Характеристика студентов.
• Преподаватель.
• Клиническое обучение.
• Оценка знаний профессионалов.
• Обучение на основе компетентностного подхода: последипломное образование
• Совместное обучение (Peer Assisted Learning).
• Обучение по месту жительства (Community Based Education).
• Профессионализм.
• Оценивание преподавателя.
• Преподавание и обучение.
• Лекция.
• Реализация eLearning.
• Самооценка.
• Готовность к практике.
• Последипломное образование.
• Общественное здравоохранение и пропаганда здоровья.
• Подходы к выбору.
• Назначения и безопасность пациентов.
Симулированные пациенты.
Третий день конференции открыл доклад на пленарном заседании "Тенденции в медицинском образовании - почему существует необходимость в регуляторе?"
Jim McKillop, председатель совета по базовому образованию Генерального медицинского совета Великобритании) рассказал о роли национального регулятора в области медицинского образования и возрастании его актуальности в нынешнее время быстрых и существенных изменений в медицинском образовании. После обсуждения разнообразия медицинского образования и его регулирования в Европе, докладчик привел ситуацию в Великобритании для иллюстрации ряда общих проблем. Генеральный медицинский совет (GMC) в настоящее время несет утвержденную законом ответственность за все этапы (базовое образование, последипломное и НПР) медицинского образования и подготовки кадров в Великобритании. Также были рассмотрены значение регулятора в стимулировании инновационной деятельности и поддержке соответствующих изменений через функции разработки стандартов и контроля их использования провайдерами образования.
Заседание продолжил доклад Fred Hafferty, профессора медицинского образования, директора программ по профессионализму и биоэтике клиники Мэйо, США) "Перспективы профессионализма". Суть доклада: профессионализм является сегодняшней повесткой дня в медицинском образовании. В то же время сохраняется некоторая путаница в том, что подразумевается под этим термином, с большим диапазоном интерпретации в зависимости от точки зрения. Значение профессионализма для подготовки доктора будущего имеет важные последствия для разработки учебных программ, для возможностей обучения и выбора методов оценки знаний.
Темы сессий третьего дня конференции:
• Профессиональное развитие профессорско-преподавательского состава.
• Клиническое обучение.
• еLearning примеры: последипломное образование.
• Оценка знаний: обратная связь.
• Проблемно-ориентированное обучение.
• Образовательная среда.
• Обучение работе в команде.
• Коммуникационные навыки.
• Исследования в области образования.
• Прогрессивное тестирование.
• Студенты как авторы учебных ресурсов. Семинары:
• Оценка клинических навыков.
• Богатство в тишине - общение после разговоров.
• Организация открытых образовательных ресурсов (OOER).
• Как эффективно планировать и проводить семинары.
• Практический подход к эффективному авторингу виртуальных пациентов.
• Использование веб-лекций и других приложений потокового видео в медицинском образовании.
• Поощрение мобильности в медицине: можем ли мы сами применять спиральные программы и модули мастерства?
• Как написать эффективный модуль для командного обучения.
• Портфолио в медицинском образовании: разработка решений для обучения на основе компе-тентностного подхода.
• Голос пациента как средство повышения достоверности и надежности в клинической оценке знаний.
• Использование исследовательской деятельности для улучшения практики в медицинском образовании.
Кроме перечисленных событий, в рамках конференции проходили также заседания различных обществ, комитетов, были организованы встречи с экспертами и ключевыми докладчиками, проводились отдельные секции, где докладывались результаты исследований, отчеты по диссертациям. Также программу конференции традиционно разбавляет серия юмористических секций - Fringe. Большое внимание уделяется постерным выступлениям и мастер-классам. Фотографии, сделанные на конференции, доступны на сайте www.medobr.ru. Также фотографии можно просмотреть на Facebook, на страницах AMEE (http://www.facebook.com/pages/ Association-for-Medical-Education-in-Europe-AMEE/) и нашего журнала (http://www.facebook. com/pages/Association-of-Russian-Medical-Societies-for-Quality/).
Следующая конференция AMEE пройдет 27-31 августа 2011 г. в Вене, Австрия. Все подробности доступны на официальном сайте AMEE www.amee.org.
Все гиперссылки, упомянутые в репортаже, доступны в разделе "Дополнительные материалы" на сайте www.medobr.ru.
Балкизов Залим Замирович, эксперт АСМОК, зам. главного редактора