Европейский союз медицинских специалистов (UEMS)

Резюме

Европейский союз медицинских спе­циалистов (The Union of European Medical Specialists - UEMS) был основан в 1958 г., после подписания в 1957 г. Римского до­говора, согласно которому предпола­галось взаимное признание дипломов, полученных во всех странах его подпи­савших. Целью UEMS было объединение медицинских специалистов стран - чле­нов Европейского Союза (ЕС) и достиже­ние консенсуса в отношении содержания и качества образования медицинских спе­циалистов и практики. Результат этой де­ятельности был призван служить основой для законодательства ЕС в сфере здравоохранения.

История UEMS

Европейский союз медицинских специалистов (The Union of European Medical Specialists - UEMS)) был основан в 1958 г., после подписания в 1957 г. Римского договора, согласно которому предполагалось взаимное признание дипломов, полученных во всех странах его подписавших. Целью UEMS было объединение медицинских специалистов стран - членов Европейского Союза (ЕС) и достижение консенсуса в отношении содержания и качества образования медицинских специалистов и практики. Результат этой деятельности был призван служить основой для законодательства ЕС в сфере здравоохранения.

Старт был медленным, но в 70-х гг. прошлого столетия ЕС приблизился к принятию законопроектов по этой проблеме. Начиная с 1962 г. были учреждены секции по специальностям, и в 1975 г. UEMS сыграл важную роль в разработке "Директив для докторов", согласно которой было установлено взаимное признание медицинских дипломов между государствами - членами ЕС.

Однако в последующем вкладу UEMS уделялось мало внимания, и требования к качеству, содержащиеся в Директиве, в основном остались ограниченными, касаясь указания минимальной продолжительности обучения (ст. 26-27) и критериев признания учебных заведений (ст. 24).

В 1980-е гг. ЕС заморозил дальнейшую реализацию требований к качеству, содержащихся в Директиве, в результате чего потребовался новый подход.

1990-е годы

UEMS переместил  внимание с обеспечения ЕС рекомендациями на расширение работы по гармонизации и улучшению качества обучения и условий труда медицинских специалистов в Европе.

Для этой цели в 90-е гг. прошлого столетия были разработаны европейские соглашения, касающиеся таких ключевых вопросов, как профессиональная стажировка, непрерывное образование, оценка качества.

Результатом этой работы явилось создание хартий UEMS, которые в качестве моделей и рекомендаций по государственной политике были представлены руководству европейских стран. Несмотря на то что эти хартии не имели прямой юридической силы, они оказали значительное влияние на изменения национальных нормативов.

UEMS были предложены следующие хартии: Хартия о непрерывном медицинском образовании, Хартия об обеспечении качества работы специалистов, практикующих на территории Евросоюза, Хартия об инспекциях учебных центров, Хартия о непрерывном профессиональном развитии (также называемая Базелевской декларацией), Декларация о продвижении качественной медицинской помощи, Декларация об обеспечении качества медицинской помощи (также называемая Будапештской декларацией) и Декларация о введении политики оценки в последипломном медицинском образовании.

Существующая ситуация

Философия всех национальных профессиональных медицинских организаций заключается в том, что медицинская помощь становится наилучшей в том случае, когда качественные медицинское образование и подготовка являются достоянием медицинских работников. В каждой стране профессионалы отстаивают такую позицию, но все чаще делать это становится труднее - контролировать качество медицинской помощи страстно желают такие структуры, как правительство, страховые и коммерческие компании.

Если медицинские специалисты хотят сохранить и улучшить качество оказываемой помощи, то для этого им необходимо постоянно прикладывать весьма серьезные усилия. Это возможно только в случае единства цели и средств. А достижение такого единства возможно в случае сбалансированности взглядов и интересов как профессионалов, так и политиков.

Национальный уровень

Объединение стратегий должно начинаться на государственном уровне. И здесь профессиональные сообщества проводят большую работу  в плане улучшения качества медицинской помощи. Но это должно осуществляться на всех уровнях медицинской практики, начиная от индивидуально практикующих врачей и заканчивая управлением госпиталями, требованиями к стажировке, сертификацией, аттестацией, профессиональными инструкциями, национальным законодательством.

Реализация политики, направленной на оказание качественной медицинской помощи, возможна только в случае тесного взаимодействия профессиональных организаций и национальных медицинских ассоциаций и организаций. Должный результат может быть достигнут только при единстве целей и взглядов.

К сожалению, во многих европейских странах такого единства пока нет, и для его достижения необходимо приложить немалые усилия. Национальным профессиональным организациям следует помнить о том, как важно, чтобы в Европе было известно об их деятельности.

Европейский уровень

Отсутствие единой национальной политики немедленно сказывается на представлении о состоянии медицины на европейском уровне. Слишком часто делегаты от организаций, функционирующих в одной и той же стране, отстаивают противоречивые взгляды в разных европейских медицинских организациях.

Европейские медицинские организации

На сцене Европы представлены UEMS с его секциями, а также Совет Европы, европейские профессиональные сообщества по каждой из специальностей, но также имеются и зонтичные организации национальных медицинских ассоциаций [Постоянная комиссия европейских врачей (Comite Permanent of European doctors - CPME)], а также другие независимые медицинские организации, такие, как Европейская организация врачей-стажеров (PWG), больничных врачей (AEMH) и врачей на окладе (FEMS). В основном, каждая группа появлялась с целью лоббирования своих собственных интересов, но были достигнуты успехи в достижении единства их целей и принципов. Этот процесс объединения должен продолжиться и в будущем.

Будущее

UEMS, несомненно, является крупнейшей политической медицинской ассоциацией Европы, характеризующейся мощной поддержкой со стороны широких масс. Этот союз добился значительных успехов, но ему еще многое предстоит сделать. До настоящего времени каждая страна самостоятельно решала проблемы медицинского обеспечения, однако интегративные процессы в Европе набирают обороты. Представители медицинской профессии должны быть готовы сыграть свою роль  в новой интегрированной европейской политике в области здравоохранения.

Успешное решение задач, возникающих в результате объединения европейских государств и необходимости оказания качественной помощи на территории всего ЕС, возможно только при наличии сильной позиции его медицинских работников. Укрепление позиции должно начинаться на национальном уровне:

-единство целей и стратегий национальных организаций;

-координация деятельности каждой из национальных организаций;

-расширение участия национальных медицинских организаций в решении медицинских проблем Евросоюза, активное участие их работников в решении проблем, связанных с кадровыми, экспертными и финансовыми вопросами, а также активизация их ресурсов в целях создания должного имиджа системе здравоохранения Евросоюза.

На европейском уровне требуется большее единство медицинских работников, при одновременном сохранении профессиональной независимости отраслевых групп, таких, как группа специалистов в области медицины, группа врачей общей практики и т.д. На этом уровне необходимо достичь такого же единства, как и на национальном.

В настоящее время Генеральный директорат по здоровью и защите потребителя (SanCo) обладает полномочиями лишь в области общественного здоровья. В сферу его интересов входят наблюдение за здоровьем, выявление потенциально опасных ситуаций, а также факторов, оказывающих влияние на общественное здоровье.

С большой долей вероятности можно сказать, что полномочия Евросоюза в будущем значительно расширятся. Медицинские работники должны в один голос озвучивать свои представления, связанные с проблемами качества. Им следует быть готовыми к тому, что в будущем Евросоюзу потребуются конструктивные и убедительные рекомендации по ключевым проблемам.

Структура Европейского союза медицинских специалистов

Упрощенно UEMS можно рассматривать как три разноплановые, но связанные друг с другом структуры. Первой является Совет, на уровне которого организуются заседания национальных медицинских ассоциаций; во вторую входят секции и комитеты по различным медицинским специальностям; третья - самая молодая организация, "дитя" Европейского союза медицинских специалистов - Европейский аккредитационный совет по непрерывному медицинскому образованию (EACCME).

Совет является старейшей структурой UEMS и в прошлом назывался Правлением. Это политический орган, на уровне которого принимаются решения и заявления по вопросам различных медицинских специальностей. Национальные медицинские ассоциации -  это,  главным образом, организации, которые представляют интересы медицинских специалистов в государствах - членах ЕС, европейском экономическом пространстве и Швейцарии. В совет входят также представители от стран, не являющихся членами ЕС.

Секции и комитеты были созданы позднее, но некоторые из них имеют длительную историю. Они представляют различные специальности, и в их состав входят по 2 делегата от каждой страны, в которой существует конкретная медицинская специальность.

Секции и комитеты в полной мере отражают интересы каждой из специальностей, представленных в Европе, и координируют стажировку специалистов по всей Европе. Это также важно и для пациентов, так как они, определенно, выигрывают от улучшения качества оказываемой им медицинской помощи.

В 1999 г. UEMS основал Европейский аккредитационный совет по непрерывному медицинскому образованию (EACCME), который начал функционировать в 2000 г. Данная структура призвана координировать непрерывное медицинское образование (НМО) и непрерывное профессиональное развитие (НПР) врачей, помогая им получать образовательные кредиты, зарабатываемые на международных конференциях, которые одобрены UEMS и EACCME, и общепринятые во всех странах - членах UEMS.

Аккредитация

В настоящее время НМО-НПР являются важной частью медицинской практики. Процесс получения медицинской специальности начинается с обучения в университете и преддипломной практики, за которыми следует последипломная стажировка, в идеале осуществляемая в тесном взаимодействии между профессионалами и университетом.

В прошлом процесс обучения специалиста на этом заканчивался, но более чем очевидно, что для постоянного поддержания знаний и навыков на должном уровне практикующий врач должен учиться на протяжении всей своей профессиональной жизни. И в этом случае НМО-НПР играет важную роль.

Реформа последипломного обучения началась с внедрения непрерывного медицинского образования, для чего были организованы теоретические курсы и конференции по основным медицинским специальностям.

В настоящее время обеспечение последипломного обучения дополнилось усовершенствованием коммуникаций, интернет-технологиями, навыками управления и общения и в большей степени фокусируется на потребностях, обусловленных особенностями практической деятельности каждого конкретного специалиста.

За решение вопросов, возникающих в процессе реализации программ НМО-НПР, а также за их организацию отвечает Национальный комитет по аккредитации (NAA), функционирующий в каждой из стран - членов ЕС. Данный комитет может быть либо национальным, либо региональным (или представлять собой комбинацию обоих).

NAA определяет, сколько и какой вид кредитов необходимо получить специалисту в течение года или другого промежутка времени.

Очевидно, что для получения всех необходимых кредитов специалисту недостаточно пройти курсы стажировки, предлагаемые в рамках только программы НМО-НПР, т.е., например, программа дистанционного обучения не может обеспечить специалиста всеми баллами, которые ему необходимо заработать.

Живые выступления, печатные статьи и носители информации (например, компакт-диски) также играют определенную роль в процессе НМО-НПР специалиста. Очевидно, что за эти средства отвечает каждый из национальных комитетов по аккредитации.

EACCME был создан UEMS с целью помочь медицинским специалистам, практикующим на территории ЕС, в получении "кредитов", которые они заработали, приняв участие в международных конференциях, одобренных их национальными комитетами по аккредитации, с целью устранения дублирования процесса их получения. Например, если я, патологоанатом, отправляюсь на конференцию, организованную Британским отделом Международной академии патологии и одобренную Королевской коллегией патологов Великобритании, на предмет соответствия программе непрерывного медицинского образования, то Бельгийский комитет по аккредитации не должен вновь начинать процесс одобрения этой конференции.

Для того чтобы таких ситуаций не возникало, и был создан Европейский аккредитационный совет по непрерывному медицинскому образованию, в рамках которого было предложено создать клиринговую палату, куда бы направлялись запросы, касающиеся аккредитации на территории ЕС.

Основная цель создания данной структуры заключалась в возможности одобрения мероприятий как ответственными национальными комитетами по аккредитации, так и вовлеченной секцией специалистов UEMS. Под ответственным национальным комитетом по аккредитации понимают соответствующий комитет той страны (или области), где проводится данная конференция.

Под вовлеченной секцией понимают секцию специалистов, которая наиболее заинтересована в проведении данной конференции, т.е. которая представляет интересы целевой аудитории данной конференции.

Учитывая, что секция состоит из 2 делегатов от каждой страны - члена Евросоюза, представляющих данную специальность, можно считать, что они выражают типичное мнение специалистов представляемой ими страны по каждому из рассматриваемых вопросов.

История и политическая подоплека Европейского аккредитационного совета по непрерывному медицинскому образованию (EACCME)

Непрерывное медицинское образование и повышение профессиональной квалификации всегда были ключевыми элементами UEMS, так как они значимо способствуют улучшению качества медицинской помощи и обеспечивают максимальный уровень подготовки специалистов в области медицины. Данный постулат был узаконен в 1993 г., когда была принята "Хартия UEMS о непрерывном медицинском образовании". С тех пор по проблеме НМО-НПР проделана большая работа, а также приняты соответствующие позиционные документы и декларации, такие, как "Базельская декларация по программе непрерывного медицинского образования" (2001) или "Декларация UEMS по продвижению качественной медицинской помощи" (2004).

В то же время многие европейские страны предприняли ряд шагов в направлении реализации обязательной программы непрерывного медицинского образования и повторной сертификации или повторного лицензирования, финансового стимулирования или заключения контрактов со страховыми компаниями и госпиталями. Несмотря на то что UEMS выступает за добровольное непрерывное медицинское образование, создается впечатление, что ему следует оказывать дополнительную помощь европейским медицинским специалистам в этом отношении. По этой причине в октябре 1999 г. UEMS основал Европейский совет по аккредитации непрерывного медицинского образования (EACCME) в целях:

-облегчения доступа врачей, практикующих на территории ЕС, к качественному непрерывному медицинскому образованию;

-содействия реализации качественного непрерывного медицинского образования в Европе;

-создания простой системы обмена кредитов, заработанных в рамках программы непрерывного медицинского образования на территории всей Европы.

Контроль качества действий НМО - основной элемент в этом процессе. Поэтому было решено работать децентрализованным путем, посредством экспертизы существующих европейских и национальных профессиональных организаций, вовлеченных в аккредитацию.

Ежедневное управление европейской аккредитацией, осуществляемое EACCME, обеспечивает связь между европейским и национальным уровнями. Следует помнить о политической необходимости соответствия законам национальных профессиональных регулятивных органов, так как эти органы ответственны за регистрацию врачебного НМО-НПР, а также за вручение лицензий на осуществление врачебной деятельности.

Структура EACCME

EACCME был основан в 1999 г. как отдельное подразделение UEMS и подчиняется его правлению. В пересмотренном уставе исполнительным комитетом EACCME было предложено, чтобы он стал одним из 5 равноправных  органов UEMS,  для того чтобы подчеркнуть его значимость. Поэтому управление EACCME должно удовлетворять следующим требованиям:

-руководящим органом является Совет UEMS, состоящий из представителей национальных ассоциаций каждой из стран - членов UEMS;

-консультативный совет разрабатывает рекомендации с учетом управления Европейской аккредитацией. Этот орган состоит из представителей:

-  национальных  профессиональных организаций по CME, включая национальные органы по CME-аккредитации;

-  UEMS, включая представителей его секций и профессиональных комитетов;

-  профессиональных  специализированных организаций и обществ.

Этот консультативный совет обеспечивает полный обмен опытом/знаниями и сотрудничество между различными партнерами, участвующими в аккредитации на европейском уровне. Ежегодно UEMS созывает заседание Совета, так как он способствует дальнейшему внедрению мероприятий, организуемых EACCME в сотрудничестве с членами консультативного совета. Повседневная работа EACCME находится под контролем исполнительного комитета UEMS, в его Брюссельском секретариате.

Было очевидно, что национальные профессиональные регулятивные органы должны одобрить создание такой организации, как EACCME, так как это позволит сделать заменяемыми кредиты, зарабатываемые в рамках программы НМО на территории всей Европы. Единственным условием было то, что эти органы должны оставаться в курсе событий в их собственных странах и должны вносить значимый вклад в функционирование EACCME. Таковы политические реалии. Более того, ожидается, что в течение нескольких лет в ряде стран, где этого не было раньше, будет введена обязательная повторная сертификация. Тогда кредиты, полученные в рамках программы НМО, были бы использованы в качестве такого инструмента.

Практическая деятельность

EACCME получил свои полномочия от национальных регулятивных органов вместе с рядом особых условий.

-Сохраняются национальные полномочия. EACCME не должен стать наднациональным органом, но должен играть роль связующего элемента и клиринговой палаты между национальными регулятивными органами.

-Окончательное решение, касающееся аккредитации каждого вида деятельности, остается за национальным регулятивным органом той страны, в которой эта деятельность имеет место.

-Брюссельская администрация должна быть как можно более рациональной.

-Оценка качества и определение количества кредитов, получаемых после прохождения каждого курса CME, должны быть децентрализованными. EACCME полагается на экспертизу профессиональных органов в каждой из специальностей (таких, как секции UEMS и/или комитетов и европейских комитетов по аккредитации в определенной специализации). Сделано это с целью не допустить дублирования процесса оценки качества.

-Аккредитации не подлежат коммерческая и интернет-деятельность, и в соответствующее время каждое мероприятие должно оцениваться по отдельности. Таким образом, провайдеры не получают аккредитацию на серию мероприятий, растянутую на годы. -Административные издержки EACCME должны взять на себя провайдеры мероприятий, подающие запрос на получение европейской аккредитации. Издержки необходимо ограничить, избегая дублирования в Брюсселе работы, уже сделанной другими органами по аккредитации.

Признание кредитов EACCME (EC-MEC's) гарантируется лишь национальными органами управления в рамках этих условий. EACCME строго удовлетворяет этим условиям и функционирует в соответствии со следующими особенностями:

1. Процесс аккредитации в Европе затрагивает две стороны: национальные полномочные органы по аккредитации, а также секции и/или комитеты специалистов UEMS.

2. Ответственные национальные полномочные органы определяются в зависимости от места, где организуется конференция, а заинтересованные секции специалистов - в зависимости от наиболее вовлеченной специальности или целевой аудитории данной конференции.

Теперь давайте рассмотрим, как этот процесс осуществляется на практике. Организатор конференции посылает запрос со всеми необходимыми документами в офис UEMS - EACCME, расположенный в Брюсселе, или заполняет соответствующую web-версию заявки. Далее запрос будет направлен двум партнерам.

Соответствующая секция и/или комиссия UEMS оценивает научную значимость данного НМО-мероприятия. Оценка производится строго в соответствии с критериями качества UEMS, которые приведены в разделе D-9908.

Обоих партнеров просят в строго определенный промежуток времени либо одобрить аккредитацию данной конференции, либо отказать, а также определить количество кредитов, определенных UEMS - EACCME, которые врачи смогут получить, приняв участие в данной конференции.

Схема работы


Система баллов

Ввиду того, что национальные органы по аккредитации пользуются различными кредитными системами, с целью регулирования количества кредитов, получаемых после прохождения курсов повышения квалификации, была введена европейская система кредитов непрерывного медицинского образования (ECMEC). Согласно этой системе,  кредиты начисляются следующим образом:

-1 ECMEC (кредит) - за час;

-3 ECMEC - за полдня;

-6 ECMEC - за полный день.

Таким образом, национальные аккредитационные органы, руководствуясь местным законодательством, могут конвертировать эти кредиты в национальные единицы.

В случае, когда проведение конференции одобряется обоими партнерами, ее организатор получает письмо с подтверждением одобрения конференции Европейской аккредитацией.

Такое письмо содержит 3 пункта: вопервых, принятое решение (одобрение или отказ), а также точное указание партнеров, принявших данное решение; во-вторых, количество ECMEC, получаемых в случае участия в данной конференции (и в конечном счете, количество национальных кредитов, соответственно законам, установленным национальными полномочными органами по аккредитации той страны, в которой состоится данная конференция); в-третьих, уведомление о взаимном признании кредитов UEMS - EACCME и 1-м классом системы сертификации врачей, разработанной Американской медицинской ассоциацией (AMA PRA Class 1 credits).

Оценка конференций

Осуществить полную оценку предстоящей конференции только на основании документов, предоставляемых организатором, до момента ее реального проведения очень сложно. Поэтому в будущем следует приложить усилия для того, чтобы организаторы знали, как оценивают конференцию сами участники. Данная оценка должна быть довольно простой, так как слишком детальная оценка будет сложна для анализа. Основные вопросы, которые можно задать, таковы:

-Была ли конференция хорошо организованной?

-Узнал ли участник конференции чтолибо важное для себя?

-Привнесет ли то, чему научился участник на конференции, изменения в его работу?

-Ощущалась ли участниками конференции предвзятость во мнениях ее организаторов?

Для оценки каждого из ответов можно предложить участнику указать 1 из 5 возможных вариантов степени согласия от "полностью согласен" до "полностью не согласен". Основная задача данной оценки состоит не в том, чтобы ретроспективно аннулировать ассигнованные кредиты, а в том, чтобы облегчить оценку последующих конференций такого же рода, организуемых теми же лицами.

Чаще всего EACCME оценивает большие международные, регулярно проводимые конференции, поэтому предложенная методика позволит упростить процесс их оценки.

Каковы дополнительные преимущества?

Как указывалось ранее, дополнительные преимущества от работы EACCME заключаются в объединении профессиональных сообществ, организаций, предоставляющих возможность повышения квалификации в рамках программы непрерывного медицинского образования, а также национальных регулятивных органов. Любые изменения порядка действий должны согласовываться с национальными регулятивными органами. Любые отклонения порядка действий от согласованного алгоритма делают бессмысленным саму идею EACCME, а также ведут к потере достигнутого согласия с Американской медицинской ассоциацией, касающегося взаимного признания кредитов UEMS и Американской медицинской ассоциации.

С точки зрения организаторов конференций, дополнительные преимущества заключаются в том, что эти конференции приобретают международное значение. Таким образом, большее количество зарубежных участников, а также медработников, практикующих в США, будет заинтересовано в объединении конференций, организуемых в Европе и США.

К долгосрочным преимуществам относится взаимодействие с национальными регулятивными органами. Эти органы ревностно относятся к сохранению их национальных полномочий в присвоении кредитов врачам, практикующим в их стране. EACCME является организацией, предоставляющей этим органам возможность принимать непосредственное участие в разработке стратегии непрерывного медицинского образования и отстаивать свои полномочия. Таким образом, медицинские специалисты могут легко зарабатывать  кредиты в рамках программы CME на территории Евросоюза, поскольку дипломы о высшем образовании также признаются на его территории согласно европейскому законодательству.

Наконец, существуют национальные полномочные органы по аккредитации, которые совместно с национальными полномочными органами по лицензированию дают разрешение на медицинскую практику.

Основная цель заключается в разработке системы, которая облегчает жизнь наших коллег и предоставляет им возможность получения качественного непрерывного медицинского образования, гарантирующего, что они могут использовать полученные в ее рамках кредиты, удовлетворяющие национальным требованиям.

Оплата

Обработка заявок UEMS - EACCME осуществляется на платной основе. Она зависит от количества участников конференции и не является фиксированной. Поскольку мы сотрудничаем с двумя главными равнозначными партнерами в европейской аккредитации, их деятельность также оплачивается.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»